интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Песнь лебедей" на Сретенке

 
 
 

"Песнь лебедей" на Сретенке

Автор: Марина Айриянц от 8-07-2013, 00:11, посмотрело: 2065

И вновь театр «Школа драматического искусства» порадовал премьерой. «Песнь лебедей» надолго запомнится тем, кто посмотрел спектакль: кого-то просто заставит задуматься, кому-то полностью перевернет представление о войне, о людях, попавших в ад на земле, рядовых, независимо от званий. Это не привычное уже батальное полотно, состоящее сплошь из героев, постоянно стреляющих, бросающихся на амбразуру с криками: «За Родину!», не боевик, в котором кто-то спасает мир. Это – философское произведение, почти притча, не случайно названием спектаклю послужила крылатая латинская фраза cantus cycneus (песнь лебедей).

Спектакль идет в маленьком «Тау-зале», где совсем немного зрительских мест и сцену таковой можно назвать чисто символически, поэтому кажется, что ты не просто созерцатель, а непосредственный участник действа. Оригинальная сценография, интересное решение в разработке костюмов (художник – Виктория Хлебникова) сразу настраивает на необычное зрелище, а прекрасно подобранная музыка в настающем темпе – песни в исполнении ансамбля хора под руководством Светланы Анистратовой – полностью погружает зрителя в атмосферу происходящего.

Режиссер Александр Лаптий не только поставил спектакль по пьесе Алексея Дударева «Рядовые», но и сыграл одну из главных ролей (Дугин). Впрочем, второстепенных ролей в этом произведении нет: и Дервоед (Игорь Лесов), и Буштец (Иван Товмасян), и Соляник (Кирилл Федоров), и Одуванчик (Федор Леонов) – постоянные участники действия, а Лейтенант (Георгий Фетисов) и Вера (Елена Гаврилова), хотя, появляются ненадолго, не могут остаться незамеченными.

В спектакле не обозначено место действия, время можно определить лишь приблизительно. Герои – не конкретные люди с «прототипами», а собирательные образы, рядовые (несмотря на звания) с выжженными болью и страданиями от потери близких, но оставшимися чистыми душами. Удел военных на поле брани – защищать своих близких, а что делать, если близких уже нет? Если сам не смог их уберечь, и никто не помог? Вроде, остался жив, но так ли это? И что после всего пережитого война – месть за близких или битва с врагом, которому нужно помешать дальше творить зло? Как отнестись к заповеди «не убий»? Герои пытаются ответить на эти вопросы, а зрителю предстоит еще долго думать над ними после спектакля.

Символичен и уход героев со сцены – они сбрасывают оружие и в своих белых одеждах удаляются за прозрачный белый занавес под легендарную песню Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова»:

Мне кажется, порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей…

Марина Айриянц

P.S. Названием спектакля послужила крылатая латинская фраза cantus cycneus, что дословно можно перевести, как «песнь лебедей». Цицерон объясняет её так «…подобно тому как лебеди, получившие от Аполлона, которому они посвящены, дар пророчества, предвидят, каким благом будет для них смерть, и умирают с пением и с радостью, - так же должны поступать и все добрые и мудрые»

«Герои нашего спектакля, пережив в критические моменты своей жизни смерть психологическую, узнают о близящейся смерти физической и идут на нее с пением и радостью, как и подобает добрым и мудрым мужам». (Александр Лаптий)

Категория: Театр » Драма