интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Непрерывная дуэль на сцене "Новой Оперы"

 
 
 

Непрерывная дуэль на сцене "Новой Оперы"

Автор: Марина Айриянц от 24-08-2014, 16:21, посмотрело: 1197

Для меня эта опера – непрерывная дуэль: дуэль Онегина – Ленского, дуэль Онегина – Татьяны, дуэль Ленского – Ольги, дуэль Татьяны и Гремина… Отношения людей как дуэль, дуэль человека и обстоятельств, дуэль с самим собой.
Евгений Колобов


На фоне уходящего лета особенно радует открытие театрального сезона, возможно, поэтому 200-й спектакль «Евгений Онегин» в «Новой Опере» вызвал ни с чем не сравнимый ажиотаж, а объявленный состав исполнителей усилил желание любителей оперы непременно оказаться 20 августа в зале.

Казалось бы, что нового может открыть давно известный и любимый «плод» творчества великого композитора, основанный на произведении гениального поэта, входящем в школьную программу? Большинство жителей нашей страны именно с произведений Петра Ильича Чайковского начинают знакомство с музыкой вообще, а слушая его «Евгения Онегина» - с оперой. После кто-то обретает любовь к этому жанру на всю жизнь, а кому-то неудачная постановка и состав исполнителей могут навсегда отбить охоту продолжать «отношения» с музыкальным театром.

Мне довелось слушать «Онегина» много раз, менялись постановщики любимой оперы, составы исполнителей, театры, города и страны. Бесподобная музыка Чайковского манила снова и снова даже после некоторых разочарований, которых, к счастью, было немного, казалось, главное – хорошая игра оркестра и вокальное мастерство артистов. Драматизм ситуации и прекрасный женский образ прописал еще Пушкин, а отсутствие героя, замененного «лишним человеком» и глупым задиристым юношей компенсировалось «бойцом с седою головой».

Спектакль «Евгений Онегин» (музыкальная редакция Евгения Колобова) в постановке Народного артиста России Сергея Арцибашева в «Новой Опере» 20 августа 2014 года изменил мой взгляд на сложившиеся стереотипы героев произведения П.И.Чайковского и К.С.Шиловского (либретто). И не только из-за необычайного вокального таланта и мастерства солистов. Этому в большой степени поспособствовали исполнители ролей Евгения Онегина (лауреат международных конкурсов Игорь Головатенко, баритон) и Владимира Ленского (лауреат международных конкурсов Алексей Татаринцев, тенор).

В опере оказалось два героя. Ленский – не задиристый глупый юнец, а пылкий романтик-максималист, искрящийся счастьем вначале и раздавленный предательством друга и любимой в конце. Именно таким показал его обладатель солнечного голоса Алексей Татаринцев, заставивший не только наслаждаться прекрасным вокальным исполнением партии, но и по-настоящему сопереживать юному поэту. Онегин – не пресыщенный светскими забавами малообразованный бесчувственный циник, а не лишенный благородства молодой человек, уставший от бесцельной жизни в разладе с самим собой, отказавшийся от любви и признавший свою ошибку слишком поздно. Противостояние двух героев не заканчивается даже со смертью Ленского – он постоянно «является» убившему его другу. Судьба Евгения – вечная дуэль с самим собой. Игорю Головатенко удалось показать, что главный герой произведения – Онегин, несмотря на отсутствие у него в опере такой яркой запоминающейся арии, как у Ленского или Гремина.

«Боец с седою головой» Владимира Кудашева (лауреат международных конкурсов, бас) – третий герой. Благородный надежный рыцарь, цельная страстная натура, не меньший максималист, чем юный поэт, но прекрасно владеющий собой. Та самая «каменная стена», о которой мечтают многие особы женского пола.

Татьяна Елизаветы Соиной (сопрано) – изначально юная, нежная мечтательница, живущая в ожидании любви, описанной в книгах, оказывается более страстной глубокой натурой, чем ее веселая сестра-кокетка. Возможно, такой свою любимую героиню и видел А.С.Пушкин.

Ольга Агунды Кулаевой (лауреат международного конкурса, меццо-сопрано) веселая беззаботная шаловливая девочка, не тратящая время на раздумья. От традиционной пушкинской героини отличается только тем, что не похожа на «глупую луну». Это ребенок, на которого нельзя сердиться, но и не стоит принимать всерьез. Наверное, такой же когда-то была и мать сестер Лариных (лауреат международного конкурса Анастасия Бибичева, меццо-сопрано), делящаяся с няней (Заслуженная артистка России Маргарита Некрасова, меццо-сопрано) воспоминаниям о прошедшей юности.

Яркие впечатления оставили квартет Лариных и няни, образ Зарецкого в исполнении Андрея Фетисова (бас), хор и оркестр театра под управлением Андрея Лебедева. Внесли веселую нотку в повествование куплеты Трике (лауреат международных конкурсов Вениамин Егоров, тенор), а драматический талант исполнителей и соответствующие эпохе костюмы персонажей (Народный художник России Элеонора Маклакова), несмотря на минимум декораций (Народный художник России Сергей Бархин), создали ощущение реальности происходящего.

Театральный сезон только начинается, впереди много долгожданных премьер, но, как выяснилось, сюрпризами полны и уже многократно показанные репертуарные спектакли. Например, 200-й «Евгений Онегин» на сцене «Новой Оперы».

Марина Айриянц

еще рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр