интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Новые "пассажи" "гаммы" в тональности "Евгений Онегин"

 
 
 

Новые "пассажи" "гаммы" в тональности "Евгений Онегин"

Автор: Ольга Пурчинская от 18-10-2015, 03:46, посмотрело: 762

Новые "пассажи" "гаммы" в тональности "Евгений Онегин"Роман в стихах А.С.Пушкина (1833), давно уже разошедшийся на цитаты. «Энциклопедия русской жизни», как назвал истинный шедевр Золотого века русской поэзии В.Г.Белинский. Опера (вернее, «лирические сцены») в трех действиях, семи картинах П.И.Чайковского (1877 – 1878), где каждая мелодия мгновенно запоминается, оставляя глубокий след в душе меломана. И все эти труды носят одно имя – «Евгений Онегин», произведение, знакомое каждому отечественному школьнику. Кстати, именно в учебных заведениях преподаватели снабжают нас заштампованными сведениями, возможно, далеко не всегда являющимися правильными.

«Лирические сцены» П.И.Чайковского основаны на либретто самого композитора в соавторстве с К.С.Шиловским. На сегодняшний день это – одна из самых популярных в России опер: она входит в репертуар большинства отечественных музыкальных театров. Причем народной любовью пользуются как классические спектакли, так и авангардные.

Очень интересен «Евгений Онегин» в музыкальной редакции Евгения Колобова, поставленный Народным артистом России Сергеем Арцибашевым на сцене театра «Новая Опера» в 1996 году. В представлении Евгения Владимировича произведение П.И.Чайковского – трагедия, по своей сути, Дуэль (причем именно с большой буквы). Таким образом Маэстро разрушает штампы, заполняющие головы многих зрителей, ломает стереотипы, сформировавшиеся под действием школьной программы по литературе. Здесь «поединки» стремительно сменяют друг друга: вот «сражаются» Ленский с Онегиным, а через секунду их сменяют Ленский и Ольга, спустя еще мгновение – Онегин и Татьяна. И так далее.

В этом спектакле отсутствует привычное разделение на акты: картины просто следуют одна за другой, стирая пространственно-временную ткань, точнее, делая ее скорее иллюзорной, чем реальной. Непрекращающиеся «поединки» героев друг с другом, настоящее буйство эмоций и чувств, в удивительной гармонии сошлись с лирико-романтической, созидательно-философской палитрой картин вальяжной жизни русской интеллигенции в деревне.

Сцена в декорациях Народного художника России Сергея Бархина представляет собой пространство с несколькими дверями, которое, словно по мановению волшебной палочки, превращается то в сад загородного поместья семьи Лариных, то в будуар Татьяны, то в бальный зал, то в улицы Петербурга. Костюмы Народного художника России Элеоноры Маклаковой отражают традиции будней и праздников русских дворян и крестьян. Скромные повседневные наряды нежных оттенков гармонируют с завораживающей роскошью вечерних туалетов из шелка и бархата ярких цветов.

«Евгений Онегин» в музыкальной редакции Е.В.Колобова и постановке С.Н.Арцибашева относится к столичным долгожителям: он пользуется неизменным успехом у публики вот уже 19 лет! За это время в театре «Новая Опера» спектакль сыгран уже более 200 раз. В течение такого внушительного временного интервала постоянно происходят изменения в составе исполнителей. Каждый артист неизменно вносит в любимую историю что-то новое, и, казалось бы, знакомые образы открываются с весьма неожиданных сторон. Таким образом, интерес к такому «ветерану» столичной сцены не угасает.

16 октября 2015 года. В афише «Новой Оперы» - 208-е представление «Евгения Онегина». В программе – сразу три дебюта. В зале – ни одного свободного места. Более 660 человек в сопровождении симфонического оркестра театра под управлением Заслуженного артиста России Евгения Самойлова отправляются в далекое путешествие по самым глубоким закоулкам загадочной русской души. Точнее, небольшая увертюра погружает нас в богатый внутренний мир главной героини оперы – мечтательной, печальной, задумчивой Татьяны.

Спектакль проходит на одном дыхании. Несмотря на обстановку и костюмы героев, в течение всего действия не покидает ощущение, что оно происходит здесь и сейчас, а не 200 лет назад в некоей абстрактной губернии, некоем абстрактном уезде. Ведь чувства, испытываемые героями, сюжетные линии, проходящие сквозь все произведение, человеческие взаимоотношения внутри отдельно взятой семьи и целого общества, актуальны всегда и везде. И не важно, в какой стране, эпохе и при каком политическом строе разворачиваются события.

Солисты и хор «Новой Оперы» сделали героев Пушкина и Чайковского не персонажами, «говорящими» с читателями афоризмами и крылатыми фразами, а настоящими людьми, которые могут радоваться и грустить, веселиться и страдать, переживая самые разные события, которые каждый день подкидывает Судьба.

Одно из главных событий вечера – дебют Ильи Кузьмина (лауреат Международных конкурсов, баритон) в парии Онегина. Заглавный персонаж в его исполнении – человек, не могущий найти своего места в жизни, постоянно от этого страдающий, мечущийся и сомневающийся. Эту душу не могут успокоить и расслабить ни развлечения, ни путешествия, ни смена рода деятельности.
Разителен контраст между холодным равнодушием, иллюзией вселенской тоски в глазах, под которой тщательно скрыто истинное нутро глубоко несчастного человека и мощной, огненной силой, с какой вырвалось наружу незнакомое доселе чувство, полностью завладевшее им. Спокойный, несколько отстраненный в начале, в конце герой становится ярким, эмоциональным. Во время финального объяснения складывается устойчивое ощущение, что просто не существует силы, могущей заставить Онегина выпустить руку Татьяны, а вместе с ней – свою мечту о счастье.
Голос певца – слегка опьяняющий, благородный, мягкий баритон – прочно ассоциируется с образом элегантного аристократа, способного мыслить и чувствовать, романтика-оппозиционера окружающей действительности, не могущего совершить низкий, подлый поступок. А ведь именно таким и представляется Евгений Онегин! Яркий, харизматичный, оставляющий в памяти каждое свое появление на сцене. Истинный главный герой!

Очень сильное впечатление произвел Ленский в исполнении Сергея Романовского (лауреат Международных конкурсов, тенор). Светлая, чистая, пылкая, доверчивая юность этого героя сочетается с глубокой внутренней болью, сильным эмоциональным надрывом. Такой поэт всю силу своих чувств выдаст скорее не устно, а в творчестве. А краткая, молниеносная вспышка, основанная на потрясении, приводит к известным трагическим последствиям.
Голос певца, вначале напоминающий о ярком солнце и ласковом море, и точно также наполняющий сердца и души людей теплом, радостью и верой в скорое светлое будущее, в знаменитой арии, предшествующей дуэли, пронизан болью и тревогой так, что заставляет почувствовать неотвратимость беды.

Татьяна Елизаветы Соиной (сопрано) – юная, наивная барышня, способная на очень сильное чувство. Ранимая, романтичная, печальная, она словно соткана из страниц тех французских книг, в чтение которых погружена с головой с самого детства. Первая любовь вынудила ее покинуть этот маленький, тихий, уютный мирок художественной литературы. С течением времени в ней появляется величие, шик, умение держаться в обществе. Диковатая, необщительная девочка превращается в блистательную светскую даму. Печаль и тоска ее с годами делают мудрее, и теперь чувства никогда больше не возьмут верх над разумом.
Глубокий, нежный, словно завораживающий голос особенно трепетно, бережно обволакивает все эмоции героини и обнажает каждую струнку ее глубокой, трепещущей души.

Разительным образом отличается от старшей сестры Ольга. В исполнении Виктории Яровой (лауреат Международного конкурса, меццо-сопрано) младшая представительница семьи Лариных предстает веселой, беззаботной, кокетливой, живущей сегодняшним днем. Злая она? Жестокая? Ни в коем случае! Скорее, слишком юная, не понимающая еще, как именно нужно себя вести, строя отношения с женихом.
Насыщенный, словно обволакивающий голос оказывает поистине гипнотический эффект, буквально впечатывающий в память каждое слово.

Князь Гремин появляется в спектакле совсем ненадолго, но никогда не остается незамеченным. В исполнении Владимира Кудашева (Заслуженный артист России, бас) он становится одним из ярчайших персонажей. Артист создает образ высокородного офицера. Герой, несмотря на то, что он уже «закаленный судьбой боец с седою головой», обладает юношеским сердцем, способным на самые сильные чувства и дождавшимся – наконец-то! – заслуженного семейного благополучия и домашнего уюта. Ария «Любви все возрасты покорны» как нельзя лучше показывает, что, пока бьется человеческое сердце, оно может любить. А это значит, что свою порцию счастья можно получить на любом этапе жизненного пути.

Ирина Ромишевская (Заслуженная артистка России, меццо-сопрано), когда-то исполнявшая партию Ольги, дебютировала в роли Няни. Героиня у нее получилась добрая, мягкая, заботящаяся о Татьяне и Ольге, словно о собственных детях. При этом героиня не утратила с возрастом обаяния и кокетства: при воспоминаниях о своей юности она преображается, молодея буквально на глазах.

Очень интересные образы создали и исполнители небольших партий: трогательно-изысканного, поэтически настроенного француза Трике (Максим Остроухов, тенор), отличающейся нестандартными взглядами на воспитание дочерей помещицы Лариной (Татьяна Смирнова, сопрано, дебют) и Зарецкого (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас).

Опера «Евгений Онегин» вот уже 19 лет регулярно попадает в репертуар театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова. Зрительский интерес не ослабевает. И это не удивительно, ведь с появлением в составе каждого нового солиста хорошо знакомые мелодии и пассажи начинают звучать по-новому, и совсем по-иному выглядят привычные герои. Так что очередное представление автоматически продлевает жизнь постановке. И очень хотелось бы пожелать, чтобы так продолжалось еще очень долго!

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр