интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » О "Гранатовом браслете"

 
 
 

О "Гранатовом браслете"

Автор: Вероника Рогозинская от 25-02-2009, 02:13, посмотрело: 4686

В первый раз читала «Гранатовый браслет» Куприна три года назад. Однако впечатления оказались настолько сильными, что я постоянно ловлю себя на одной и той же мысли: герои рассказа не покидают меня, мы стали единым целым. А сюжет, выбранный Куприным более 70 лет назад, становится всё более современным.

Что же жизнь делает с человеком? Почему он становится равнодушным, безразличным, не способным на подвиги, на красивые чувства, так, чтобы «отдать жизнь, не задумываясь: «да благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!»…остаются эти слова, когда уходят детали сюжета…

И вот новая встреча. Теперь уже в театре - музыки и драмы Стаса Намина, при участии труппы под руководством заслуженного деятеля искусств России Александра Михайловича Кравцова. Тот же сюжет, те же герои… однако занавес открывается, аплодисменты – и мгновенно оказываешься в ином мире.

Шумит море, вокруг раздаются какие-то голоса; на даче Шеиных в Крыму с утра начинается подготовка к дню ангела главной героини. И вот появляется она – Вера Николаевна Шеина (актриса - М.Н. Балашова). Сразу же поражает точное внешнее попадание в образ актрисы: стройный, даже немного худоватый стан её создавал неизгладимое впечатление изысканности, утончённости, элегантности; выразительные черты лица, красивая осанка, осторожная, немного неуверенная походка - в целом создавала впечатление сдержанной напряжённости, неприступности с самого начала действия (именно такой представлялась мне героиня книги «гранатовый браслет»). Также невозможно не отметить и трепет её голоса, на протяжении всего спектакля который наравне с голосом писем Желткова создавал атмосферу неизбежной трагедии, драмы. И если на несколько минут закрыть глаза во время второго действия, то будут слышны лишь голоса души героев, их неподдельное волнение. И такая атмосфера никак не отвлекает зрителя, а наоборот даёт ему возможность приблизиться к таинству любви и глубже понять трагедию этого чувства.

Но осознание этого невозможно и без участия остальных героев пьесы. Ведь огромную роль в реализации авторского замысла играет такой герой, как генерала Аносов, в исполнении непосредственно самого А.М.Кравцова. рассказывая жизненные, правдивые истории из своего опыта, Яков Михайлович проповедует истину любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной. именно он указывает Вере Николаевне, на то, что «может это и была та самая любовь, о которой так грезят женщины и на которую уже не способны мужчины». Необычайно добрый, отзывчивый, чувственный, порой где-то юмористический образ героя создаёт А.М.Кравцов. И неудивительно, что именно он завоевал большую симпатию зрителей, ибо непосредственно вел с ними диалог, на некоторое мгновение делая их участниками действия.

Но вот, напротив же, образ резкого, самоуверенного, властного, требовательного и чересчур ответственного человека создаёт А.М. Воеводин, сыгравший Николая Николаевича Шеина – брата Веры, товарища прокурора.

Наверно, самые яркие, внушительные и сверхэмоциональные монологи, диалоги исполнены именно им. Актёр настолько вжился в эту роль, что порой отходил от текста, но это нисколько не портило общего впечатления от спектакля, а наоборот создавало живую атмосферу в зале, не оставляя никого равнодушным.

Но моё особое внимание привлёк образ князя Василия Львовича Шеина. Настолько любящим, понимающим, чувственным, более того, ответственным за свою возлюбленную, не представлялся он мне после прочтения книги. Однако актёр - С.Е. Блохин создал именно такой образ своего героя. Отвлечься от него было невозможно; особенно запоминающийся эпизод с его участием - разговор с Желтковым, где герой проявляет истинное благородство, уважение и понимание. И это не может не вызвать восхищения!

Особую роль в создании запоминающихся образов героев играют, безусловно, костюмы Светланы Новиковой. Настолько живо и ярко с их помощью передана и атмосфера начала двадцатого века. Так, например, шелковое платье Анны Николаевны (Е. Н. Окутина ), легко скользящее по её изящной фигуре, глубокого фиолетового цвета, с шифоновой подборкой сзади, закреплённой в виде банта; идеально подобранные аксессуары: нежно серые атласные длинные перчатки, такая же маленькая сумочка, изящные украшения – лишний раз подчеркивали нежную, тонкую натуру этой героини.

Также без внимания нельзя оставить и сам театр. Довольно-таки маленькая сцена, плавно перетекающая в зрительный зал, поначалу очень мешала восприятию действия. И в ходе событий, постепенно замечаешь, что какие-либо рамки, разделяющие зрителей и актёров просто исчезают: так, в начале первого действия зрители являются гостями на даче Шеиных, а во втором – сожителями Желткова. И такое расположение, как мне кажется, способствует глубокому погружению зрителей в атмосферу происходящих действий.

Более того, необычно и начало спектакля: действия начинаются с самого последнего эпизода книги, когда Женни Рейтер –пианистка- ( В. В. Кучерявенко) играет сонату Бетховена для Веры Николаевны. Возможно такое необычное начало, обусловлено замыслом постановщика, сценографиста - Алексея Кравцова, тем самым делая поставленную картину циклической, а проблему, поднятую в произведении, вечной!

Казалось, на этом стоило бы и закончить статью, но не могу не отметить ярчайший эпизод всего вечера, коим свидетелем мне посчастливилось быть.

По словам Александра Михайловича Кравцова, «деятельность актёра постоянно приближена к подвигу». Довольно интересное мнение, и оспаривать его я не берусь, ибо пример приведённый им, тому доказательство.

Действие спектакля задерживалось на двадцать минут. Спектакль , как уже всем казалось, был «подвержен смерти» : актёр, исполняющий главную роль, Георгия Желткова, не появился ни на прогоне, ни перед началом выступления. Безусловно, вся труппа была в некой панике и недоумении, хотели было уже отменять спектакль. Но по счастливейшему случаю нашёлся человек, способный заменить артиста, изначально поставленного на главную роль. М. В. Леонцев, который по сценарию должен был играть поручика Бахтинского, являлся этим спасителем. Всего за какие-то малые двадцать минут он сумел перевоплотиться в другой, абсолютно противоположный образ, более того, тонко и чувственно передать то, что испытывал герой книги Куприна, хотя его грубоватая внешность и зрелый возраст поначалу мешали восприятию. Кроме того, стоит отметить и то, что остальные актёры сумели перестроиться в ходе действия, незаметно для многих зрителей исключив сцены с участием поручика Бахтинского. И это действительно восхищает, позволяя по высшему уровню оценить работу действующих актёров!

Звучат последние аккорды сонаты Бетховена, постепенно растворяясь в ласковом шуме моря…занавес, и чудесный мир театра прощается со своим зрителем…

Вероника Рогозинская

Категория: Театр » Драма









<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ: --
22 сентября 2010 16:27

Элла

  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
действительно! произведение великолепное! Тема,затронутая Куприным, современна, и все чаще мы встречаемся с такой ситуацией.