интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Екатерина II и "Недоросль": так быть ли постановке?

 
 
 

Екатерина II и "Недоросль": так быть ли постановке?

Автор: Ольга Пурчинская от 19-08-2015, 04:20, посмотрело: 1278

1782 год. Разгар екатерининской эпохи (1762 – 1796). Отечественный драматург Д.И.Фонвизин (1745 – 1792) создает новую сатирическую комедию «Недоросль» (1782), в довольно грубой форме высмеивающую все пороки государственных мужей, чиновников и дворян современной ему России. Новое произведение ждала непростая судьба: суровая цензура не давала возможности ставить его на сценах профессиональных театров.

В конце концов, несмотря на многочисленные препятствия, публика все же увидела спектакль по пьесе Фонвизина. В дальнейшем этот ярчайший пример классицистической драматургии с ее неизменными тремя единствами (времени, места и действия), четким разделением действующих лиц на исключительно «положительных» и «отрицательных» и некоторой прямолинейностью проблематики не раз ставился на многих отечественных подмостках.

Новое столетие требует свежих, новаторских идей, авторских концепций, форм и антуража от каждого ставящегося спектакля. Московский государственный музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева начал писать новую главу в сценической биографии знаменитой сатирической комедии Д.И.Фонвизина. В самый разгар лета 2015 года состоялась премьера оперетты-водевиля «Недоросль». Режиссер-постановщик – заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии Правительства Москвы, профессор Геннадий Чихачев. Композитор – заслуженный деятель искусств России Александр Журбин. Автор либретто и стихов – Лев Яковлев. Дирижер-постановщик – заслуженный артист России Владимир Янковский. Балетмейстер-постановщик – лауреат Международного конкурса Екатерина Фомичева.

Художник-постановщик, заслуженный работник культуры России Татьяна Мирова, превратила сценическую площадку в поместье времен XVIII столетия. Действие разворачивается во дворе дома и на мосту через речку, по которой периодически приплывает лодка. Огромное дерево со скворечником волшебным образом, возможным только в театре, превращается в трон.

Оригинальный авторский подход постановочной группы заметен уже с первых секунд спектакля. Вначале зрители попадают не в привычные знакомым с пьесой людям места, а… в тронный зал императрицы Екатерины II. Государыня (лауреат Всероссийского конкурса Людмила Кафтайкина) слушает новое произведение г-на Фонвизина, уже прославившегося и наделавшего много шума своим «Бригадиром». Текст начинает читать Правдин (Олег Зимин), ставший здесь секретарем Ее Величества. Императрица внимательно слушает, ведь потом ей придется принять решение о сценической судьбе труда драматурга.

Итак, в воображении Екатерины Великой разыгрываются сцены, свидетелями которых в режиме «реального времени» становятся зрители. Знаменитая история о жестокой и своенравной помещице Простаковой (Ирина Химина), ее бесхарактерном муже Простакове (Владимир Куркин), их сыне Митрофане (лауреат Всероссийского конкурса, лауреат Премии Правительства Москвы Вадим Поповичев), его дяде по материнской линии Скотинине (Сергей Рязанов), воспитаннице Простаковых Софье (лауреат Всероссийского конкурса Жанна Андреева), ее дяде Стародуме (Станислав Якубовский) и женихе Милоне (лауреат Всероссийского конкурса Константин Скрипалев), дополненная неотъемлемыми элементами оперетты – музыкой, хореографией, пластикой и вокалом, смотрится, как некое волшебство с проекцией на суровую реальность, имеющую исторические корни.

Лихие пляски дворовой челяди, жесткие столкновения г-жи Простаковой с супругом и крепостными, искрометная энергия няньки Митрофана Еремеевны (заслуженная артистка России Наталья Замниборщ), лицемерие учителей – семинариста Кутейкина (Зинаида Громоздина), отставного сержанта Цыфиркина (лауреат Международных конкурсов Юрий Красов) и немца Вральмана (лауреат премии Правительства Москвы Григорий Захарьев), неожиданные переходы с оперно-пафосного вокала до базарно-склочного крика – все эти (и многие другие!) нюансы, дополненные легендарными крылатыми выражениями и тонким, изящным юмором, позволят найти интересные моменты в спектакле каждому зрителю, вне зависимости от возраста, вкуса и образования.

Музыкальный материал оперетты-водевиля будоражит воображение. Здесь можно услышать и арию мужа-подкаблучника, полностью подчинившегося своей властной жене, и специфическое признание в любви свиньям (при этом очаровательные поросята ездят по усадьбе Простаковых на колесиках), и нежные, трепетные признания в любви Милона и Софьи, и благородные мысли Стародума, и ленивые, безрезультатные попытки Митрофана овладеть хоть какими-то познаниями.

Отдельного, очень длинного и вдумчивого разговора заслуживают костюмы. Лауреат Премии Правительства России Елена Бочкова создала для всех обитателей поместья Простаковых, включая самих господ, мягкие, объемные, мешковатые одеяния из белых, бежевых и коричневых тканей, стилизованных под такие элементы национального костюма, как сарафаны, рубахи, валенки и т.д. Барыня и ее родня выделяются из толпы благодаря красным деталям – бусам, серьгам, отделке карманов и обуви.
«Прически», выполненные из веревок, используются здесь еще и в качестве канатов и плеток. Роскошные русские «косы» у деревенских жителей приобретают потрепанный, взлохмаченный вид.

Совсем иначе выглядят положительные персонажи – Стародум, Софья и Милон, чьи костюмы подчеркивают стройную фигуру и благородную осанку. Нежные, струящиеся материи платья героини, элегантная форма ее жениха и «джентльменский» наряд дяди словно олицетворяют светлые, человеческие качества и говорят, что не все дворяне одинаково бездушны. В отличии от Простаковых и их челяди, эти люди появляются с естественными, натуральными волосами и привычными взгляду современного зрителя прическами.

Екатерина Великая и Правдин одеты по последнему крику петербургской моды. Императрица в самом буквальном смысле блистает в роскошном пурпурном платье. Пышность парадного наряда, дополненного высоким напудренным париком, словно напоминает зрителям о Просвещении и современной ему эпохе барокко, а костюм секретаря из золотой парчи - о реформах Ее Величества, временно сделавших возможности дворянства почти безграничными.

…И вот пьеса Д.И.Фонвизина подошла к концу. Сказаны финальные слова. Пора заканчивать спектакль. Но что скажет императрица? Каков будет ее вердикт по поводу судьбы нового произведения современного ей автора? Пьесы, полной не самых лестных высказываний в адрес представителей дворянства и всех уровней власти. Об этом вы узнаете, посетив премьеру Московского государственного музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр