интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » В "Новой Опере" прошел парад меццо-сопрано

 
 
 

В "Новой Опере" прошел парад меццо-сопрано

Автор: Ольга Пурчинская от 25-02-2014, 05:42, посмотрело: 2083

Знаете ли вы, что такое меццо-сопрано? Многие люди, задумавшись лишь на секунду, без запинки ответят, что это – женский певческий голос, более низкий, чем сопрано. Это действительно так, но знатокам и ценителям оперного искусства знакомо более глубокое определение.

Итак, что же все-таки такое меццо-сопрано? В многочисленных энциклопедических источниках черным по белому написано, что это – женский певческий голос, находящийся посредине между сопрано и контральто. Существует два основных подвида меццо-сопрано. Первое - высокое, лирическое, которое обладает более легким звучанием в верхнем регистре. Второе – низкое, приближенное по звучанию к контральто. Рабочий диапазон такого голоса – от ля малой октавы до ля второй октавы. К основным признакам этого тембра относятся: наличие нижнего грудного регистра, богатство и глубина звучания в среднем регистре и довольно резкое звучание на самых верхних нотах.

Кроме того, существует еще один оттенок этой вокальной палитры – колоратурное меццо-сопрано. По своим тесситуре и тембральному окрасу голос похож на своего ближайшего «соседа» - сопрано. Среди отличий особняком стоит бархатистое, несколько приглушенное звучание. Такая «окраска» в природе встречается крайне редко.

24 февраля 2014 года в московском театре «Новая Опера» имени Е.В.Колобова состоялся гала-концерт солисток, объединенных общим вокальным тембром – меццо-сопрано. Девять певиц, среди которых: лауреат Международного конкурса Анастасия Бибичева, лауреат Международного конкурса Агунда Кулаева, заслуженная артистка России Маргарита Некрасова, лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер, заслуженная артистка России Ирина Ромишевская, заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, Анна Синицына, лауреат Международных конкурсов Татьяна Табачук и лауреат Международного конкурса Виктория Яровая, в течение одного вечера в двух отделениях исполнили знаменитые арии, песни и куплеты из опер российских и зарубежных композиторов. А музыкальную канву к этому яркому, многоликому узору соткал симфонический оркестр театра под управлением Маэстро Валерия Крицкова.

В качестве увертюры к концерту была исполнена Музыка к сказке А.Н.Островского «Снегурочка» (П.И.Чайковский). Это произведение стало одним из признанных шедевров великого композитора. Оно буквально пропитано энергичным цветением ярких образов сказочных героев. Интродукция (то есть краткая начальная часть более пространного музыкального произведения) в исполнении симфонического оркестра театра «Новая Опера» словно насыщенными красками нарисовала богатый мир не только русских сказок, но и мира творчества меццо-сопрано.

А простор для расцвета у представительниц этой тесситуры мировая оперная литература создала весьма широкий. Это можно сказать даже про обилие актерских амплуа, в которых написана та или иная партия для меццо-сопрано.

Травести – театральное амплуа, при котором актриса играет роль противоположного пола, главным образом ребенка. Классика музыкального театра знает немало примеров выступлений оперных примадонн в таких образах.

В.А.Моцарт. Опера «Женитьба Фигаро». Юный паж Керубино (Анна Синицына) постоянно находится в состоянии влюбленности, что регулярно становится причиной неприятностей. Очередное его страстное увлечение – служанка Сюзанна, которой он объясняется в любви. «Non so piu cosa son, cosa faccio» («Я не знаю, что со мной, что мне делать») – в восторженной, пылкой интонации восклицает молодой герой (тональность – Ми-бемоль мажор). Автор пьесы, Пьер Бомарше, описал его как прелестного шалуна, основа характера которого – «беспокойное и смутное желание».

К теме «Снегурочки», ставшей увертюрой к концерту, обратилась и Александра Саульская-Шулятьева, исполнившая песню Леля из одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова. Во время народных гуляний юный пастушок, по желанию царя, исполняет песню «Туча со громом сговаривалась». При этом он сам себе аккомпанирует на рожке. В современных спектаклях и концертах его заменяет кларнет. Яркое, живое, подвижное произведение, дополненное актерским мастерством, буквально пропитано обаянием юности, свежести, практически летнего тепла.

Ш.Гуно в своей опере «Ромео и Джульетта» тоже создал партию травести для меццо-сопрано. Юный паж Стефано (который, кстати, отсутствует в бессмертной одноименной трагедии У.Шекспира) – человек веселый и неунывающий. Его знаменитую песню «Que fais-tu, blanche tourterelle?» («Ах, моя белая голубка») исполнила Ирина Ромишевская. Эта серенада довольно дерзкая, оскорбительная. Посвящается она недругу – представителю семьи Капулетти. Бравый, энергичный, несколько напористый настрой Стефано – настоящая провокация, которая ведет за собой клубок весьма драматических событий. А пока это – всего лишь попытка юнца самоутвердиться, показать, что он знает гораздо больше, чем ненавистные соседи.

«Милосердие Тита» (В.А.Моцарт). Арию Секста из этой оперы «Parto, parto, ma tu ben mio» («Тотчас, тотчас спешу идти я») исполнила Виктория Яровая. Герой – молодой патриций, страстно, до безумия влюбленный в Виттелию. Его чувство настолько сильно, что он соглашается принять участие в заговоре против действующего императора Тита, связанного с Секстом узами дружбы. «…взгляни на меня – и я забуду обо всем и полечу мстить за тебя…».

Валерия Пфистер исполнила каватину Пажа из оперы ДжМейербера «Гугеноты». «Une dame noble et sage» («От одной прелестной дамы»). Юный Урбан приносит послание от некоей важной персоны. Соло на кларнете – Андрей Сухарев.

Зибель – юноша, влюбленный в Маргариту, не отвечающую на его чувства взаимностью. Это – одна из сюжетных линий оперы Ш.Гуно «Фауст». Знаменитые куплеты «Faiteslui mes aveux» («Расскажите вы ей, цветы мои») исполнила Анна Синицына. Это – трогательное признание в любви. Но сердца героини оно не достигает.

Репертуар меццо-сопрано включает в себя не только арии, предназначенные для артисток-травести. Существуют и женские образы. Все эти героини – натуры страстные, в их жилах течет весьма горячая кровь. С такими дамами лучше быть поосторожнее – темперамент у них взрывной! И никогда не ясно, как далеко распространится волна их энергии.

Н.А.Римский-Корсаков, сказочная опера «Кащей Бессмертный». Арию Кащеевны, дочери знаменитого сказочного злодея, исполнила Татьяна Табачук. «Настала ночь» - и невероятной красоты героиня выходит к берегу моря, омывающего берега ее дома, Тридесятого царства. Она намеревается убить Ивана-королевича, очередного «искателя смерти седого Кащея». Но не все так просто – слишком прекрасен лик молодого человека. Залюбовалась Кащеевна – и вот уже внутри нее происходит борьба.

Нешуточные страсти бурлят и в первой опере Ш.Гуно «Сафо». Последнюю песню главной героини, легендарной античной поэтессы Сафо исполнила Анастасия Бибичева. «O ma lyre immortelle» («О моя бессмертная лира!») – восклицает она, а затем, ослабленная, обвиненная в безбожии и ставшая жертвой предательства любимого человека, бросается в бурлящие морские воды. Соло на арфе – Полина Баранова. Чудесные переливающиеся звуки струнного инструмента как нельзя лучше настраивают на самые настоящие волны, которые могут и приласкать, и уничтожить.

«Орлеанская дева» (П.И.Чайковский) – всем хорошо знакомая Жанна (Иоанна) Д’Арк. Арию из первого акта («Простите вы, холмы, поля родные») исполнила Агунда Кулаева. Это – не извинение, это – прощание. Героиня готовится идти в поход, из которого, вероятнее всего, ей не суждено вернуться. Грусть, печаль, боль в голосе постепенно заменяют героические ноты. К концу арии они полностью вытесняют всю лирику. Это – отважная женщина, созревшая, быть может, намного быстрее, чем многие ее сверстницы и соседки. Она идет на войну. Чем закончился этот поход – давно известно, но она решилась. Пути назад нет. И быть не может!

Жестоко расправляется с ненавистной соперницей принцесса Буйонская из оперы Ф.Чилеа «Адриана Лекуврер». В порыве ревности она посылает актрисе Адриане Лекуврер подарок, один только аромат которого несет ей смерть. Арию сжигаемой недобрым чувством аристократки «Acerba volutta» исполнила Маргарита Некрасова. Этот эпизод рисует смену противоречивых чувств, и, как итог, душевное смятение. А затем будут действия. Решительные. Суровые. Беспощадные.

Не менее жестоки и коварны планы жрицы Далилы, одной из центральных фигур оперы К.Сен-Санса «Самсон и Далила». Ее знаменитую арию «Mon coeur s’ouvre a ta voix» («Мое сердце открывается твоему голосу») исполнила Александра Саульская-Шулятьева. Основа произведения – библейский сюжет. Чарующий голос прекрасной жрицы словно околдовывает полководца Самсона, в результате потерявшего сначала голову, а затем – силу, одним словом, все, что у него было.

Страсти бушуют при дворе испанского короля в опере Дж.Верди «Дон Карлос». Принцесса Эболи, фрейлина королевы, влюблена в инфанта Карлоса, наследника престола. Он же влюблен в свою мачеху, королеву Елизавету. Отвергнутая принцесса решает отомстить. Но ей это не удалось – интрига раскрылась раньше времени. В своей арии «O don fatle», которую исполнила Агунда Кулаева, высокопоставленная аристократка проклинает свою красоту, из-за которой та не просто нажила проблемы, а потерпела сокрушительное поражение. Ведь теперь она должна покинуть дворец насовсем. А путей для отступления всего два – либо монастырь, либо изгнание.

По-настоящему жестокие разборки происходят в опере Дж.Гершвина «Порги и Бесс». Вот, в пьяной перестрелке убит Роббинс. Во время похорон его жена (точнее, уже вдова) Сирина поет погребальную песню. «My man’s gone now» («Мой муж умер») – всхлипывает женщина. Этот трагический плач, рвущий душу на мелкие кусочки, один из самых эмоциональных и трогательных эпизодов оперы, проникновенно исполнила Анастасия Бибичева.

На контрасте, и при этом на одном дыхании прозвучали песня и частушки Варвары из оперы Р.К.Щедрина «По лесам кудрявым» в исполнении Маргариты Некрасовой. Это – попытка героини разобраться в разрывающих ее на части противоречивых чувствах. С одной стороны, у нее зарождается любовь к молодому человеку, только вернувшемуся из армии. С другой – он уже обручен. Вот незадача – ведь разлучницей Варвара Васильевна быть не хочет.

Отчаяние, боль, тоска – такие печальные, депрессивные чувства одолевают юного Вертера, героя одноименной оперы Ж.Массне, когда он пишет письма своей возлюбленной Шарлотты. Вышедшая замуж за другого, героиня так и не смогла забыть любимого. Накануне Рождества она перечитывает эти трогательные строки. Арию из сцены с письмами исполнила Валерия Пфистер.

Не менее сильное впечатление произвела ария Дидоны «When I am laid in earth» («Мне в землю лечь) из оперы Г.Перселл «Дидона и Эней» в исполнении Ирины Ромишевской. Это – очень сильное произведение, буквально пропитанное трагизмом. Сильные чувства, испытываемые многими героями классических оперных произведений, здесь проявляются как никогда ярко и четко.

Героини меццо-сопрано – дамы с необычным характером. Бунтарки и революционерки среди них тоже встречаются. Например, Изабелла из оперы Дж.Россини «Итальянка в Алжире». Попавшая в плен, девушка не теряется. Она очаровывает одного из захватчиков, а затем организовывает побег своих соотечественников. Ее рондо Pensa alla Patria» («Родину помни») исполнила Виктория Яровая. Это – настоящая агитация. Точнее, призыв к побегу. Руководство к действию – вот он, лучший способ помочь товарищам, попавшим в беду.

Травести и характерная героиня. Юный мальчик и дама, которая борется с противоречивыми чувствами. Любовь и страсть, ревность и предательство, ненависть и отчаяния… В своих партиях меццо-сопрано переживают весь спектр чувств, не чуждых ни одному человеку. Это очень сложные образы, которые гармонично могут воплотить лишь обладательницы не только сильных голосов, но и актерского мастерства. Каждая из девяти солисток «Новой Оперы» исполнили по два произведения, и показали разные грани своего таланта, а также своего творчества. И тем интереснее увидеть каждую из них в едином образе, в рамках спектакля.

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр