интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Открытие 98-го сезона в театре имени Вахтангова: итоги прошлого, планы на будущее и премьера

 
 
 

Открытие 98-го сезона в театре имени Вахтангова: итоги прошлого, планы на будущее и премьера

Автор: Ольга Пурчинская от 16-09-2018, 05:23, посмотрело: 251

15 сентября 2018 года Государственный академический театр имени Е.Б.Вахтангова открыл свой 98-й сезон. Начало получилось традиционно ярким, праздничным, полным приятных сюрпризов и незабываемых впечатлений. Программа дня оказалась весьма насыщенной: в 12-00 прошел традиционный сбор труппы, в 14-00 журналистам показали фрагмент первой премьеры нового театрального года – спектакля «Фальшивая нота» в постановке Римаса Туминаса. А уже в 19-00 вахтанговцы приняли первых зрителей.

Сбор труппы

Открытие 98-го сезона в театре имени Вахтангова: итоги прошлого, планы на будущее и премьераТрадиционный праздник, собирающий на Новой сцене театра практически весь коллектив, получился по-вахтанговски теплым, светлым и уютным. Сперва сотрудники и гости увидели короткометражное кино – зарисовку на тему итогов прошедшего 97-го сезона.

Генеральный директор театра Кирилл Крок и художественный руководитель Римас Туминас поздравили коллег с получением высоких правительственных наград, а также благодарностей от чиновников. Перечисление всех героев дня – весьма долгий процесс, вот лишь некоторые из них:
1. Народный артист СССР Владимир Этуш – полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», обладатель медали «Доблесть и отвага» Следственного комитета России;
2. Народная артистка России Людмила Максакова – кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени;
3. Народный артист России Сергей Маковецкий – кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени;
4. Народный артист России Владимир Симонов – кавалер Ордена Дружбы;
5. Звание Заслуженный артист России получили артисты театра Виктор Добронравов, Андрей Зарецкий и Александр Рыщенков;
6. Звание Заслуженный художник России присуждено главному художнику театра Максиму Обрезкову;
7. Звание «Заслуженный работник культуры России» присуждено генеральному директору театра Кириллу Кроку;
8. Благодарность Президента России «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю творческую деятельность» объявлена Народной артистке России Ирине Купченко;
9. Лауреаты Премии правительства Москвы в области литературы и искусства за 2017 год – команда спектакля «Бег»: Виктор Добронравов, Екатерина Крамзина, Валерий Ушаков, Сергей Епишев, Артур Иванов;
10. Лауреат Премии правительства Москвы в области литературы и искусства за 2018 год – помощник художественного руководителя театра по творческим вопросам Дмитрий Трубочкин;
11. Спектакль «Царь Эдип» (режиссер – Римас Туминас) – лауреат премий «Гвоздь сезона» и «Хрустальная Турандот»

Эту славную летопись можно продолжать еще очень долго! В такой торжественный день есть место не только радостным эмоциям, но и историческим фактам, зафиксированным в цифрах. Так, за прошлый сезон на пяти площадках театра было сыграно 832 спектакля, которые посетило 288967 зрителей. Активность публики высока – в среднем раскупалось 93% залов.
Впечатляет также и гастрольная статистика вахтанговцев: в минувшем сезоне они выходили на сцены российских театров, а также на подмостки стран Ближнего и Дальнего Зарубежья 85 раз. География передвижений по стране весьма обширна: лучшие постановки увидели зрители из Владивостока, Воронежа, Екатеринбурга, Комсомольска-на-Амуре, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Саратова, Тары, Тюмени и Хабаровска.
Зарубежные гастроли вахтанговцев охватывают все материки и континенты. В минувшем сезоне им рукоплескали театралы из Венгрии, Литвы, Великобритании, Белоруссии, Италии, Хорватии и Китая.

В наступившем сезоне артистов также ждет множество поездок по всему миру. Среди спектаклей, которые увидят зрители России и Зарубежья – «Царь Эдип», «Маскарад», «Наш класс», «Евгений Онегин», «Медея», «Дядя Ваня», «Улыбнись нам, Господи», «Фальшивая нота» и др.

Художественный руководитель театра Римас Туминас сообщил присутствующим, что Юрий Бутусов вошел в коллектив театра имени Вахтангова в качестве главного режиссера. Затем он озвучил обширные творческие планы. Вот, что ожидает нас в ближайшем будущем.

Первая премьера 98-го сезона состоялась через несколько часов после сбора труппы: в 19-00 на Исторической сцене театра впервые был сыгран спектакль «Фальшивая нота». Режиссер – Римас Туминас.

Московских театралов ожидает несколько постановок иностранных режиссеров. Так, уже в ближайшие дни итальянский режиссер Лука де Фуско начнет работу над спектаклем по пьесе Э.де Филиппо «Суббота, воскресенье, понедельник».

В ноябре запланирован показ спектакля «Брюсов переулок». Автор инсценировки и режиссер-постановщик – Андрей Максимов.

Бокал шампанского в честь праздника – и журналисты переместились с Новой сцены на Основную, Историческую. За несколько часов до премьеры им показали фрагмент спектакля «Фальшивая нота» по одноименной пьесе современного французского драматурга Дидье Карона.

Открытие 98-го сезона в театре имени Вахтангова: итоги прошлого, планы на будущее и премьераПостановка – Римас Туминас (лауреат Государственной премии России, лауреат Национальной премии Литвы).
Режиссер – Алексей Кузнецов (Заслуженный артист России).
Сценография – Адомас Яцовскис (лауреат Национальной премии Литвы).
Костюмы – Максим Обрезков (Заслуженный художник России).
Композитор – Фаустас Латенас (лауреат Национальной премии Литвы).
Перевод – Ирина Прохорова, Александр Браиловский.

В ролях:
МиллерАлексей Гуськов (Народный артист России);
ДинкельГеннадий Хазанов (Народный артист России).

С первых секунд спектакля зритель попадает в завораживающее, манящее закулисное пространство некоего театрального зала, опустевшего после очередного грандиозного концерта. Мы оказываемся в комнате отдыха дирижера. На туалетном столике стоит бутылка дорогого вина и бокал. Слева висит пальто. На крышке старинного рояля дожидается своего часа скрипка.

Все музыканты покинули свои рабочие места – и только яркие огоньки на пюпитрах продолжают таинственно мерцать. В здании остался только один человек – всемирно известный дирижер Миллер (Алексей Гуськов). Маэстро предстает тщеславным, самовлюбленным, гордым человеком. Он – большой артист, все, что он делает, грандиозно и прекрасно само по себе. Но в этот раз все пошло не так, как он хотел: первая скрипка позволила себе импровизацию. Руководитель вне себя!

Именно в таком состоянии его застает некий господин Динкель (Геннадий Хазанов), самый, по его утверждению, верный и преданный поклонник и почитатель таланта Маэстро. Этот человек, скромный, вежливый, замерзший, специально приехал из другой страны, чтобы насладиться творчеством любимого артиста. И вот – наконец-то! – он «дорвался» до встречи со своим кумиром. Первое (и абсолютно естественное!) желание – получить заветный автограф, затем – уникальную фотографию.

Дирижер раздосадован вдвойне. Во-первых, он до сих пор не пришел в себя после сюрпризов от первой скрипки. Во-вторых, очень устал и хочет как можно скорее вернуться домой, тем более, что ему есть, что обсудить с женой. Но это произойдет не скоро: какой-то человек звонит фрау Миллер с телефона ее мужа и вежливо, но твердо говорит, что тот не появится к ужину, его можно не ждать. Этот таинственный собеседник – не кто иной, как Динкель. Очевидно, он совсем не тот, за кого себя выдает. Обыкновенный поклонник, даже самый преданный и верный, не может знать о своем кумире абсолютно все, вплоть до тщательно скрываемой от общественности семейной жизни. Незнакомец же прекрасно знает супругу и детей Маэстро. И голос у него становится совсем другим: если сначала мы слышим типовые интонации, характерные для поклонников, с легким, незначительным оттенком заискивания, то затем речь становится куда более твердой, уверенной, тембр как бы понижается. Теперь он очень напоминает гипнотизера. И осанка преображается буквально за несколько секунд.

К сожалению, в этот момент действие в рамках пресс-показа прерывается. Но совершенно очевидно, что дальше зрителей ожидают полтора часа драмы, пропитанной глубоким внутренним психологизмом. Оба героя в конце окажутся совеем не теми, кем предстают в начале. История их взаимоотношений – «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой»

События разворачиваются на рубеже 1980-90х гг. – времени падения Берлинской стены и смерти одного из величайших Маэстро ХХ века – Герберта фон Караяна (1908 – 1989). На это указывает ряд нюансов.

Работая над образом Миллера, Алексей Гуськов внимательно изучал искусство грандиозных мастеров дирижерского цеха прошлого столетия. Помимо упомянутого выше Караяна, его вдохновили Евгений Светланов, Владимир Федосеев и другие.

Геннадий Хазанов впечатлил стремительностью и плавностью своего перевоплощения из скромного, интеллигентного поклонника в сурового обличителя, страшного призрака из прошлого. Голос, манеры, осанка, - все меняется буквально на глазах.

Музыкальный материал спектакля рожден на стыке великих шедевров прошлого и авторских работ Фаустаса Латенаса, написанных специально для этой постановки. По словам Маэстро, его мелодии куда более эмоциональны. А начинается история с фрагмента увертюры к опере Р.Вагнера «Гибель богов». Это тот случай, когда музыка не разряжает атмосферу, а все сильнее нагнетает ее.

Глубокий психологизм заложен в каждом слове, движении, действии. Современный автор в своей пьесе «сталкивает лбами» немца и еврея. Нетрудно догадаться, какой вопрос выйдет на авансцену в его сочинении. Война. Германия. Освенцим (Аушвиц). Результатом кропотливой работы Римаса Туминаса с интересным литературным материалом становится детектив, не ослабляющий напряжения до самого конца.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма