интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Война и любовь: "Князь Игорь" Бородина на сцене "Новой Оперы"

 
 
 

Война и любовь: "Князь Игорь" Бородина на сцене "Новой Оперы"

Автор: Марина Айриянц от 9-05-2014, 22:27, посмотрело: 1347

Возможно, мы не слишком хорошо знаем историю Отечества, особенно древнюю, но имя князя Игоря известно всем. Начинается знакомство с этой частью летописи еще в средней школе, правда, большинство запомнило не столько бесславный поход древнего правителя на половцев, сколько знаменитый «Плач Ярославны», который приходилось учить чуть ли не наизусть. Как результат – симпатии и уважение к «несчастной» княгине, почти иллюстрирующей гораздо более позднее, но так любимое нашим народом определение русской женщины: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» (Н.А.Некрасов). Еще бы – несмотря на горе, без подмоги смогла найти в себе силы возглавить государство.

На основе этого литературного произведения создан еще один шедевр русской культуры – опера А.П.Бородина «Князь Игорь» (либретто автора при участии В.В.Стасова), давно любимая не только в нашей стране, но и во всем музыкальном мире. Здесь есть все: и героический эпос, и мощный хор, и прекрасные арии героев, и страсть, и лирика, и переживания. Премьера оперы прошла уже после смерти композитора на сцене Мариинского театра 4 ноября 1890 года, а 5 мая 2014 можно было услышать и увидеть спектакль «Князь Игорь» в «Новой Опере имени Е.В.Колобова, где его давали уже в 47-й раз.

Несмотря на «давность» постановка Народного артиста России Юрия Александрова не утратила ни очарования, ни актуальности. Как и большинство спектаклей этого режиссера, его «Князь Игорь» не просто историческая драма, положенная на прекрасную музыку, действо наводит на размышления о России во все времена, включая настоящее. Жажда власти единиц приводит к масштабным войнам, миллионы мирных людей оказываются на краю пропасти, становятся шахматными фигурами на огромном игровом поле, а выжить и победить может помочь только любовь – к близким, друзьям, родной земле. Она же (хорошо бы) должна привести к раскаянию и зачинщиков бойни, как это случилось с Игорем Бородина – плененный врагом, он не потерял достоинства, не утратил человеческих качеств и полностью осознал свою ответственность перед народом: «О дайте, дайте мне свободы, я мой позор сумею искупить…».

Знаменитый музыкальный материал прекрасно доносят до публики оркестр под управлением Заслуженного артиста России Евгения Самойлова, хор и, конечно же, солисты, которым достались прекрасные сольные арии и дуэты. Синтез музыки, вокала и драматургии – отличительная черта «Новой Оперы», на сцене мы видим не просто певцов, одетых в костюмы персонажей, как это часто бывает в других театрах, а настоящих героев произведения. «Князь Игорь» не исключение. Милая нежная Ярославна в исполнении Марины Нерабеевой (сопрано) в экстремальных обстоятельствах забывает о своих страданиях и становится надежной опорой своему народу, Игорь Анджея Белецкого (баритон, лауреат международных конкурсов) – настоящий князь, мужественный, сильный, благородный – находит в себе силы раскаяться, признать ошибки и начать их исправлять. Юный влюбленный Владимир Игоревич в исполнении Александра Богданова (тенор, лауреат международного конкурса) готов почти на все ради любви к дочери врага, Кончаковна Валерии Пфистер (меццо-сопрано, лауреат международного конкурса) – страстная избалованная половчанка, воспылавшая неистребимым чувством к пленнику. Половецкий хан Кончак Андрея Фетисова (бас) – воин, уважающий доблесть и честь, даже если этими качествами обладает побежденный враг, князь Галицкий Евгения Ставинского (бас, лауреат международного конкурса) напоминает представителя вневременной «золотой молодежи», обаятельного, но без моральных принципов. Интересные образы создали и Заслуженный артист России Марат Гареев, тенор (Овлур, крещенный половчанин), лауреат международных конкурсов Светлана Скрипкина, сопрано (няня Ярославны), лауреат международного конкурса Ольга Ионова, сопрано (половецкая девушка), Анатолий Григорьев, баритон (гудочник Скула), Максим Остроухов, тенор (гудочник Ерошка) и Дмитрий Потанин (старец). А усиливают достоверность происходящего на сцене интересная сценография и костюмы Народного художника России Вячеслава Окунева.

Довольно неожиданно все танцевальные партии в спектакле исполняли артисты хора, а не балета, как это принято в постановках других театров. И если сцена «Половецких плясок» прежде казалась мне довольно самостоятельной, существующей практически отдельно от оперы, здесь она гармонично вплелась в канву произведения.

Враг обманут, влюбленные воссоединились, ошибки осознаны. Хор поселян завершает действо. Звучит тихая чудесная музыка. Конечно, сюжет оперы немного расходится с дошедшей до нас историей, но после спектакля особенно хочется верить, что раз и навсегда в мире победят Любовь, Вера, Доброта и Разум.

Марина Айриянц

другая рецензия на этот спектакль

Категория: Театр » Музыкальный театр