интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Вахтанговцы прочли, прожили и рассказали "Дневник Анны Франк" за 100 минут

 
 
 

Вахтанговцы прочли, прожили и рассказали "Дневник Анны Франк" за 100 минут

Автор: Ольга Пурчинская от 19-03-2019, 04:14, посмотрело: 187

Вахтанговцы прочли, прожили и рассказали "Дневник Анны Франк" за 100 минут18 марта 2019 года на Симоновской сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова прошла премьера спектакля «Дневник Анны Франк». Литературный материал основан на реальных событиях 1942-1944 гг., пережитых, глубоко прочувствованных и выстраданных 13-летней девочкой.

Руководитель постановки – Римас Туминас (лауреат Государственной премии России, лауреат Национальной премии Литвы).
Автор сценической версии и режиссер – Екатерина Симонова.
Сценография и костюмы – Владимир Круглов.
Музыка – Фаустас Латенас (лауреат Национальной премии Литвы в области литературы и искусства).
Художник по свету – Сергей Мясников.
Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России, лауреат премии «Чайка»).
Звукорежиссер – Екатерина Волкова.
Помощник режиссера – Рогнеда Смирнова.

В ролях:
Мип ГизНаталья Масич (Заслуженная артистка России);
Господин ФранкОлег Форостенко (Заслуженный артист России);
Госпожа Франк, его женаВера Новикова;
Марго Франк, их дочьАся Домская;
Анна Франк, их дочьМария Риваль;
Господин Ван ДаанРубен Симонов (Заслуженный артист России, лауреат Премии Ленинского Комсомола);
Госпожа Ван Даан, его женаМария Шастина;
Питер Ван Даан, их сынКонстантин Белошапка;
Господин ДусселВладислав Демченко.

Первую запись в дневнике Анна Франк сделала 12 июня 1942 года. В этот день девочке исполнилось 13 лет, и заветную тетрадку она получила в подарок от отца. Семья тогда находилась в Голландии, Отто Франк с успехом руководил предприятием по продаже варенья. Среди его сотрудников была гражданка Австрии Мип Гиз. Но долго и продуктивно работать еврею не позволили обстоятельства: Амстердам был оккупирован фашистской Германией, и на иудеев начались гонения – их арестовывали и целыми семьями отправляли в тюрьмы и лагеря смерти.

Для того, чтобы спасти свою семью от неизбежной трагедии, господин Франк принял решение спрятаться всем вместе в мансарде здания, где базировалась еще недавно принадлежавшая ему компания. Поставлять им необходимое продовольствие, сигареты, средства гигиены и иные необходимые товары взялась Мип Гиз. В небольшом, заброшенном помещении оказались сам Отто, его жена Эдит, дочери Марго и Анна, а также некогда оказавший предпринимателю помощь голландец еврейского происхождения Ван Даан, его супруга Петронелла и их сын Питер. Немного позднее к сообществу примкнул господин Дуссел.

Сценография в спектакле минималистична. Интерьер Симоновской сцены Вахтанговского театра – органичная основа для создания помещения, слегка тронутого беспощадным временем. Обшарпанные стены, кое-где потрескавшаяся краска, подобие следов плесени – все это вполне соответствует обстоятельствам, в которых оказываются восемь персонажей. Обстановка предельно аскетична: по центру располагается шкаф, на самый верх которого герои складывают свои чемоданы и коробки. В общей комнате есть стол и несколько стульев. Из нехитрого реквизита – посуда, столовые приборы, свечи и т.д. Но самое главное – дневник, заветная тетрадка, куда юная Анна в течение двух лет тщательно записывала все, что происходило вокруг, волновало, напрягало, трогало, огорчало, пугало и радовало ее.

Каждый персонаж – не просто представитель народа, подвергнутого массовым репрессиям, а яркая индивидуальность, личность, имеющая свое собственное Я, непоколебимое право жить, творить, любить, быть любимым и счастливым. Выстоять любой ценой, выдержать бесконечную цепь суровых испытаний, остаться человеком, несмотря ни на что – вот основная задача, которую ставили перед собой представители разных европейских народов в военные годы.

Существование в замкнутом пространстве, отсутствие возможности покидать свое убежище хотя бы на несколько минут, постоянное общение с вынужденными сожителями – не самый простой комплекс обстоятельств. Это довелось испытать каждому из восьми персонажей-затворников. Всем пришлось крайне тяжело.

Спектакль поставлен таким образом, что Анна (Мария Риваль) предстает в двух качествах – действующего лица и стороннего наблюдателя. С одной стороны, она живет, растет, развивается, дружит, конфликтует, влюбляется, мечтает, печалится, боится, а с другой – внимательно смотрит, слушает и записывает. Всех остальных героев зрители видят как бы сквозь призму восприятия самой девочки.

Отец, Отто Франк (Олег Форостенко) описан подробно, с необычайной нежностью и любовью. Это добрый, ласковый человек с железной волей и несгибаемым характером. Именно он поддерживает, как может, своих сожителей, не дает им «сломаться», старается гасить все более или менее серьезные конфликты в зародыше.

С матерью Эдит (Вера Новикова) у дочери-подростка отсутствует взаимопонимание. Девочка не воспринимает всерьез все, что ей говорит родительница, не реагирует на проявления нежности и любви. Между тем, госпожа Франк пытается поддерживать в людях угасающую веру в светлое будущее. Самое главное в этих непростых обстоятельствах заключается в том, что родные живы, здоровы и находятся все вместе.

Сестра Марго (Ася Домская) на три года старше Анны. Это глубокая, интеллигентная, вдумчивая, по-женски мягкая молодая девушка. В начале спектакля кажется, что она утонула в многочисленных книгах, какие приходится читать, чтобы не отстать по учебе. На подступах к финалу истории перед зрителями предстает яркая, грациозная Женщина. Такая в будущем могла бы стать прекрасной женой и матерью, но судьбе был угоден иной сценарий.

Один из самых противоречивых образов – госпожа Ван Даан (Мария Шастина). Эта героиня тяжелее всех приспосабливается к новым обстоятельствам. Скрываясь от преследования фашистов, персонажи стараются передвигаться по мансарде бесшумно. Единственная доступная в подобных условиях обувь – толстые шерстяные носки. Петронелла же довольно долго продолжает носить изящные туфли на высоком каблуке. Подсознательное нежелание покоряться печальной участи выражается в изысканной прическе, лавандовом шампуне и роскошной шубе, подаренной отцом за год до смерти. Отголоски «прошлой» жизни выделяют шикарную мадам из маленького сообщества.

Господин Ван Даан (Рубен Симонов) когда-то помог только приехавшему в Голландию Отто Франку начать свое дело. Потому две семьи и оказались вместе под одной крышей в такие непростые времена. Этот персонаж значительно превосходит возрастом свою жену. Он был готов покинуть страну в любой момент и перевезти семью в Швейцарию или Америку, но из-за привязанности супруги к дому остался в оккупированной Голландии. Вынужденное бездействие плохо сказывается на его характере, но под неустанным ворчанием скрывается озабоченность непростой судьбой.

Питер Ван Даан (Константин Белошапка) – юноша, колючий, испуганный, но бесконечно обаятельный, лиричный, героически одухотворенный. Чем ближе развязка, тем больше ярких, интересных красок проявляется в его образе. Что ждет влюбленных Анну и Питера? Какое будущее готовит им судьба? Будут ли они счастливы, когда их вынужденное заточение наконец закончится? Эти вопросы занимают воображение героини, легкой, нежной, свежей, порхающей, как бабочка. Зрители, которым прекрасно известно, какой финал ожидает персонажей, воспринимают лирические эпизоды остро, эмоционально, тяжело.

Рыжеволосый доктор Дуссел (Вячеслав Демченко) появляется в мансарде позже всех. Приютить его «на несколько дней» попросила Мип. Для этого персонажа, вдоволь насмотревшегося на ужасы войны, характерна ярко выраженная нервозность. У него постоянно дрожат руки. Человек все время вступает в конфликт.

Госпожа Мип Гиз (Наталья Масич) – героическая, бесстрашная женщина. Коренная австрийка, на оккупированной фашистами территории Голландии она помогает скрываться сообществу из восьми евреев, ежедневно приносит им необходимое продовольствие – еду, сигареты, средства гигиены. Именно Мип обнаружит дневник Анны Франк, сохранит и спустя несколько лет отдаст заветную тетрадку ее отцу.

Семьи Франк и Ван Даан и примкнувший к ним господин Дуссел жили в мансарде одного голландского дома более двух лет. Как известно, в августе 1944 года они были арестованы ГЕСТАПО и отправлены в Освенцим. Из лагеря смерти выбрался только один человек – Отто Франк. Оставшуюся часть жизни он посвятил изданию и дальнейшему продвижению дневника своей дочери. Книга была переведена более, чем на 60 языков.

Музыкальный материал спектакля подобран таким образом, что зритель как бы попадает в небольшое иудейское поселение. Здесь звучат адаптированные, авторски аранжированные мелодии, без которых сложно представить себе национальный колорит выходцев с Земли Обетованной, их трапезы, быт, празднества, драмы и т.д.

Продолжительность спектакля – 100 минут, без антракта. Отсутствие перерыва позволяет воспринимать сюжет как единое целое. Эмоциональный накал нарастает стремительно, как снежный ком. Никто и ничто не мешает полному погружению в глубокое, насыщенное, трагическое действо. Всегда очень интересно наблюдать за героями, за их личностным ростом, развитием взаимоотношений, течением жизни. Здесь мы видим молодых людей и их родителей, наблюдаем, как девочка-подросток за два года испытывает больше, чем иной индивид за долгие десятилетия. История, рассказанная Анной Франк, сценически адаптированная и поставленная Екатериной Симоновой, «цепляет», трогает до глубины души, захватывает с первых секунд и не отпускает до самого конца.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма