интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Концерт-посвящение Елене Образцовой: торжество Музыки и Любви

 
 
 

Концерт-посвящение Елене Образцовой: торжество Музыки и Любви

Автор: Ольга Пурчинская от 2-05-2015, 03:26, посмотрело: 1732

«Это – не вечер памяти. Это – концерт-посвящение». С такими словами обратилась к зрителям, собравшимся 28 апреля 2015 года в Большом зале Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко. В этот солнечный, уже по-летнему теплый день прошел концерт, получивший название «Музыка – это любовь».

Ровно шесть месяцев назад, 28 октября 2014 года, Народная артистка СССР Елена Васильевна Образцова блистала на «Оперном балу» - роскошном празднике, приуроченном к ее 75-летию, местом проведения которого стала историческая сцена Большого театра. Сияющая, величественная, прекрасная, Дива в тот день, как и в течение многих предшествующих ему лет, радовала публику своим талантом, красотой голоса и теплом души, невероятной энергетикой и харизмой. Увы, но юбилейное торжество стало «лебединой песней» легендарной Примадонны. Ее жизнь оборвалась 12 января 2015 года.

Как известно, человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Каждое выступление Елены Васильевны, будь то оперный спектакль или концерт, становилось, безо всяких преувеличений, важнейшим событием в мире музыкального театра. Многие образы, созданные Дивой, признаны мировой критикой эталонными, а нюансы, примененные артисткой при работе над ролями, взяли на вооружение представительницы следующих поколений оперных певиц.

28 апреля 2015 года Елена Образцова была на сцене Большого зала Московской консерватории. Вместе со своими друзьями, коллегами и поклонниками. Она не только наблюдала за происходящим с многочисленных фотографий, но и пела своим дивным голосом, неизменно запоминающимся однажды и на всю жизнь.

Репертуар легендарной певицы крайне разнообразен: более сорока партий в операх российских и зарубежных композиторов, камерные (романсы, авторские и народные песни и т.д.) и кантатно-ораториальные произведения. В программе концерта «Музыка – это жизнь» в исполнении Елены Васильевны звучали фрагменты ее выступлений разных лет.

Первое отделение вечера состояло из камерных произведений, вторая половина подарила публике немало знаменитых страниц мировой оперной литературы.

Первыми свое музыкальное посвящение Елене Образцовой исполнили артисты Государственного академического камерного оркестра России (художественный руководитель и главный дирижер – Алексей Уткин). Их подарки легендарной Диве и многочисленной публике: «Миссия» Э.Морриконе в обработке И.Пашинцева для гобоя и виолончели (солисты – А.Уткин – гобой, И.Пашинцев – виолончель); финал Дивертисмента ре-мажор для струнных В.А.Моцарта; танго А.Пьяццоллы. Саундтрек к популярному фильму. Виртуозно окрашенная яркими эмоциями четкая линия композиции «венского классика». Вариации на тему танго, открывающие много нового даже самым преданным поклонникам этого танца.
Богатая палитра чувств, ощущений и настроений словно околдовала публику. Великая музыка захватывала с первых секунд звучания и не отпускала до самого ухода артистов со сцены, открывая секреты творчества композиторов таких разных эпох, от венской классической школы до ХХ века.

В этот вечер на сцене Большого зала консерватории звучали не только вокальные и инструментальные произведения. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР и Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства Алла Демидова читала стихотворения А.А.Ахматовой. Сложная драматургическая композиция лирических произведений, переход с одного ритма стиха на другой, постоянно нагнетаемая атмосфера роднит творчество поэтессы Серебряного века со многими оперными ариями, а также песнями и романсами. Возникающие при декламации паузы лишь кажутся тишиной, поскольку заполняются четкими ударами сотен учащенно бьющихся сердец.

Каждый певец, вышедший на сцену, исполнял камерное произведение в сопровождении концертмейстера (в первом отделении). Во второй половине вечера звучали фрагменты опер при участии симфонического оркестра московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова под управлением Василия Валитова (лауреат и дипломант Международных конкурсов и фестивалей).

Самый молодой участник концерта – Валерий Макаров (обладатель Гран-при V Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой) исполнил песню Ф.-П.Тости «Donna, vorrei morir» на стихи А.Стекетти и арию Венеры из оперы Ж.-Б.Люлли «Тезей». Партия фортепиано – Анатолий Кузнецов (дипломант Международных конкурсов).
Подлинный хит камерного репертуара для певцов прошлого века и ария эпохи Просвещения. Выразительная декламация с четкими расстановками акцентов и интонация отдаленно напоминают «высокий слог» античной трагедии. Голос юного певца показывает арию героини под новым углом. Необычный для женской партии тембр оттеняет мелодию тонами великого таинства, природу которого дано познать далеко не всем.

Одним из самых интересных открытий в нынешнем театральном сезоне стала Василиса Бержанская (лауреат Международных конкурсов, сопрано). Участница телевизионного конкурса молодых исполнителей «Большая опера», она запомнилась необычным репертуаром и воплощением редчайших образов.
На концерте «Музыка - это любовь» певица исполнила романс Р.Штрауса «Когда я услышал твою песню» (концертмейстер - Николай Медведев) и арию Джульетты из оперы Ш.Гуно «Ромео и Джульетта».
Сильная, энергичная, несколько напористая подача придает героиням Василисы Бержанской особый, ни с чем не сравнимый колорит. Также, как и персонажам травести. Но все же невероятным кажется приход Джульетты к трагическому концу, когда она настолько смелая и решительная. Скорее всего, при таком мировоззрении шекспировская героиня нашла бы другой выход из тяжелого положения.
Романс наполнен глубоким внутренним драматизмом. Сочетание музыкального материала и лаконичного текста создает историю, понятную даже тем, кто не владеет немецким языком.

Две яркие страницы из творчества П.И.Чайковского «вписал» в программу концерта-посвящения Елене Образцовой Арсений Яковлев (артист Молодежной оперной программы Большого театра, лауреат Международных конкурсов, тенор). В его исполнении прозвучали: романс «Средь мрачных дней» (концертмейстер - Анатолий Кузнецов) на стихи Д.М.Ратгауза, относящийся к позднему творчеству композитора, и ариозо Германа «Прости, небесное созданье» из оперы «Пиковая дама».
Чарующий голос певца нарисовал миниатюру печальных размышлений, вдруг освещенных радостными воспоминаниями о давно ушедшем счастье. Такие мысли согревают, и у героя вновь появляется стимул жить («...и страстно вновь хочу я жить: Тобой дышать, тебя любить!»).
Герман у Арсения Яковлева предстает лирическим героем. Влюбленность в «небесное созданье» превращает его в настоящего поэта, способного выражать свои чувства в изящной, изысканной манере.

Каватина Леоноры из оперы Дж.Верди «Трубадур», которую спела Елена Гусева (солистка Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, лауреат Международных конкурсов, сопрано), полна внутреннего света и элегантной прелести.
Голос певицы виртуозно рисует задумчивые, мечтательные мотивы, полные утонченной красоты, переходящие в живые, насыщенные внутренним обаянием танцевально-колоратурные, нарядно-кружевные танцевальные мотивы. Все это - воплощение юности с ее легкостью мысли и чистотой души.

«Agnus Dei» - фрагмент «Маленькой торжественной мессы» Дж.Россини, относящейся к категории духовных ораторий, прозвучал в исполнении Московского Государственного академического хора. Художественный руководитель и главный дирижер - Владимир Минин (Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР). Солистка - Агунда Кулаева (солистка Большого театра, лауреат Международного конкурса молодых оперных певцов имени Бориса Христова, меццо-сопрано). Концертмейстер - Елена Ильина.
Этот эпизод завершает торжественное богослужение. Мощный, и в тоже время мягкий, бархатный, словно обволакивающий голос Агунды Кулаевой передает лирико-драматический характер произведения, в котором соединились тихая скорбь, светлая грусть и нарядная, несколько помпезная обстановка католической службы.
Камерный хор придает звуку дополнительный объем, почти гипнотическую силу и возможность проникать во все уголки огромного пространства зала. Впрочем, во время звучания фрагмента «Маленькой торжественной мессы» казалось, что мы перенеслись из Московской консерватории в огромный католический собор.

Во втором отделении концерта Агунда Кулаева спела одно из самых мистических произведений в отечественном музыкальном театре - сцену Гадания Марфы из оперы М.П.Мусоргского «Хованщина». Голос певицы окрашивается то в таинственные, то в зловещие, то в скорбно-печальные оттенки. В образе появляются магически-магнетические нотки, делающие героиню похожей на колдунью или ясновидящую. Гадание, таким образом, превращается в настоящее таинство.

Шедевры немецкой музыки эпохи романтизма звучали в этот вечер в исполнении Ильи Кузьмина (солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, лауреат Международных конкурсов, баритон).
«Посвящение» Р.Шумана из вокального цикла «Мирты» на стихи Ф.Рюккерта (партия фортепиано – дипломант Международных конкурсов Светлана Радугина) – воплощение темы любви в творчестве композитора. Музыкальный язык этого произведения, переданный красивым баритоном с учетом всех тонкостей и нюансов высоких человеческих чувств, деликатная эмоциональность исполнения делают все мысли и переживания героя близкими и понятными каждому человеку.
Во втором отделении концерта Илья Кузьмин спел романс Вольфрама из оперы Р.Вагнера «Тангейзер». Чарующая мелодия в сочетании с голосом рисуют образ лирического героя, истинного рыцаря, для которого Прекрасная Дама становится путеводной звездой, освещающей черный небосвод жизни.

Сразу два романса прозвучали в исполнении Василия Ладюка (солист московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, приглашенный солист Большого театра, лауреат Международных конкурсов, баритон): «Редеет облаков летучая гряда» Н.А.Римского-Корсакова на стихи А.С.Пушкина и «Весенние воды» С.В.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева (концертмейстер – Анатолий Кузнецов).
Голос певца рисует чудесные пейзажи прекрасной природы, пробуждающейся после долгого сна.
Во вторую половину вечера Василий Ладюк спел знаменитую «Серенаду Дон Жуана» П.И.Чайковского. Задорный, пылкий, романтичный герой, мечтающий о встрече со своей возлюбленной на фоне красивейших ночных пейзажей южноевропейского лета предстает в совершенно особом виде за счет оригинальной оркестровки Е.В.Колобова. Таким образом, камерная миниатюра становится похожа на оперную арию.

Алексей Татаринцев (солист Московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, приглашенный солист Большого театра, лауреат Международных конкурсов, тенор) исполнил романс С.В.Рахманинова «Покинем, милая» на стихи А.Голенищева-Кутузова (партия фортепиано – Лариса Скворцова). Голос певца передает единение природы и лирических материй человеческих чувств.
Во втором отделении концерта прозвучала ария Рудольфа из оперы Дж.Пуччини «Богема. Юный поэт в исполнении Алексея Татаринцева сам напоминает один из своих опусов, например, поэму или элегию. Красивые речи, произносимые хрустальным, нежным голосом, способны завоевать сердце его Музы.

Еще один фрагмент оперы «Богема» - дуэт Мими и Рудольфа из первого акта – спели Елена Гусева и Алексей Татаринцев. Молодые, красивые, талантливые герои влюбились друг в друга с первого взгляда, и теперь оба буквально светятся от переполняющего их пьянящего, безоблачного счастья.

Совсем иные мысли, чувства и страсти сражают наповал героев оперы П.Масканьи «Сельская честь». В программе концерта «Музыка – это любовь» прозвучала сцена и дуэт Сантуццы и Турриду в исполнении Маквалы Касрашвили (Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, солистка Большого театра, сопрано) и Олега Кулько (Народный артист России, солист Большого театра, тенор). Высочайший градус эмоций здесь сосуществует со светлой грустью, печалью, порой переходящей в скорбь.

Существуют музыканты-виртуозы, которые умеют рассказать языком музыки столько, что слова становятся лишни. К таким талантливым специалистам относится Борислав Струлев (виолончель).
В первом отделении прозвучала «Ave Maria» Дж.Каччини (партия фортепиано – Анатолий Кузнецов). Во второй половине концерта музыкант в сопровождении симфонического оркестра театра «Новая Опера» исполнил «Размышление» из оперы Ж.Массне «Таис».
Волшебные звуки виолончели описывают богатейший спектр нелегких, печальных дум молодой куртизанки. Элегическое настроение, тем не менее, не стирает философского спокойствия и не гасит того света, который позволяет с оптимизмом смотреть в будущее, верить, что все проблемы проходят, а после бури обязательно выходит теплое, ласковое солнце.

По-настоящему празднично, торжественно, ярко прозвучал Парафраз А.Грюнфельда на темы вальсов И.Штрауса из оперетты «Летучая мышь» в исполнении Николая Медведева. Музыкант-виртуоз играл так, что порой казалось, будто звучит не один рояль, а целый симфонический (или, как минимум, камерный) оркестр.
Любимые с детства мелодии таят в себе множество блесток, перьев, шампанского и искрометного, беззаботного веселья – в общем, всего того, на что так щедра «младшая сестра» оперы.

Московский Государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина спел «Адажио» С.Барбера в переложении С.Анашкина для хора a cappella.

В завершении концерта «Музыка – это любовь» прозвучала вторая ария Калафа из оперы Дж.Пуччини «Турадот» в исполнении трех теноров – Олега Кулько, Алексея Татаринцева и Арсения Яковлева.
Складывается ощущение, что от этого лирического произведения, полного нежности и искренних чувств, исходят потоки благодатного света, в который должны окунуться все, кто страдает, поскольку он несет счастье, спокойствие и чистоту души.

Весь вечер на огромном экране менялись фотографии Елены Васильевны Образцовой. Народная артистка СССР была такой, какой ее знают и любят миллионы зрителей во всем мире – красивой, величественной, озаряющей все вокруг себя сияющей улыбкой. Она несла и продолжает нести людям радость, счастье и веру в прекрасное, самое лучшее будущее. Когда она исполняла фрагменты из опер «Джанни Скикки» (ария Лауретты), «Снегурочка» (третья песня Леля) и т.д., записанные много лет назад, создавалось ощущение, что мы слышим ее «здесь» и «сейчас».

Елена Образцова навсегда останется в памяти, душах и сердцах своих друзей, коллег, учеников и поклонников прекрасной Артисткой, Королевой, Женщиной, человеком, способным сделать окружающих хотя бы чуточку счастливее.

Человек жив, пока его помнят и любят. Хочется верить, что Елена Васильевна будет жить вечно. И что будет еще не один такой концерт-посвящение, полный светлых, искренних чувств, живых эмоций, талантливых приношений и благодарной публики.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр