интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » IV Всероссийский фестиваль имени В.С.Попова стартовал приношением С.В.Рахманинову

 
 
 

IV Всероссийский фестиваль имени В.С.Попова стартовал приношением С.В.Рахманинову

Автор: Ольга Пурчинская от 11-11-2014, 02:13, посмотрело: 1391

Вокал может – и должен! – быть искусством. Но это возможно только при наличии выдающихся природных данных будущего певца, помноженных на серьезное многоступенчатое профессиональное образование. Это касается как солистов, так и артистов хора. И неважно, какой музыке отдаст предпочтение тот или иной исполнитель – классике или джазу, року или популярной эстраде. Ведь красивый голос, тщательно ограненный и отшлифованный при активном участии талантливого педагога, будет развиваться в течение долгих лет, неустанно открывая новые краски, оттенки, возможности.

Именно таким наставником был Виктор Сергеевич Попов (1934 – 2008), основавший Академию хорового искусства (1991), ныне носящую его имя. Среди выпускников ВУЗа – множество знаменитых артистов (солистов и хористов), которым рукоплещет публика в России и за рубежом, выступающих на таких именитых сценах, как Большой и Мариинский театры, Ковент-Гарден (Великобритания), Ла Скала (Италия), Гранд-Опера (Франция), Метрополитен-Опера (США) и т.д.

В ноябре-декабре 2014 года в Москве проходит IV Всероссийский фестиваль вокально-хоровой музыки имени В.С.Попова, приуроченный к 80-й годовщине со дня рождения легендарного мастера. Открылся он 9 ноября концертом-приношением Сергею Васильевичу Рахманинову (1873 – 1943) на сцене театра «Новая Опера» имени Е.В.Колобова, многие солисты и артисты хора которого в разные годы обучались в Академии хорового искусства.

В первом (камерном) отделении прозвучало несколько романсов (а их у композитора насчитывается около 80), созданных на рубеже XIX – XX столетий на стихи знаменитых поэтов Золотого и Серебряного веков. Исполнители – студенты АХИ имени В.С.Попова Елена Галицкая (сопрано), Родион Васенькин (бас), Валентина Гофер (меццо-сопрано) и Тимофей Дубовицкий (тенор) – пели под аккомпанемент рояля (Александр Покидченко, Любовь Венжик). Хотя, скорее, это был скорее ансамбль двух равнозначных творческих единиц, чем работа солиста с концертмейстером.

Музыка С.В.Рахманинова самодостаточна, полна искренности, человеческих эмоций и переживаний. Во время прослушивания такого материала воображение рисует картины, главными темами которых становятся прекрасная русская природа, человеческая душа и социально-бытовые мотивы. При этом мелодии композитора гармонично сочетаются с литературной основой – стихотворениями И.Северянина («Маргаритки»), А.Блока («Ночью в саду у меня»), Ф.Тютчева («Весенние воды»), М.Лермонтова («У врат обители святой»), И.Бунина («Ночь печальна»), Ф.Сологуба («Сон»), М.Давидовой («Я жду тебя»), Д.Мережковского («Христос Воскрес!...»), Д.Ратгауза («Проходит все…»), М.Янова («Утро»), Г.Галиной («Как мне больно») и А.Плещеева («Молитва»).

Образы, заложенные поэтами в их произведения малой формы, раскрываются по-новому в глубоком, драматически насыщенном музыкальном материале камерных опусов одного из центров вокальной музыки рубежа XIX – XX веков, коим, безо всяких преувеличений, является С.В.Рахманинов.

Второе отделение вечера представляло собой концертное исполнение оперы «Алеко» (1892), ставшей дипломной работой композитора. Автор либретто – В.И.Немирович-Данченко, основа – поэма А.С.Пушкина «Цыганы». Несмотря на заявленный формат представления, у него все же был режиссер – Денис Азаров. Творческий эксперимент молодого специалиста, на мой взгляд, не имел логического завершения.

Казалось, что все, происходящее на сцене, было поделено на две части – непосредственное исполнение великого опуса Рахманинова и не имеющая к нему никакого отношения пантомима, периодически проходившая при полной тишине. Эти «немые» эпизоды порой были излишне затянуты. Не до конца удалось понять, для чего был введен новый персонаж – чтец (Илья Замчалов), ведь музыка композитора настолько точно передает все настроения, чувства и эмоции героев, что какие-либо дополнительные комментарии здесь не нужны.

Первое, на чем заострилось мое внимание, когда раздвинулся занавес – внушительных размеров белое полотнище, точнее – белый лист бумаги. К концу произведения оно будет разукрашено черной и красной краской – символами ревности, овладевающей человеком и уничтожающей его изнутри, и следующей за нею по пятам кровавой расправы.

А на другом конце сцены – несколько рядов стульев, на которых в течение всего действия сидели его непосредственные участники – солисты и хор. Выстроенные режиссером мизансцены создали ощущение, что герои – это публика, смотрящая шоу в духе современного изобразительного концептуального искусства. На мой взгляд, это несколько отвлекало внимание от самого главного – лирико-психологической камерной музыкальной драмы С.В.Рахманинова.

Все богатство оперы «Алеко», насыщенную палитру цыганских страстей в самом глубоком ее спектре передал симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Яна Латам-Кенига. Многократно усилил эмоциональный накал хор АХИ имени В.С.Попова.

Среди солистов, в первую очередь, выделяется исполнитель заглавной партии – лауреат Международного конкурса Дмитрий Орлов (бас). Его герой – романтик, которому всегда тесно и одиноко, в какой бы точке мира он не находился. Чем не «лишний человек» - типичный образ для литературы эпохи романтизма? Постоянное щемящее чувство тоски и вынудило его отправиться скитаться с цыганским табором. Возможно, решение было правильное – здесь он нашел свою любовь в лице красавицы Земфиры. Но вскоре на смену прекрасному чувству пришло совсем иное – ревность, решившая, по сути, его дальнейшую судьбу.
Голос артиста передает с ювелирно-хирургической точностью весь насыщенный спектр эмоций и настроений персонажа: и светлую грусть, и душевные терзания, и обаяние, и отчаяние, и злость, и, в конечном итоге, глубокую печаль, боль и тоску, на которые он спровоцировал себя сам.
Виртуозное владение мастерством вокалиста, помноженное на драматический талант и шарм помогают Дмитрию Орлову создавать образы ярких, харизматичных героев, судьба которых волнует на протяжении всего действия.

Исполнители других партий – Земфиры (Светлана Лачина, сопрано), молодого цыгана (Игорь Морозов, тенор), старого цыгана (Александр Безруков, бас) и цыганки (Валентина Гофер, меццо-сопрано) – не воплотили, на мой взгляд, в своих персонажах горячую цыганскую страсть. Красивые, хорошо поставленные голоса пока еще не обрамлены эффектной драматической «оправой». Но музыка С.В.Рахманинова настолько полна страстей, переживаний, чувств и эмоций самых разных границ спектра, что, если всего этого нет у вокалистов, складывается ощущение некоей дисгармонии.

Хочется верить, что серьезный драматический талант заложен внутри юных учащихся и выпускников АХИ имени В.С.Попова. Тогда его выход наружу и четкое попадание в мельчайшие нюансы сложных образов, которыми наполнена мировая оперная литература, станет вопросом времени. Я желаю молодым артистам и режиссеру удачи и постоянного творческого развития!

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр