интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Ямщицкая лирика в сольном концерте Ильи Кузьмина на "Вокальных перекрестках"

 
 
 

Ямщицкая лирика в сольном концерте Ильи Кузьмина на "Вокальных перекрестках"

Автор: Ольга Пурчинская от 13-02-2015, 23:56, посмотрело: 1177

Второй фестиваль камерной музыки «Вокальные перекрестки», проходящий сейчас в Зеркальном фойе московского театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова – это уникальное путешествие в волшебный мир творчества как отдельно взятых композиторов и поэтов, так и целых стран, народов и эпох. Ведь романсы и народные песни предельно четко и ясно помогают разглядеть, почувствовать и понять феномен человеческой души, национального менталитета и характера.

В этом году фестиваль посвящен памяти великой оперной певицы (тип голоса – меццо-сопрано), Народной артистки СССР Ирины Константиновны Архиповой (1925 – 2010). Каждый концерт «камерного цикла» - встреча (а в некоторых случаях – знакомство) с наследием мастеров, ставшим настоящим символом своего народа, его внутреннего мира, мировоззрения и подсознания.

12 февраля 2015 года прошел четвертый этап своеобразного «баритонального марафона» - сольный концерт лауреата Международных конкурсов Ильи Кузьмина. Автор идеи фестиваля и «повелитель» Его Величества Рояля – лауреат Премии города Москвы, лауреат Премии «Национальное достояние», лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой Дмитрий Сибирцев. В программе вечера – ямщицкие песни. Ведущий Михаил Сегельман помог публике разобраться в жанрах исполняемых произведений (романсов и народных песен), а также настроиться на бодрящую поездку в санях, запряженных в тройку лошадей, по заснеженным московским улицам. Или по прекрасным летним полям, лугам, степям.

Что же это за вид камерной музыки – ямщицкие песни? Ответ на вопрос заключается в самом названии. Как особое направление в отечественной национальной культуре появились в XIX столетии. Вследствие отсутствия возможности точно установить автора этих произведений, многие из них музыковеды относят к народному творчеству.

В исполнении Ильи Кузьмина и Дмитрия Сибирцева звучали давно знакомые и любимые песни и романсы: «Однозвучно гремит колокольчик…» (стихи И.Макарова) и «Песня ямщика» (слова К.А.Бахтурина) А.Л.Гурилева (1803 – 1858); «Вот на пути село большое…» (слова народные), «Колокольчики мои» (текст А.К.Толстого) и «Тройка» (стихи В.П.Чуевского) П.П.Булахова (1822 – 1885); «Бубенцы» (текст А.Б.Кусикова) и «Ну, быстрей летите, кони…» Н.Р.Бакалейникова (1881 – 1957), (на слова композитора); «Гай-да тройка! Снег пушистый» М.К.Штейнберга (стихи автора); «Ямщик, не гони лошадей» (текст Н.А.Риттера) Я.Л.Фельдмана (1888 – 1950) и «Эй, ямщик! Гони-ка к «Яру»!...» (стихи Б.Л.Андржеевского) Е.Д.Юрьева (1882 – 1911); русские народные песни «Вот мчится тройка удалая…», «Степь да степь кругом…», «Вот мчится тройка почтовая…», «Когда я на почте служил ямщиком…» (слова Л.Н.Трефолева), «Под дугой колокольчик поет…» (текст В.Гарлицкого) и «Запрягу я тройку борзых…».

Каждый номер концерта – отельная история, может быть, целая жизнь одного человека, зарабатывающего себе на жизнь нелегким трудом ямщика. Тут и невеселые думы, и бодрые, энергичные мотивы, заряжающие положительной энергией и прекрасным настроением, и стремительные мелодии, напоминающие о том невероятном ощущении, которое возникает при движении на высоких скоростях.

Одна из самых страшных историй рассказывается в русской народной песне «Степь да степь кругом…». Огромная, бескрайняя степь. Два человека, один из которых вот-вот замерзнет. Последние слова, с которыми он обращается к товарищу, своего рода завещание, перемежаются длинными монологами фортепиано. Таким образом создается ощущение, что перед каждой новой фразой герой собирает последние силы. Трагичная судьба, но, возможно, в тяжелых климатических условиях российской глубинки такие события случались довольно часто.

Совсем иное настроение надает романс «Эй, ямщик! Гони-ка к «Яру»!...». Куда тянется душа человека, находящегося в меланхолии? Конечно, к цыганам! В этот мир бесконечного, беззаботного веселья, неукротимой энергии и эйфории. Стоит герою только задуматься о посещении одного из знаменитых ресторанов – и его эмоциональное состояние меняется, словно по мановению волшебной палочки.

В заключении концерта прозвучала русская народная песня «Липа вековая». Образы боли, тоски, печали и глубокого одиночества развиваются на фоне прекрасной русской природы. А вдали продолжается обыденная, бытовая, спокойная жизнь («Липа вековая над рекой шумит, песня удалая вдалеке звенит… Луг покрыт туманом, словно пеленой; слышен за курганом звон сторожевой…»).

Илья Кузьмин – не просто певец с красивым голосом. Каждый номер его сольного концерта – новый образ, новый герой, неизменно лирический, благородный, полный положительной энергии и щедро делящийся ею с другими. Не удивлюсь, если каждый зритель, сидящий в этот вечер в Зеркальном фойе «Новой Оперы», почувствовал это.
Дивный баритон проникает в самую глубину души. Кроме того, артист проявляет себя тонким психологом, с утонченной деликатностью показывающим сложные, скрытые черты характеров персонажей песен и романсов, неожиданно «выстреливающие» под воздействием различных обстоятельств, в том числе непростых, драматичных, а подчас даже трагических.

Дмитрий Сибирцев, как настоящий волшебник, превращал фортепианные пассажи в звуки стремительно приближающейся тройки. С каждой секундой усиливался шум воздуха и тонкие, нежные переливы колокольчиков. Подобно искусному художнику, рисующему красками, он виртуозно изображал потрясающие пейзажи. Перед глазами, подобно картинкам в калейдоскопе, стремительно сменялись морозная, заснеженная степь и весенне-летние поля, леса и луга. Холодные, ненастные, ветреные дни переплетались с чарующими, ясными ночами, залитыми серебристым светом Луны. Трагическая гибель ямщика или печальные думы человека, переживающего личную драму, чередовались с бодрыми мотивами скачущих лошадей и предвкушения беспечного веселья в компании цыган.

Сложная палитра героев, объединенных одной профессией, их мыслей, чувств, поступков и оценок происходящего – все это частично отодвигает покров тайны над феноменом русского менталитета, являющегося одной из самых сложных человеческих загадок. А наиболее быстрый и интересный способ познания – погружение в плоды национальной культуры и искусства, в том числе музыкального, как авторского, так и народного.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Музыкальный театр