интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Классика для современников в спектакле Александра Коручекова "Горячее сердце"

 
 
 

Классика для современников в спектакле Александра Коручекова "Горячее сердце"

Автор: Ольга Пурчинская от 7-03-2018, 05:12, посмотрело: 556

Классика всегда актуальна. Банальность, не правда ли? Тем не менее, именно эта фраза приходит в голову, когда речь заходит о творчестве А.Н.Островского (1823 – 1886). Пьесы русского драматурга стали важным этапом на пути развития отечественного театра не случайно. Эти сочинения феноменальны хотя бы потому, что едва ли не в каждом персонаже любой читатель или зритель узнает какого-либо своего знакомого, друга, родственника или знаменитого современника. Живость диалогов создает впечатление, что действие происходит здесь и сейчас. Темы, занимавшие Островского, понятны и близки многим поколениям россиян. Интересны они и в первой четверти XXI века.

Классика актуальна всегда. Это факт! Ей традиционно уделяется серьезное внимание при составлении программы по литературе как в школах, так и в некоторых высших учебных заведениях. Русская драматургия составляет фундамент репертуара многих отечественных театров. Зрители с удовольствием посещают как старые спектакли, так и новые постановки.

Оригинальная версия пьесы А.Н.Островского «Горячее сердце» в сезоне 2017/18 появилась в афише Государственного академического театра имени Вахтангова.
Режиссер – Александр Коручеков.
Сценография – Максим Обрезков.
Художник по костюмам – Мария Данилова (лауреат Государственной премии России).
Композитор – Петр Налич.
Художник по свету – Андрей Абрамов.
Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры, лауреат премии «Чайка»).
Музыкальный руководитель – Татьяна Агаева (Заслуженный деятель искусств России).
Педагог по вокалу – Елена Садекова.
Звукорежиссер – Андрей Мирный.
Помощник режиссера – Наталья Меньшикова.
Премьера состоялась 18 января 2018 года.

Классика для современников в спектакле Александра Коручекова "Горячее сердце"В ролях:
Павлин Павлиныч Курослепов, именитый купецЕвгений Косырев;
Матрена Харитоновна, его женаОльга Тумайкина (Заслуженная артистка России);
Параша, дочь его от первой женыМария Бердинских;
Наркис, приказчик Курослепова по домуВиталийс Семеновс;
Гаврило, приказчик по лавкеВасилий Симонов;
Вася Шустрый, сын недавно разорившегося купцаЮрий Цокуров;
Силан, дальний родственник Курослепова, живет в дворникахАнатолий Меньщиков (Заслуженный артист России);
Серапион Мардарьич Градобоев, городничийЕвгений Князев (Народный артист России, Народный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат Государственной премии России);
Тарах Тарасыч Хлынов, богатый подрядчикСергей Маковецкий (Народный артист России, лауреат Государственной премии России);
Барин с большими усамиАлександр Павлов (Заслуженный артист России);
Аристарх, мещанинОлег Лопухов;
НародЕвгений Пилюгин, Денис Самойлов, Василий Цыганов, Павел Юдин.

Оркестр театра имени Вахтангова:
Михаил Айнетдинов;
Ольга Жевлакова;
Надежда Кашкина;
Виктор Кормаков;
Николай Мызиков;
Евгений Полтораков;
Наталья Туриянская;
Андрей Чернышов.

Этот спектакль – гармоничное сочетание классического сюжета и современной постановки. Оригинальная «обработка» А.Коручекова предлагает зрителям на три часа погрузиться в бескрайний, безграничный мир театра, где постоянно происходят и интенсивно развиваются яркие, интересные, замечательные события.

Богач-самодур Хлынов томится от скуки и желает развлечься. Для этого ему необходимы усилия едва ли не всех жителей небольшого уездного города. Обеспечение веселья зажиточного соотечественника – задача непростая, и решается она весьма необычно и шумно. Чего здесь только нет – и охота, и переодевания, и песни, и пляски… Все это – результат слаженной работы артистов-вахтанговцев, истинных виртуозов синтеза искусств, от вокала и декламации до пластичной хореографии и сложнейшей, захватывающей дух акробатики. Во главе этого ансамбля – господин Хлынов. Сергей Маковецкий. Его появления эффектны и необычны: то поднимется на сцену, стоя на борту подводной лодки, то «верхом» на военной технике приедет. Изысканно покуривая сигарету и запивая ее шампанским, герой зовет всех зрителей за собой.

Жизнь в доме Хлынова напоминает легкую, очаровательную интермедию, призванную немного разрядить непростую ситуацию в жизни юных героев, обладателей того самого титульного «Горячего сердца». Речь идет о Параше (Мария Бердинских) и Гавриле (Василий Симонов).

Первая живет в доме отца-богача и мачехи-самодура. Девушка напоминает птичку в золотой клетке: никакой свободы, кажется, она стала пленницей в родном гнезде. Душа Прасковьи мечется, страстно желает вырваться, вдохнуть свободу полной грудью. В итоге она отрежет косу, сбежит и облачится в солдатскую одежду. Героиня готова бороться за свое счастье, будет молиться и действовать.

Второй – приказчик в лавке купца Курослепова, отца Параши. Работает герой много, зарабатывает мало. Обязанностей у него значительно больше, чем прав. Как бы тяжело не было, сердце его поет. Высоко, красиво, полетно. Голос навевает мысли о феномене русской души. Образы печали и отчаяния в незатейливых мотивах соседствуют со светом и оптимизмом. Непростая жизнь – несломленный дух – стремление к лучшему. Такая «цепочка» обязательно проведет через тернии к звездам.

Рассказывая о быте жителей российской глубинки, А.Н.Островский не мог обойти стороной особый общественный «пласт» - чиновников. В пьесе «Горячее сердце» этот социальный слой представляет городничий Серапион Мардарьич Градобоев. Говорящая фамилия, не правда ли? Евгений Князев создал образ немолодого, но хваткого, эмоционального, но сосредоточенного, предприимчивого, но усидчивого «слуги народа». Такой человек всегда оказывается в самой гуще событий, бывает в курсе всего происходящего и никогда не упускает личную выгоду. О своем интересе он зачастую заботится, ловко обходя закон, раздавая привилегии одним горожанам и ущемляя права других.

Еще один типаж, регулярно встречающийся в сочинениях знаменитого драматурга – помещик-самодур. Здесь он воплощен в образах богатого купца Павлина Павлиныча Курослепова (Евгений Косырев) и его второй жены Матрены Харитоновны (Ольга Тумайкина).
Энергичный, предприимчивый делец добился серьезных успехов в торговле, заработал на спокойную, безбедную жизнь. А вот в бытовых делах оказался Павлин Павлиныч не самым умным, вялым человеком. В результате молодая супруга быстро установила свои порядки в доме, превратила в ад жизнь юной падчерицы Параши и завела личную жизнь на стороне. Яркие, незабываемые часы проводит красавица Матрена в обществе приказчика Наркиса (Виталийс Семеновс). А предприимчивый работник активно использует симпатию барыни в личных целях.

Торговые дела клеятся далеко не у всех. Бывает, что купцы разоряются, и тогда и они, и их родные и близкие становятся должниками, обязанностей обретают значительно больше, чем прав. Так однажды изменилась в одночасье жизнь Васи Шустрого (Юрий Цокуров). Этот герой влюблен в Парашу, она отвечает ему взаимностью. Но в сложившейся ситуации брак между молодыми людьми невозможен. Что же делать? Героиня предлагает бежать! Пойти в солдаты, отправиться на войну. Вот уж где открылся бы бескрайний простор для горячего сердца! Но такое испытание явно не для него. Персонаж предпочитает поработать год на выкупившего его долги Хлынова. Да и чувства его, возможно, не так сильны, как бы того хотелось героине. Может ли подобный человек стать достойным спутником в жизни такой девушки, как Прасковья Павлиновна? Ответ очевиден.

Сценография спектакля представляет собой классический уездный город таким, каким его увидел бы современный человек. Огромные ворота впускают и выпускают персонажей на сцену, то есть на центральную площадь населенного пункта, в дом купца Курослепова, в апартаменты подрядчика Хлынова, в контору городничего Градобоева или куда-либо еще. Огромные лестницы – смотровые площадки - позволяют наблюдать за всем, что происходит.

Интереснейший эпизод постановки – развлечения Хлынова. Этого человека одолевает смертная скука. Будучи богачом, он может позволить себе любые развлечения. В барских забавах вынуждено принимать участие подавляющее большинство горожан. Так, Вася и представители народа (Павел Юдин, Денис Самойлов, Василий Цыганов, Евгений Пилюгин) поют и a capella, и при участии оркестра. Они же и Силан (Анатолий Меньщиков), барин с большими усами (Александр Павлов), Аристарх (Олег Лопухов) принимают участие в импровизированной охоте, отнимающей много сил и времени.

Несколько раз в течение спектакля сценическое пространство превращается в природную зону с ее бескрайними просторами, парящими птицами и бабочками, благоухающими цветами и огромными деревьями. В банкетном зале дома приказчика Хлынова посуда буквально летает по воздуху. Чудес здесь происходит немало! Все лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Музыкальный материал постановки в очередной раз заставляет вспомнить о широте русской души, о потрясающем, глубоком, незабываемом пении, заряжающем энергией, вдохновляющем, внушающем оптимизм. Исполнение a capella заполняет пространство зала таким ярким, насыщенным, объемным звуком, что создается впечатление, будто играет не просто камерный ансамбль, а полновесный симфонический оркестр.

Комедия или трагикомедия? Фарс или драма? Как же все-таки опередить жанр спектакля «Горячее сердце»? Мне кажется, это синтез. Здесь объединились элементы всех упомянутых видов постановок. Сюжет вечный, как искусство и актуальный, как сама жизнь. Упомянутые Островским проблемы были, есть и всегда будут существовать внутри общества. Какой бы ни был на дворе век, политический режим, философский настрой, обязательно возникнут угнетатели и угнетенные, руководители и подчиненные, чиновники и рядовые граждане, помещики и крестьяне, интеллигенция и рабочий класс. Кто-то примет сложившуюся ситуацию, как данность, и научится с этим жить, кто-то попытается что-либо изменить, сдвинуть с мертвой точки. Неизменным останется одно: всегда будет очень интересно погружаться в мир произведений искусства, ловко, точно, разящими ударами изобличающих пороки личности и социального слоя.

Рассказать классическую историю так, чтобы это было интересно молодежи. Осовременить вечный сюжет так, чтобы не задеть эстетические идеалы консервативных представителей старшего поколения. Александру Коручекову удалось решить эти две задачи, создав спектакль, который будет интересен зрителям, представляющим несколько поколений.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма