интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Музыкальный театр » Басы в "Новой опере" рассказали о любви. На разных языках

 
 
 

Басы в "Новой опере" рассказали о любви. На разных языках

Автор: Ольга Пурчинская от 30-12-2013, 03:13, посмотрело: 1375

29 декабря. До Нового года, являющегося для многих едва ли не любимейшим праздником, остались считанные часы. Зарядиться соответствующим настроением, пропитаться духом, поверить в Сказку, в Чудо стремятся люди всех возрастов. Путь всех этих детей, больших и маленьких, лежит в московский сад "Эрмитаж", где можно найти развлечение на любой вкус - кто-то может покататься на коньках, кто-то - полюбоваться невероятной красоты тематическим декором, превосходящим даже самые смелые ожидания.

Любителям высокого искусства, в частности, великой музыки, тоже есть, куда податься в саду "Эрмитаж", Театр "Новая Опера" в финальное воскресенье 2013 года предоставил своим зрителям прекрасную возможность с головой окунуться в бескрайнюю бездну Любви, того самого чувства, без которого не может быть Жизни. Радости. Счастья. И так необходимого современному человеку Катарсиса (то есть духовного очищения, выздоровления, возвышения).

Одним из важнейших "проводников" в чудесный мир Любви стал Московский камерный оркестр Центра Павла Слободкина под управлением Маэстро Ильи Гайсина. Все богатство эмоций и силу чувств отражали музыканты-виртуозы при помощи дружной "семьи" деревянных струнных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов. Но какой же концерт без "короля инструментов"? За роялем - лауреат Премии города Москвы, лауреат премии "Национальное достояние", лауреат Премии Фонда Ирины Архиповой Дмитрий Сибирцев (он же - ведущий концерта). Переложение для баса и камерного оркестра, аранжировки заслуженного деятеля искусств России Вадима Венедиктова.

Главные же действующие лица концерта - басы театра "Новая опера". 11 вокалистов, среди которых - лауреаты международных конкурсов Сергей Артамонов, Владимир Байков, Виталий Ефанов, Александр Киселев, Владимир Кудашев, Максим Кузьмин-Караваев, Дмитрий Орлов, Михаил Первушин и Евгений Ставинский, а также - Сергей Тарасов и Андрей Фетисов.

Бас - самый низкий мужской голос. Его отличают большая глубина и полнота звучания. Диапазон - от ми (фа) большой октавы до ми (фа, фа#) первой октавы.

В какой форме можно наиболее глубоко передать свои мысли и чувства? В вокально-поэтической! О любви написано немало музыкально-лирических произведений: серенады, элегии, романсы, песни, как авторские, так и народные. Среди иностранных авторов - Ж.Массне ("Элегия") и Дж.Клутзам ("Негритянская колыбельная"), а также украинская народная песня ("Взяв би я бандуру").

Язык оказался один - русский. Но это - лишь верхушка айсберга. На самом деле их гораздо больше. Прежде всего - музыка. Ее характер иногда меняется несколько раз в течение одного произведения. Довольно часто это случается при исполнении романса - небольшого (камерного) произведения, продолжающегося, как правило, около 3 минут, за которые артист рассказывает целую историю со всеми необходимыми элементами драматургии - завязкой, конфликтом, кульминацией и развязкой. Вся эта гамма мыслей, чувств и переживаний эффектно оттеняется музыкальной канвой. Известно множество примеров создания романсов на стихи знаменитых поэтов: "Я Вас любил" (Б.С.Шереметьев на стихи А.С.Пушкина), "Ночь светла" (Н.Шишкин на стихи Н.М.Языкова), "Я помню вальса звук прелестный" (Н.Листов на стихи Н.Листова) и т.д

Народная песня - жанр, позволяющий выразить многое в короткой музыкальной форме. Особенно если на помощь приходит великий и могучий русский язык. Любовь, как известно, может испытываться не только по отношению к человеку. Родина. Природа. Наконец, собственная персона. Да мало ли причин и возможностей бывает у каждого из нас, позволяющих полностью отдаться эмоциональному порыву? А чувство это прекрасно! Оно преображает изнутри. Вызывает внутреннее сияние, придает сил и вдохновения. Горящие глаза - явный признак человека целеустремленного, который никогда не сдастся, не опустит руки. Одним словом, горы свернет!

Еще с детства новогодние сказки учили нас, что "в трудный час не унывать помогают песни". Музыка, которая несет свет туда, где темно. Радость, где грустно. Облегчение, где боль. Оптимизм, где все, что называется, беспросветно.

Мужество и красота басов, глубина регистра, внушительный диапазон (от баса-кантанто до баса-профундо), насыщенность музыкального материала и безграничное богатство "великого и могучего" русского языка - настоящий коктейль, каждый "компонент" которого наполняет теплом и радостью, верой в светлое будущее, в волшебный Новый год.

Ощущения в течение 2,5 часов концерта посещали самые разные. Вот - беззаботное веселье от "Песни о блохе" (М.П.Мусоргского), а вот уже - ностальгические думы от романса "Я помню вальса звук прелестный". Есть, о чем подумать после русской народной песни "Двенадцать разбойников". Достаточно просто внимательно вслушаться в текст.

Блестящие вокалисты, артисты еще и прекрасно владеют мастерством драматического актера, что позволяет очень глубоко проникнуть в суть каждого исполняемого произведения, а также сделать каждую новую песню совершенно не такой, как предыдущая, причем не только за счет музыкального материала, но и путем подачи.

Но вот концерт окончен. На часах - 21.30. В саду "Эрмитаж" уже почти никого не осталось. Не по сезону теплый вечер контрастно оттеняют празднично украшенные улицы центра Москвы. Многочисленные гирлянды имитируют на деревьях эффект ледяного дождя. Но с ними соседствуют другие, куда более теплые по оттенку лампочки. Точно также хочется не пускать холод в свое сердце и душу, также выделяться в толпе. Сеанс катарсиса состоялся!

Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Музыкальный театр