интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Ифигения в Тавриде" К.В.Глюка: шедевр античной драматургии в интерпретации реформатора оперного театра

 
 
 

"Ифигения в Тавриде" К.В.Глюка: шедевр античной драматургии в интерпретации реформатора оперного театра

Автор: Ольга Пурчинская от 12-03-2015, 03:20, посмотрело: 1642

Античность – не только начальный, но и один из самых загадочных этапов развития западноевропейской цивилизации. Это касается, в том числе, социальной сферы, а также культуры и искусства, основы которых были заложены именно в Древней Греции и в Священной Римской Империи. На протяжении всей новой эры человечество неоднократно обращалось к памятникам устного народного творчества Эллады. Эллинские мифы и легенды послужили основой для создания огромного количества эпических, лирических, драматических и музыкальных произведений, грандиозных полотен, кинокартин и т.д.

Далеко не все предания о богах и героях, о доблестных сражениях и подвигах, о невероятной силе духа и безграничной вере удалось сохранить для последующих поколений. Элементы устного народного творчества, они передавались из уст в уста, и многие шедевры оказались утеряны, поскольку записывались впоследствии далеко не все. Среди сохранившихся на века произведений – знаменитые поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», драматургия Эсхила, Аристофана, Софокла и т.д. В том числе – трагедия «Ифигения в Тавриде», написанная Еврипидом в 414 году до н.э.

Непростая судьба дочери микенского царя Агамемнона и царицы Клитемнестры спустя много столетий стала музой для многих композиторов, сделавших ее литературной основой для своих опусов. Один из них – реформатор оперного театра, австриец К.В.Глюк (1714 – 1787). Его «Ифигения в Тавриде» (1779) была создана с учетом просветительских функций, которые должны были выполнять сценические искусства в эпоху классицизма. Автором либретто по мотивам трагедии Еврипида стал Н.Гийяр.

В настоящее время плоды творчества К.В.Глюка – не самые частые гости на российских подмостках. 10 марта 2015 года у гостей московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова появилась уникальная возможность послушать «Ифигению в Тавриде» в «концертной» версии. Это – совместный проект, в котором приняли участие Юношеский оркестр России имени Л.В.Николаева, иностранные артисты, а также солисты и хор столичного учреждения культуры.

Концертная форма исполнения не предполагает масштабного действия, позволяя слушателю сосредоточить все свое внимание на музыкальном и, что еще более важно для произведений Глюка, драматическом наполнении оперы. Что же касается декораций, костюмов, мизансцен и любых событий, разворачивающихся по ходу спектакля, то их каждый зритель может представить сам, ориентируясь на собственный вкус и богатство фантазии.

Взмах дирижерской палочки Василий Валитова – и Юношеский оркестр России имени Л.В.Николаева переносит публику из уютного театрального зала на территорию полуострова Крым (который ранее носил название «Таврида»), из XXI века – в 1208 год до н.э., когда была окончена Троянская война.

Основная сюжетная линия оперы – непростая, трагическая судьба великой жрицы богини Дианы Ифигении (Оксана Аркаева, сопрано) и ее брата Ореста (лауреат Международных конкурсов Даниэль Ин-Ку Ли, баритон, США). Череда драматических событий привела к тому, что они оказались по разные стороны баррикад: она должна принести чужеземца в жертву.

Кто же погибнет по священной воли богов? Сын Агамемнона и царь Микен или его друг Пилад (лауреат Международного конкурса Себастьян Феррада, тенор, Уругвай)? Впрочем, волю высших сил диктует жестокий царь-тиран Тоас (лауреат Международного конкурса Евгений Ставинский, бас). И именно он контролирует действия своего народа. Но все в этом мире временно, в том числе правление диктатора. Ведь, как известно, желания высших сил далеко не всегда совпадают с планами жителей Земли.

Каждый персонаж в контексте перипетий сюжета раскрывается не столько с музыкальной точки зрения, сколько с позиции драматургии. Отдельные номера напоминают о высоком искусстве декламации, мелодекламации и речитатива.

Ифигения в исполнении Оксаны Аркаевой – изначально царевна, в последствие ставшая верховной жрицей богини Дианы, когда-то спасшей ей жизнь, и вынужденная, несмотря ни на что, выполнять волю своей покровительницы, быть ее проводником на Земле.
В моменты, когда героиня вместе с другими жрицами молит богов о милости и рассказывает свои страшные сны, голос певицы подобен водопаду, выливающему на планету бесчисленные потоки воды. Все вокруг словно орошается бесконечной человеческой болью, томлениями и терзаниями души.
Как только должна совершиться воля богов, Ифигения, проводница их воли, преображается в сильную, волевую, решительную владычицу, которая четко исполнит все, что должна. А все эмоции мгновенно отходят на второй план.

Орест Даниэля Ин-Ку Ли – человек, погруженный в тяжкие, глубокие думы. На его душе висит тяжкий грех, он мрачный и отстраненный. Единственная отрада в его жизни – лучший друг Пилад (Себастьян Феррада). Вместе они ожидают жертвоприношения. Но вскоре приятелей разлучают, что приводит измученную душу греческого царя в отчаяние.

Владыка Тавриды Тоас в исполнении Евгения Ставинского – жестокий тиран, которого таким сделало предсказание: он должен погибнуть от руки чужеземца. В результате судьба всех пришельцев, нога которых вступает на его земли, предрешена.
Голос певца, словно мощный циклон, стремительно набирает обороты и летит вперед, минуя все препятствия. Монологи владыки, отдающего свои безжалостные приказы, звучат, будто раскаты грома, накаляющие атмосферу до предела.

Как и во многих античных сюжетах, в «Ифигении в Тавриде» есть мистический персонаж. Это – богиня Диана, спасшая когда-то заглавной героине жизнь. В исполнении лауреата Международных конкурсов Елены Терентьевой (сопрано) обитательница Олимпа посылает свой голос будто с неба. Звук нежного, звонкого, хрустального голоса, объявляющий волю высших сил, создает ощущение появления света, несущего благо и дарующего страждущим душам долгожданное облегчение.

Первая (лауреат Международных конкурсов Ирина Костина, сопрано) и Вторая (Анна Синицына, меццо-сопрано) жрицы, Гречанка (лауреат Международного конкурса Ольга Ионова, сопрано), Служитель храма (Артем Гарнов, баритон) и Скиф (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас) раскрасили действо яркими красками и эмоциями, заставив забыть, что это опера в концертном исполнении, а не спектакль.

Артисты хора воплотили образы скифов, фурий, демонов и греков из отряда Пилада. Мощное, объемное звучание создало эффект присутствия в огромном античном храме во время совершения одного из непостижимых таинств или языческих обрядов.

Самые глубокие, сокровенные чувства героев тонко и деликатно обрамляли таинственные, с легким оттенком барокко, звуки клавесина. Руки лауреата Международного конкурса Екатерины Маклярской превращают старинный инструмент в проводника человеческих душ.

Опера исполняется на французском – языке, с которым невольно ассоциируется эпоха Просвещения. Тонкость и изящество текстов Н.Гийяра в обрамлении музыки К.В.Глюка позволяет по-новому взглянуть на античную трагедию, отыскать в ней глубокий психологический подтекст. Современный слог воспринимается значительно легче, чем даже самая качественная адаптация античного слога.

Античность – неспокойная эпоха. Мир неустанно сотрясали глобальные войны. Уже тогда начала формироваться политическая карта, которую сейчас все внимательно изучают в школе. Какой была наша планета – можно увидеть в учебниках по истории или географии. Какой она станет – вопрос столь же бесконечный, как и само время. Ясно одно – останутся многочисленные памятники культуры, которые помогут узнать прошлое лучше, чем любая наука, подчиняющаяся очень суровым стандартам. Не зря же говорили в век Просвещения – искусство должно обучать.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр