интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Мольер на все времена

 
 
 

Мольер на все времена

Автор: Наталия Андреева от 22-03-2013, 01:22, посмотрело: 1635

Жизнерадостный дух площадных представлений ворвался на сцену Российского академического молодежного театра. Здесь разрушаются стереотипы, актеры импровизируют, советуются со зрителями, танцуют и поют. Режиссер Егор Перегудов представил зрителям современное видение комедии Мольера «Скупой».

В зале необычное оживление, ведь ставят Мольера и, по-видимому, все ждут исторические костюмы, пышные парики, масштабные декорации. Однако театр меняется на глазах: убираются первые ряды партера, а на сцене, наоборот, появляются новые зрительские места. Никаких кулис и занавеса, лишь перед началом спектакля висит легкая полупрозрачная ткань. На сцене возведен деревянный помост, по краям которого расположились гримерные столики, реквизит, микрофоны, осветительные приборы. Актеры готовятся к спектаклю прямо на глазах у зрителей: переодеваются, красятся, общаются. Мы как будто находимся на площади, где шумно и весело, где нет границ между актерами и зрителями, где каждый может стать участником спектакля и взглянуть на происходящее с разных сторон.

В самом начале исполнитель главной роли Алексей Блохин показывает зрителям свой портрет, тот, который висит на стене в холле театра. Он дает краткую характеристику человеку на портрете, а затем актеры сами пытаются описать, что это за человек, какой у него характер. Одни говорят, что он злой, жадный, хитрый, алчный, а другие – что он добрый, щедрый, честный, приятный человек. Первый эксперимент показал, что не так-то просто угадать, какой человек перед нами и не стоит делать поспешных выводов. Дальше действия разворачиваются по мольеровскому сюжету, однако история о скупом богаче Гарпагоне и его отношениях с детьми и окружающими предстает перед нами в новом свете.

Как отмечает сам режиссер, отправным пунктом была мысль о том, что «Скупой» – это не о деньгах. Гарпагон, конечно, никому не даст и копейки и главное его сокровище – это шкатулка с десятью тысячами экю, но в то же время ему не хватает человеческого тепла и не с кем поговорить. Он скуп на отеческие чувства к детям, они никогда не слышали от него добрых слов или похвалы. Клеант и Элиза считают отца черствым, бесчувственным человеком и не испытывают к нему особой любви. Гарпагон хочет женить своего сына на старой вдове, а дочь выдать замуж за пожилого богача. Клеант во всех своих несчастьях винит отца, но не решается пойти ему наперекор, так как боится оказаться на улице без средств к существованию. В такой же ситуации оказывается его сестра, которой удобнее сохранить тайную любовь, чем открыто выступить против отца. Каждый поступает так, как ему выгодно. В каждом из героев сидит свой «маленький скупой». И причина скупости Гарпагона не только в нем самом, но и в его окружении.

РАМТовский «Скупой» – смелый психологический эксперимент. Это царство шутки, фантазии и импровизации. Во второй части актеры выходят на помост в обуви на высокой деревянной платформе, укутавшись в простыни как древние римляне и с венками на головах и репетируют «Кубышку» Тита Плавта, а затем зажигательно отбивают степ. Несколько раз в спектакле появляется сам Мольер. Необычна и концовка спектакля. Гарпагону вернули украденную шкатулку. Конечно, он хочет проверить ее содержимое (как мы помним, там должно быть десять тысяч экю!), однако вместо денег наш «скупой» достает оттуда парик и очки и надевает на себя. Всё оказалось игрой. Скупой Гарпагон – лишь роль, маска. На самом деле он просто искал внимания и любви близких и зрителей. И деньги здесь совсем не главное.

Наталия Андреева

Категория: Театр » Драма