интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » "Ромео и Джульетта": чувство, которое объединяет эпохи, страны и народы

 
 
 

"Ромео и Джульетта": чувство, которое объединяет эпохи, страны и народы

Автор: Ольга Пурчинская от 18-01-2014, 04:01, посмотрело: 2395

«Ромео и Джульетта». Одна из самых знаменитых трагедий, повествующая о любви представителей молодого поколения двух семей, с незапамятных времен враждующих друг с другом по никому не известной, уже давным-давно забытой причине. Пьеса в пяти действиях была написана классиком английской литературы Уильямом Шекспиром (1564 – 1616) в 1594 году. Произведение создано в эпоху классицизма, что привело к наличию характерных для этого периода единства времени (все события разворачиваются в течение двух дней), места (действие происходит в Вероне) и действия (главная сюжетная линия – любовь Ромео и Джульетты, все остальное носит второстепенный характер).

Интерес к трагедии Шекспира проявляли (и продолжают проявлять) не только драматические театры. Существует немало шедевров, навеянных историей любви двух заведомо обреченных юных сердец, написанных для музыкальных спектаклей – опер, балетов и мюзиклов.

Партитура одноименной оперы принадлежит перу, сердцу и душе композитора Шарля Гуно (1818 – 1893), основателя жанра французской лирической оперы. Его творчество относится к эпохе романтизма. Либретто к «Ромео и Джульетте» написали Жюль Барбье и Мишель Карре, а это значит, что на сцене бурлят настоящие итальянские страсти с французскими текстами. При этом не стоит забывать, что автор первоисточника – англичанин. Но как же гармонично сплелись воедино итальянские страсти, французские речи, спокойствие и рассудительность, свойственные характеру многих жителей Туманного Альбиона!

Январь 2014 года. В московском театре «Новая Опера имени Е.В.Колобова» проходит ежегодный Крещенский фестиваль. В этот раз он посвящен великим литературным сюжетам в музыкальном искусстве.

17 января – «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно. Опера в концертном исполнении. А это значит, что при наличии всех неотъемлемых атрибутов классического спектакля – солистов, хора и оркестра, - кое-чего все-таки не будет. Декораций, костюмов, самого действия. На сцене – лишь экран. На нем – проекции. Изображение английского издания трагедии Шекспира. В течение представления страницы постоянно переворачивались, и мелькали то известные со школьной скамьи тексты великого англичанина, то роскошные иллюстрации встречи юных влюбленных, их венчания и… финального эпизда.

Как и пьеса Шекспира, опера Гуно состоит из пяти актов. Но количество персонажей значительно сокращено.

Подобно произведениям эпохи античности, огромную роль в представлении играет хор. Это и рассказчик, и своего рода комментатор, и проводник, который помогает зрителям разобраться во всех перипетиях сложного сюжета. Он не участвует в общем действии, лишь наблюдает.

Как в произведениях барокко, хор выполняет роль конферансье: в самом начале спектакля, в прологе, проводит краткий экскурс в ту историю, которая будет разворачиваться на глазах публики в ближайшие несколько часов.

Итак, история начинается с бала в честь дня рождения Джульетты. Юная дочь графа Капулетти на этом празднике впервые представлена свету. Помимо всех представителей клана и веронской знати, в дом своих врагов проскочил и сын семьи Монтекки, Ромео. Вместе со своими друзьями, Меркуцио и Бенволио он оказывается там, где не должен. Но рассказывать классический сюжет, знакомый многим людям со школьной скамьи, не имеет смысла. Куда интереснее поговорить о главных действующих лицах концерта.

Партию Джульетты исполнила молодая певица из ЮАР, лауреат Международных конкурсов Претти Йенде (сопрано). Обладательница красивого лирического сопрано и виртуозной вокальной техники, а также актерского мастерства, она представала в каждой новой арии и дуэте по-разному. Сперва - нежная, романтичная, мечтающая о счастливой любви в начале, в колоратурном вальсе. А затем - отчаявшаяся, страдающая от необходимости выходить замуж за навязанного человека (да еще и будучи уже обвенчанной!), готовая умереть, лишь бы только этого не произошло – ближе к концу. И все эти эмоции, переживания, страхи, предчувствия отражены в вокале, то нежно-певучем, ласковом, то исполненным драматизма, казалось бы, не свойственного юной девушке, впервые в жизни влюбившейся. Но чувство-то, как оказалось, испытывается не к тому человеку! Во всяком случае, именно так думает ее семья.

Возлюбленный Джульетты, Ромео – тоже иностранный гость, Чарльз Кастроново (тенор, США). Юноша, как и его возлюбленная, испытывает столь сильное чувство впервые. И оно также окажется для него роковым. Но вначале это – пылкий молодой человек, одухотворенный необычным для себя состоянием. Любовь и нежность, которые олицетворяет этот голос при общении с Джульеттой (в сцене на балконе и во время тайного венчания), резко сменяются жгучей, испепеляющей ненавистью в сцене гибели Меркуцио и Тибальда.

Отдельного упоминания заслуживает череда дуэтов Ромео и Джульетты. Первый – сцена на балконе. Юные представители враждующих кланов в смятении, поскольку прекрасно понимают, к каким последствиям могут привести их так некстати возникшие чувства. Но, как известно, сердцу не прикажешь! А это значит, что впереди – свадьба. Точнее, тайное венчание. Но ведь не стоит забывать об одной аксиоме – все тайное рано или поздно станет явным.

Дальше в молодую семью пришли неприятности – Ромео выслан из Вероны. Под страхом смертной казни. Но перед рассветом он находится в комнате своей супруги. Радостные мгновения свидания тают, словно льдинка под действием солнечных лучей. Пение жаворонка ускоряет разлуку. Из груди героя вырывается отчаянный крик, от которого пробегают мурашки по коже. Он скорее умрет, чем оставит свою любимую.

Следующая встреча юной четы случается при, мягко говоря, безрадостных обстоятельствах. И место под стать – склеп. Финальный дуэт вновь воссоединившихся влюбленных, обреченных теперь на вечную разлуку, исполнен боли, душевных терзаний, отчаяния. Но на какой-то миг они почувствовали себя счастливыми, ведь, несмотря ни на что, они снова вместе! Жаль, что лишь на мгновение…

Невольным виновником этой трагедии становится веронский монах, отец Лоренцо (Виталий Ефанов, бас). Сперва он тайно проводит обряд венчания. Затем пытается помочь Джульетте избежать невозможного повторного брака. Движут им гуманные чувства, святой отец хочет, наконец, покончить с враждой двух кланов. Ведь это же невероятно – жить в постоянной кровной вражде со своими соседями!

Граф Капулетти (Анджей Белецкий, баритон) и его племянник Тибальд (Александр Скварко, тенор) давно уже определились с кандидатом в мужья для Джульетты. Им должен стать граф Парис (лауреат Международных конкурсов Антон Виноградов, баритон).

Очень интересен лучший друг Ромео, Меркуцио (лауреат Международного конкурса Илья Кузьмин, баритон). Его характер неунывающего весельчака, обладателя сугубо оптимистических взглядов на жизнь, проявляется в балладе о фее Маб.

Джульетту с самого нежного возраста поддерживает ее кормилица Гетруда (заслуженная артистка Удмуртии Александра Саульская-Шулятьева, меццо-сопрано). Яркая, эффектная дама с истинно королевской осанкой, обладательница глубокого, насыщенного голоса, и в то же время няня, которая любит свою подопечную, словно родную дочь. Она желает своей девочке счастья, и потому помогает ей устроить брак с Ромео. А что же дальше? Попробовать забыть сына врагов и соединить свою судьбу с другим человеком.

Вторая сцена третьего акта – самая насыщенная. Вокально. Драматически. Эмоционально. Фактически, все фатальные события разворачиваются именно здесь. Хор вновь вступает в дело как сторонний наблюдатель. Музыкальный материал словно наполняет все существо зрителя чувством неотвратимости Рока. Напряжение царит в воздухе на протяжении всей картины. Представляется война, ее решающее сражение. А дальше… Дальше все закончилось. И ария невольно отбрасывает на совсем другое произведение. На заупокойную мессу (Requem). Точнее, на ее «слезную» часть - №7 («Lacrimosa»).

Рок настиг и Ромео. И имя ему – Эскал, герцог веронский (лауреат Международного конкурса Михаил Первушин, бас). Вынесенный приговор, как известно, станет ключевой причиной известной трагической развязки.

Есть в опере и уникальный персонаж, в пьесе Шекспира не фигурирующий. Это – Стефано, юный паж Ромео (лауреат Международного конкурса Валерия Пфистер, меццо-сопрано). Он – своего рода провокатор. Довольно дерзко звучит его ария «Que fais-tu, blanche tourterelle?» («Ах, моя белая голубка»). За эту «выходку» представитель дома Монтекки получает вызов на дуэль, которая и перерастает в самое настоящее сражение, стоящее жизни огромного количества людей.

«Ромео и Джульетта» - французская лирическая опера. Это произведение отличают стремление к правдивой обрисовке персонажей и демократичность музыкального языка. За последний отвечал симфонический оркестр театра «Новая Опера имени Е.В.Колобова» под управлением Маэстро Фабио Мастранжело (Италия).

Музыка, полная чувств, эмоций, радостей, переживаний, страхов, страданий, боли, горя и прочих эмоций, свойственных каждому человеку, знакомых всем на разных этапах жизни, в разных ситуациях. Вот что такое – идеальная опера! А если не хватает яркого, энергичного действия – танцев, сражений и оценок событий, проводимых не только голосом, то стоит подождать сезона 2014 – 15, ведь под занавес текущего года «Новая Опера» планирует постановку спектакля «Ромео и Джульетта».

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр