интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Ильдар Абдразаков открыл парад звезд в "Новой Опере"

 
 
 

Ильдар Абдразаков открыл парад звезд в "Новой Опере"

Автор: Ольга Пурчинская от 18-04-2014, 06:26, посмотрело: 2136

Погожим весенним вечером 17 апреля 2014 года около входа в московский театр «Новая Опера» имени Е.В.Колобова можно было наблюдать внушительное количество нарядной публики разных возрастов. Представления этого дома, где живет Его Величество Высокое Искусство, неизменно пользуются повышенным вниманием со стороны зрителей. Но вот съемочные группы телеканалов приезжают далеко не ежедневно. Вывод напрашивается простой – грядет Событие. Именно так – с большой буквы.

В этот день был дан старт циклу концертов под общим названием «Звезды мировой оперы». Главным героем первого вечера стал знаменитый российский бас Ильдар Абдразаков, народный артист Республики Башкортостан, лауреат многих престижных Международных конкурсов.

Помимо «титульной звезды», в программе вечера значились молодые, но уже давно полюбившиеся публике в нашей стране и за ее пределами – лауреаты Международных конкурсов Кристина Мхитарян (сопрано) и Василий Ладюк (баритон).

Чудесное плавание в волшебный мир итальянской и австрийской оперы второй половины XVIII (В.А.Моцарт) – XIX (Дж.Россини, Дж.Верди) зрителям помогли совершить симфонический оркестр театра «Новая Опера» под управлением Маэстро Фабио Мастранжело и ведущий вечера – народный артист России, заслуженный деятель искусств России, музыкальный и литературный критик (и прочее, прочее, прочее) Святослав Бэлза.

Первое отделение состояло из фрагментов опер Джузеппе Верди (1813 – 1901). В начале концерта, что логично, прозвучала увертюра. К опере «Сила судьбы» («La Forza del Destino», 1862). Яркая, до предела насыщенная драматизмом, эта музыка создает ощущение неотвратимости Рока, того самого, о котором в народе говорят, что он «и на печке найдет». И появиться он может в самом неожиданном месте, в самую неподходящую минуту. Это отражено в огромном букете средств музыкальной выразительности, использованных автором при создании произведения. Плавные legato гармонично сочетаются с резкими, отрывистыми staccato, мощнейшие forte переходят в нежные piano точно также, как в жизни радость сменяется печалью, болезнь здравием, богатство бедностью. Или наоборот, ведь никогда нельзя точно сказать, в какую сторону повернется к судьба каждого человека.

Не меньший накал страстей угадывается и в увертюре к опере «Набукко» («Nabucco», 1842). Библейский сюжет. Войска ассиро-вавилонского царя Набукко (Навуходоносор) готовятся захватить древнюю Иудею. Кровавый режим диктатора дорого обойдется Земле Обетованной и ее народу. В мелодии отражаются темы главных героев (Набукко, Абигайль, Фенена, Измаил), а также неповторимые хоры, произведшие фурор в мировом музыкальном театре позапрошлого столетия. Через всю увертюру лейтмотивом проходит самый знаменитый номер из спектакля – хор иудеев «Va, pensiero, sull'ali dorate» («Лети же, мысль, на золотых крыльях»).

Опера «Макбет» («Macbeth», 1847), написанная на основе одноименной трагедии У.Шекспира, стала первым произведением Верди, где огромное внимание было уделено чертогам человеческой психики и психологии. Неуемная жажда власти привела короля Макбета к тому, что он решает отправить к праотцам конкурентов – Банко и его сына, Флинса.

Арию Банко «Come dal ciel precipita» исполнил Ильдар Абдразаков. Отец с сыном отправляются на пир в замок короля Макбета. Но полководец невесел – у него мрачные предчувствия («…стало вдруг жутко, на сердце так тревожно – то предчувствие горя, то подозренье…»), которыми он делится с Флинсом. Глубина переживаний, затаенных внутри души военного человека, не привыкшего оказываться во власти чувств, постепенно выходит наружу. Ведь на карту встает самое важное для любого родителя – жизнь его чада.

Настоящим торжеством романтизма в театральном искусстве стала опера «Эрнани» («Ernani», 1844), написанная по одноименной драме Виктора Гюго. Ее сюжет считается излишне абсурдным, поэтому постоянного появления ее в репертуаре музыкальных театров мира не получается. Тем не менее, некоторые отдельно взятые арии достаточно популярны, и регулярно попадают в репертуары многих звезд мировой оперы.

Один из самых ярких номеров – каватину дона Сильвы «Infelice e tuo crevedi» («Несчастный! Ты считал…») исполнил Ильдар Абдразаков. Этот герой – испанский гранд – находится в уже, мягко говоря, не юном возрасте и влюбляется в свою подопечную Эльвиру («…ах! Зачем в моем возрасте сохранил я молодое сердце!»). Достанется ли молодая девушка своему опекуну? Или все-таки судьба свяжет ее с любимым человеком, близким по возрасту? Об этом хорошо знают поклонники французской литературы эпохи романтизма. Ну а дон Сильва пока вызывает чувство сострадания, потому что накликал позор на свои седины («...на твою заснеженную голову падет позор»).

О вечных человеческих ценностях и чувствах повествуют герои оперы «Стиффелио» («Stiffelio», 1850). Арию графа Станкара «Ei fugge!...» («Он бежит») исполнил Василий Ладюк. В ней – вся трагедия отца семейства, на которое обрушился позор. А что же дальше? Может, самоубийство? («О шпага чести, что столько лет сопутствовала старому воину… покинь меня… я больше тебя не достоин…»). Теперь у старого графа только одна цель – защитить свою дочь и ее мужа. Вся гамма человеческих чувств и эмоций – боль, страдание, отчаяние, решимость – зеркально отражены в этой арии и спроектированы на великую музыку Верди.

Что может быть прекраснее первой любви? Это чувство испытала юная Джильда, дочь Риголетто из одноименной оперы («Rigoletto», 1851). Знаменитую арию «Caro nome» («Милое имя») исполнила Кристина Мхитарян. Молодая девушка, впервые в жизни встретившая на своем пути прекрасного юношу, тут же влюбляется в него. Затворница, она никогда раньше не общалась с другими людьми. Имя возлюбленного пленило сердце и запало в душу героини («Ах, как трепещет сердце от любви, когда произношу его имя!»). И не важно, что сильное чувство окажется для нее фатальным, ведь «даже вздох последний мой будет тебе принадлежать». Нежное, чистое, словно хрустальное сопрано певицы как нельзя лучше отражает все грани мыслей и чувств хрупкой Джильды.

Под занавес первого акта – яркий дуэт из оперы «Дон Карлос» («Don Carlo», 1867). Сцена короля Филиппа (Ильдар Абдразаков) и Родриго, маркиза де Поза (Василий Ладюк) «Restate! Presso alla mia persona» («Останьтесь! Почему вы не просили о допущении к моей особе?»). Молодой аристократ пользуется уважением и доверием со стороны правителя. Между ними происходит длинный разговор, где воспеваются положительные стороны человеческой личности, в которых не следует переусердствовать («…хвалю такую гордость, хотя смелость не всегда могу простить»). Интонации меняются от уважительных, приязненных до напряженных, угрожающих.

Второму отделению с самых первых секунд было задано совсем иное настроение – мажорное. Увертюра из оперы В.А.Моцарта «Свадьба Фигаро» («La nozze di Figaro», 1786) – стремительное, необычайно живое и энергичное произведение, пролетающее, словно комета и оставляющее в душе глубокий след, радостный и позитивный, какой, собственно, и должна быть свадьба.

Не менее яркое впечатление производит еще одна фундаментальная опера Моцарта – «Дон Жуан» («Don Giovanni», 1787). Композитор написал несколько партий для баса, открывающих разные грани драматического и музыкального талантов исполнителей.

Лепорелло – слуга главного героя. Как в итальянской комедии дель-арте (комедии масок), он – хитрец, энергичный малый, готовый услужить хозяину за внушительное вознаграждение. А в свободное от поручений время может немного развлечься. Ильдар Абдразаков исполнил знаменитую арию «Madamina, il catalogo e questo» («Вот, извольте! Этот список красавиц…»). Помощник в ярких красках расписывает полотно, предметом которого являются дела сердечные его господина. Коварный, но при этом весьма обаятельный, Лепорелло подробно знакомит присутствующих со списком красавиц (и не только!), которых соблазнил нанявший его аристократ. Он явно насмехается над своим работодателем, и это – медвежья услуга.

Всего минута – и Ильдар Абдразаков предстает перед зрителями в образе самого Дон Жуана, исполняя его канцонетту «Deh vieni alla finestra» («О, выйди поскорее»). Нежная любовная серенада испанского аристократа сопровождается чарующими звуками мандолины (которую, на самом деле, виртуозно имитировали скрипачи, перешедшие в этой арии на технику «пиццикато», то есть извлечение звука на струнном инструменте щипком вместо смычка).

Самая сказочная опера В.А.Моцарта – «Волшебная флейта» («Die Zauberflote», 1791). Общий мажорный лад отделения несколько разбавляет печальная ария Памины «Ach, ich fuhl’s, es ist verschwunden» («Как страдает мое сердце!»), исполненная Кристиной Мхитарян. Девушка переживает, что возлюбленный ее забыл. В этот момент свет померк для нее («Навсегда ушло счастье любви»).

Еще один хит из «Дон Жуана» вновь меняет настроение. Дуэттино Церлины (Кристина Мхитарян) и Дон Жуана (Ильдар Абдразаков) – очаровательный номер, полный тонкого юмора и изящного, искрящегося кокетства, которое возможно лишь у утонченных людей. Высокое искусство на каждом квадратном миллиметре сцены, в каждой ноте, в каждой фразе.

Небольшой блок из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» («Il Barbiere di Siviglia», 1816) начался с увертюры. Музыкальный фрагмент, открывающий инсценировку одноименной пьесы Пьера Бомарше, в краткой форме рисует портреты всех героев – юной Розины, влюбленного Альмавивы, коварного Базилио, глупого доктора Бартоло и, конечно же, блистательного Фигаро.

«Largo al factotum» («Место! Раздайся шире, народ! Место!». Кому не знакома каватина Фигаро? Это – истинная жемчужина, занимающая достойное место в репертуаре баритонов. Сильный, смелый, энергичный, всегда знающий, чего он хочет и никогда не перестающий думать головой. Именно таким цирюльник предстает в исполнении Василия Ладюка. Дерзкий, отчаянный, успевающий всегда и абсолютно все – идеальный представитель обслуживающего персонала! Это – не типичный слуга из итальянской комедии масок (комедии дель-арте). Сам себя не похвалишь – не похвалит никто! Bravi, Figaro! Bravo-bravissimo!!! Такому профессионалу маленькое хвастовство не повредит. Главное – не в ущерб работе. И все это – в сочетании с природным благородством лирического баритона, ласкающего слух и душу наподобие роскошных лепестков роз или ароматного горячего шоколада с легкими оттенками коньяка.

Но хитрый человек здесь не один. Есть еще дон Базилио. Не менее известна его ария «La calunnia e un venticello…» («Клевета вначале сладко ветерочком чуть порхает»), исполненная Ильдаром Абдразаковым. Коварный человек, замышляющий недобрые дела, распускающий несуществующие слухи, которые распространятся с быстротой урагана, клеветник и сплетник – именно такого непростого соперника дарит Проведение Фигаро. Хитрый огонек в глазах, обаятельная улыбка, перед которой трудно устоять – и вот уже перед нами ярко выраженный лидер, способный увлечь за собой массы. Идеальный политический деятель!

Еще более привлекателен едва ли не самый знаменитый образ, созданный для баса – Мефистофель из оперы Шарля Гуно «Фауст». Кому не известны куплеты представителя нечистой силы о том, что «люди гибнут за металл». Это – наиболее яркая, эффектная, искрящаяся наподобие драгоценного украшения или игристого вина ария, оставляющая открытыми многие вопросы. Например – а стоит ли гоняться за этим «презренным металлом»?

Все самое «вкусное» традиционно оставляют «на закуску». Роскошна ария Алеко («Весь табор спит») из одноименной оперы С.В.Рахманинова. Подобно шедеврам итальянского, немецкого и французского музыкального театра, этот номер отличается по-настоящему жаркими чувствами и эмоциями. Да что там говорить – по-настоящему цыганскими страстями!

Первый концерт из цикла «Звезды мировой оперы» прошел, что называется, на одном дыхании. Каждый участник – настоящий профессионал своего дела, виртуозно захватывающий нужные струнки души меломана. А фрагменты их обширного репертуара – не только самые знаменитые мелодии, так что посещение таких вечеров позволяют не только получить необходимый катарсис, но и значительно обогатить свою нотно-вокальную библиотеку. Так сказать, сочетать приятное с полезным.

Ольга Пурчинская

Во время концерта велась съемка телеканала «Культура». Видеоверсию обещают показать в мае. Следите за программой!

Категория: Театр » Музыкальный театр