интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Кармен": криминальная драма на сцене "Геликон-Оперы"

 
 
 

"Кармен": криминальная драма на сцене "Геликон-Оперы"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-05-2015, 04:38, посмотрело: 1658

Накал страстей. Яркое, стремительно развивающееся действие. Предельная драматургическая насыщенность. Конфликт горячих испанских и цыганских характеров. Блестящий музыкальный материал, знакомый даже тем, кто далек от театрального искусства, в частности, от оперы.

Вот – далеко не полный список обстоятельств, следствием которых является неослабевающая популярность одного из самых известных произведений Жоржа Бизе (1838 – 1875) – оперы «Кармен» (1875), написанной на либретто Анри Мальяка и Лудовико Галеви. Литературной основой послужила одноименная новелла Проспера Мериме. Тем не менее, первое представление на сцене парижского театра «Опера-Комик» было провальным. Критика разнесла постановку в пух и прах: по мнению исследователей, действие оказалось слишком «безобразным», «безнравственным» и «вульгарным». Это относилось, в том числе, к главной героине, к музыкальному материалу, к взаимоотношениям персонажей.

После сокрушительного провала спектакля на парижской премьере, «Кармен» была благосклонно принята публикой в России, странах Старого и Нового Света. Претерпев ряд изменений (музыкальная редакция Эрнеста Гиро), опера Ж.Бизе была вновь показана французскому зрителю в 1883 году. Сегодня она относится к наиболее популярным и уважаемым произведениям и является репертуарным хитом музыкальных театров во многих точках земного шара.

Современная криминальная драма» (только для взрослых). Весьма оригинальное название для своей постановки оперы «Кармен» предложил режиссер Дмитрий Бертман (Народный артист России). Спектакль-фантазия – авторская версия известных всем знатокам новеллы П.Мериме и опуса Ж.Бизе событий, перенесенных в наши дни. Это произведение – частый гость в репертуаре московского театра «Геликон-Опера». Премьера состоялась 20 декабря 1996 года, и в течение без малого двадцати сезонов пользуется неизменным интересом публики, неустанно привлекая внимание зрителей старше 16 лет.

…Прохладным вечером 17 мая 2015 года в уютном зале на Новом Арбате завершается очередной блок спектаклей «Кармен». Публика неспешно рассаживается, и вскоре не остается ни одного свободного места. Наконец, звучит третий звонок, выключаются мобильные телефоны, в центре оркестровой ямы занимает свое место дирижер Андрей Шлячков.

Открывается занавес – и из ненастной Москвы мы попадаем в жаркую, солнечную Испанию, точнее, в Севилью, где в раскаленном воздухе чувствуется приближение грозы. Ну, а пока на горизонте все тихо, мирно и спокойно. Симфонический оркестр театра «Геликон-Опера» под управлением маэстро играет знаменитую увертюру. Роскошную мелодию, включающую в себя несколько частей, можно назвать кратким содержанием оперы, во всяком случае, ознакомлением с музыкально драматической составляющей образов. Картины прекрасной испанской природы, южноевропейского колорита, беззаботных народных гуляний и трагической участи главной героини изображаются тонким, чутким «художником» - знаменитым звукорядом Ж.Бизе.

Музыкальная палитра раскрывается во всей своей красе на фоне неожиданных декораций. Сценографы, Заслуженные художники России Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, развернули на всем пространстве сценической площадки огромную кирпичную стену. В течение спектакля на ней появятся многочисленные надписи, которые мелом сделают герои. Таким образом, старинный испанский город приобретает современные черты, а площадь становится похожей на ночной клуб, где можно расслабиться и в компании друзей, и в обществе случайных попутчиков. Небольшой старый автомобиль в правом углу – поистине многофункциональное устройство: это и площадка для танцев, и обеденный стол, и даже место, где можно уединиться.

Костюмы героев, выполненные преимущественно в черно-серой цветовой гамме с вкраплениями белого и красного – удобная каждодневная одежда современного человека. В такой и на работу пойти можно, и на учебу, а затем и вечером куда-нибудь заглянуть.

Опера «Кармен» сильна не только знаменитыми ариями, но и хореографическими номерами. Балетмейстер Александр Тагильцев (Заслуженный артист России) и режиссеры по пластике и сценическому движению Олег Ильин и Юрий Устюгов создали на сцене действо, напоминающее вечеринки в современных ночных клубах, начисто лишенное традиционных для подобных видов веселья пошлости и вульгарности. Тем не менее, реалистичность происходящего от этого нисколько не пострадала.

Герои в исполнении солистов «Геликон-Оперы» представляют собой удивительное сочетание классических франко-испанских образов с визуальной адаптацией под современного молодого зрителя.

Заглавный персонаж – молодая цыганка Кармен. В интерпретации Ирины Рейнард (меццо-сопрано) свободолюбивое «дитя свободы» предстает легкой, яркой, энергичной, очень пластичной. Знойный темперамент, харизма, смелость и природное обаяние делают ее лидером в любой ситуации. Она – хозяйка своим мыслям, чувствам, словам и действиям. Ничто не может поработить эту душу, даже самое сильное чувство.
Роскошная грива волос, несколько вызывающий костюм и соблазнительные танцы на машине волшебным образом превращаются в аккуратную прическу, элегантную одежду и изящную походку. Причина – любовь. Но надолго ли?
Глубокий, терпкий, густой, будто слегка опьяняющий голос Ирины Рейнард, кое-где нежный, кое-где – таинственный, мистический, решительный, рисует портрет эмоциональной, страстной героини, знающей, чего она хочет. Такая девушка никогда не уступит обстоятельствам, и не сладко придется тому, кто попытается встать у нее на пути!

От действий роковой красавицы наиболее сильно пострадал дон Хозе. Простой солдат, сержант полиции в исполнении Вадима Заплечного (Заслуженный артист России, тенор) в начале спектакля появляется молодым, беспечным человеком. Он служит в органах охраны правопорядка, честно выполняет свои обязанности и живет спокойной жизнью.
Страсть, которой он воспылал к Кармен, оказалась для него судьбоносной. В течение спектакля казалось, что герой непрерывно стареет. В начале совсем юный, ближе к финалу он похож уже на глубокого старца, трагически теряющего рассудок. Это проявляется в сгорбленной осанке, тяжелеющей буквально на глазах походке, в стремительно меняющемся взгляде.
Во имя своей любви человек пошел ва-банк и в итоге потерял все – дом, работу, репутацию, а в конечно итоге – свободу и саму жизнь.

Соседка дона Хозе, крестьянка Микаэла (Елена Семенова, сопрано), давно безответно влюблена в него. В начале спектакля она – юная, беззаботная девушка, возможно, впервые оказавшаяся в большом городе. Но у нее есть цель – передать солдату привет от его матери. Голос певицы показывает наивное счастье молодой героини, воодушевленным рассказом передающей важное поручение. Белое кружевное платье и изящная шляпка дополняют образ.
Совсем другой становится Микаэла во втором действии. Она как будто резко повзрослела, понесла тяжкую утрату. Походка уже совсем не та, что была раньше. Вместо легких, летящих шагов – медленная, нерешительная поступь. А на смену кокетливому головному убору пришла черная накидка. И голос стал куда более напряженным, таинственным. И решительности в интонациях заметно прибавилось.

Предмет страстного увлечения Кармен – тореадор Эскамильо (Константин Бржинский, баритон). Человек, чья деятельность неразрывно связана с риском для жизни, и каждый его день может стать последним, стремительный, энергичный, он привлекает внимание свободолюбивой цыганки.
Сильный, бодрый, уверенный в себе, харизматичный, обладающий обаятельной улыбкой и горящими решительным огнем глазами, Эскамильо – полная противоположность солдату, постепенно теряющему рассудок. Он – не питает иллюзий, и прекрасно понимает, что любовь красавицы – явление временное.
Взгляд, жесты, осанка, походка – все выверено до мелочей. Богатство и красота тембра баритона Константина Бржинского делают его героя лидером на празднике под названием «Жизнь», на любом торжестве в честь очередной победы в схватке с опасным соперником.

Каждый житель Севильи – капитан Цунига (Дмитрий Скориков, бас), офицер Моралес (Заслуженный артист России Андрей Вылегжанин, баритон), цыганки Фраскита (Заслуженная артистка России Марина Калинина, сопрано) и Мерседес (Инна Звеняцкая, сопрано), контрабандисты Данкайро (Максим Перебейнос, баритон) и Ремендадо (Андрей Паламарчук, тенор) – яркая, самобытная личность, сила духа и темперамент которой не может остаться незамеченным.

Артисты хора воплотили образы полицейских, солдат, цыган, цыганок, контрабандистов, пикадоров, тореадоров и представителей народа. Массовые сцены создавали эффект присутствия на масштабном праздничном гулянии, таком, какое возможно только в жаркой, солнечной Испании. Например, на производящей неизгладимое впечатление корриде.

Путешествие в «криминальный мир» современной Испании, такой, какой ее видит Дмитрий Бертман, вышло увлекательным. Сочетание бессмертной музыкальной классики и новейших постановочных тенденций открывают новую эру в искусстве музыкального театра, позволяют зрителям расширять кругозор и неустанно развивать интеллект, а заодно получать удовольствие от наслаждения шедеврами мировой оперы.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр