интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Античная трагедия и русский театральный психологизм в спектакле Римаса Туминаса "Царь Эдип"

 
 
 

Античная трагедия и русский театральный психологизм в спектакле Римаса Туминаса "Царь Эдип"

Автор: Ольга Пурчинская от 13-11-2016, 01:47, посмотрело: 1222

Возможен ли синтез эпох и направлений на современных подмостках? Реально ли объединить античную трагедию с ее высоким стилем и элементы, без которых театр XXI представить очень сложно – вокал, акробатику, хореографию, сценическое движение, пластику, декламацию и выразительную драматическую игру?

Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова летом 2016 года был успешно реализован уникальный проект – постановка трагедии Софокла «Царь Эдип» (осуществлен при поддержке Министерства культуры России, V Санкт-Петербургского международного культурного форума и Благотворительного фонда И.И.Саввиди). Режиссер-постановщик – Римас Туминас (лауреат Государственной премии России, лауреат Национальной премии Литвы). Сценограф – Адомас Яцовскис (лауреат Национальной премии Литвы). Композитор – Фаустас Латенас (лауреат Национальной премии Литвы). Композитор партий хора – Теодор Абазис (Греция). Хореограф – Анжелика Холина. Консультант спектакля – Дмитрий Трубочкин (доктор искусствоведения). Художник-гример – Ольга Калявина (Заслуженный работник культуры России). Звукорежиссеры – Руслан Кнушевицкий, Андрей Мирный. Педагог по сценической речи – Елена Ласкавая. Педагог по вокалу – Мелина Пайониду (Греция). Ассистент режиссера – Габриэлла Туминайте. Помощник режиссера – Ирина Громова. Премьера состоялась 29 июля в Древнем амфитеатре Эпидавра (Греция). 22 сентября спектакль впервые был сыгран в Афинах.

Античная трагедия и русский театральный психологизм в спектакле Римаса Туминаса "Царь Эдип"Античная трагедия и русский театральный психологизм в спектакле Римаса Туминаса "Царь Эдип"12, 13 и 14 ноября 2016 года на Основной сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова состоится премьера спектакля «Царь Эдип», приуроченная к 95-летию легендарного Храма Искусства на Арбате. Постановка Римаса Туминаса – результат совместной работы вахтанговцев и артистов Национального театра Греции.
Эти строки рождаются под впечатлением от пресс-показа 11 ноября.
В ролях: Эдип – Виктор Добронравов, Иокаста – Людмила Максакова (Народная артистка России, лауреат Государственной премии России), Тиресий – Евгений Князев (Народный артист России, лауреат Государственной премии России), Креонт – Эльдар Трамов, жрец – Евгений Косырев, корифей хора – Виталийс Семеновс, вестник – Олег Форостенко (Заслуженный артист России), пастух – Рубен Симонов (Заслуженный артист России), домочадец Эдипа – Максим Севриновский, крылатая дева – Екатерина Симонова, воин – Павел Юдин, мальчик – Юрий Цокуров, хор фиванских старейшин – Илья Алгаер, Панайотис Атанасопулос, Танасис Влавианос, Гиоргос Галлос, Димитрис Георгиадис, Костас Коракис, Давид Мальтезе, Сократис Пацикас, Гиоргос Стамос, Леонардос Хейфец-Батис, Спирос Цекурас, дети – Афродити Антонаки, Георгиа Митропулу.

Этот спектакль – не просто обзорная «экскурсия» по времени и пространству, знакомящая публику с бытом, нравами и особенностями жизни древних эллинов. Постановка Римаса Туминаса – полноценное «погружение» в атмосферу эпохи античности, уникальная возможность на физическом уровне ощутить атмосферу этого непростого этапа в истории человечества, почувствовать и понять глубокий внутренний психологизм каждого персонажа.

Римас Туминас, режиссер-постановщик:
«Это очень важный проект, так как он соединит в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра…
…Хочется поставить спектакль о главном – о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они (лидеры), во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается. Все возможно. Все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека»
.

Заглавный персонаж трагедии – царь Эдип – стал ярким примером идеального персонажа античной драмы (рассмотрен сквозь призму «Поэтики» Аристотеля). Перед нами – человек, который уничтожает себя, мучаясь осознанием собственной вины, неискупимых тяжких грехов. Мощная психологическая атака на самого себя приводит к трагической развязке событий.

В основе сюжета – история правителя, сильного, властного, могущественного, с самого рождения обреченного на суровые испытания. Едва рожденному Эдипу было предначертано судьбой убить своего отца, царя Лая, а затем жениться на собственной матери, царице Иокасте. Желая спастись от страшного пророчества, родители отдали приказ умертвить их чадо, но человек, вынужденный сделать это, пощадил младенца и передал его в руки некоего пастуха. Ребенка усыновил коринфский царь Полиб.
Через несколько лет юный царевич узнал об этом пророчестве и, испугавшись, покинул дом своих приемных родителей. Вскоре паломник столкнулся около города Фивы с несколькими пассажирами проезжавшей мимо колесницы. Вспыхнувшая ссора привела к кровавой стычке. В результате были убиты все пассажиры, за исключением одного человека, в том числе – Лай, его отец. Вскоре, одержав победу на Сфинксом, Эдип сочетается браком со вдовой царя – своей матерью, Иокастой. Все случилось точно так, как предсказал оракул.
Спустя 15 лет на Фивы обрушается шквал напастей, в том числе – смертоносная эпидемия чумы. Желая спасти свой народ от несчастий, царь обращается к оракулу. Вердикт мудрейшего таков: чтобы избавиться от страшной беды, нужно уничтожить убийцу Лая. Поиски приводят Эдипа к страшному открытию. Его жена-мать догадывается обо всем первой, но не успевает спасти сына: узнав все, он, отрицая собственное право на жизнь, уничтожает себя.

Сценическое пространство в спектакле решено в духе аскетичного минимализма, при этом создается устойчивое ощущение наполненности. В центре – оригинальное сооружение цилиндрической формы внушительных размеров. В течение действия эта конструкция будет и опорой, и препятствием, и созидателем, и разрушителем, и пьедесталом, и троном, и могилой, и т.д., и т.п. Слева и справа – стулья, на которых размещаются артисты хора, представляющие собой мудрейших старейшин.

Действие начинается в момент, когда Эдип беседует со жрецом. Ему предшествует пролог. Спокойная, беспечная, мирная жизнь течет в одном из полисов Эллады. Внезапно налетают густые, мрачные тучи и приносят с собой боль, страдания и смерть. Шум моря и веселые крики играющих детей сменяется леденящим душу воем ветра. Вдалеке возникает рой огромных хищных птиц – зловещий знак.

После пролога мы увидели богатую россыпь ярких, живых, драматически насыщенных персонажей, мастерски воплощенных актерами театра имени Вахтангова и Национального театра Греции.

Античная трагедия и русский театральный психологизм в спектакле Римаса Туминаса "Царь Эдип"Царь Эдип в исполнении Виктора Добронравова предстает в двух образах, совершенно не похожих друг на друга. Первый – истинный владыка, сильный, уверенный в себе, глубоко переживающий беды и страдания своего народа и готовый пойти на все, чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию. Второй – человек, оставшийся наедине со своими чувствами и переживаниями, страдающий, сомневающийся, не уверенный в правильности предпринимаемых мер.
Голос властелина - мощный, громоподобный, доносящийся откуда-то сверху, способный внушить оптимизм человеку, находящемуся в плену отчаяния и безнадежности. Голос человека - более мягкий, вкрадчивый, иногда агрессивный, порой воинственный. В общем, Эдип, находящийся в окружении самых близких, дает волю эмоциям, может даже проявить слабость.

Иокаста Людмилы Максаковой – гордая, величественная дама, обладающая несгибаемым характером. Не знающая о происхождении своего царственного супруга, она предстает в образе, напоминающем сказочную фею – легкую, нежную, эфемерную. Складывается ощущение, что от нее исходит свет.
Дальнейшие перипетии приводят к тому, что возвышенный «эльф» постепенно превращается в царицу, сильную, властную, околдовывающую. Кто же она? Правящая супруга, мать или жрица, молящая высшие силы о снисхождении? К светлой ауре героини очень подходят белые крылья, возникающие у нее за спиной во время молитвы. Через некоторое время они станут черными, чем заставляют задуматься: а так ли чиста душа Иокасты? Так ли она добра и справедлива, как хочет показаться?

Креонт (брат Иокасты) Эльдара Трамова – наследник царя Эдипа (его имя переводится с греческого как «Правитель»). Этот персонаж предстает таким, каким, вероятно, хотели видеть своего владыку эллины – добрым, сильным, справедливым, излучающим внутренний свет, обаяние и положительную энергию. Такой правитель будет опорой и поддержкой своим подданным даже в самые темные времена. Он строг и справедлив, а это значит, что каждое его решение будет тщательно взвешено и продумано.
Светлый, уверенный в себе, блестящий появляется он в начале спектакля. Пурпурная мантия выдает представителя высшей знати, а лавровый венец из золота символизирует благосклонность к нему со стороны царя. Позднее роскошный образ сменится более простым нарядом, но внутренний мир героя не претерпит изменений. И именно такой человек возглавит Фивы.

Евгений Князев воплотил образ Тиресия, слепого прорицателя. Одинокий старый странник лишен глаз, дающих возможность визуально познавать окружающий мир, но внутреннее око мудреца смотрит глубоко, в самую суть. Добро или зло предначертано тому или иному человеку? Это никому не известно. Скорее всего, это – своего рода зеркало, отражающее всем жителям Земли волю высших сил. Хороший он человек или плохой – сказать сложно. Ясно одно: Тиресий – раб своего дара, данного не во благо. Судьба такого персонажа – жизнь в постоянном мраке, озаряемом периодически страшными картинами, предрекающими будущее.

Жрец в исполнении Евгения Косырева – мудрейший человек, один из уважаемых фиванских старейшин, доносящий до народа волю богов. В момент страшной, разрушительной эпидемии он передает царю крик о помощи, исходящий от каждого жителя полиса. Говоря о чужих бедах, этот персонаж ткет живописное вербальное панно, отображающее страшные картины. Интонации порой достигают то леденящих, то душераздирающих нот.

Очень интересен домочадец Эдипа (Максим Севриновский). Голова этого героя большую часть спектакля завязана бинтом. Заметны только два темных пятна на месте глаз. В конце, рассказывая печальную историю кончины Иокасты, он использует свою повязку для наглядных схематичных иллюстраций. В итоге он, наконец, расстанется с этой марлей, и явит миру красные, глубоко запавшие глаза.
До этого момента персонаж наблюдал за всем происходящим, ловко проникая именно в те места, где это нужно. Похоже, слепца в нужное место вела неведомая, безграничная сила.

Загадочное, прекрасное, воздушно-эфемерное создание стало воплощением Крылатой девы (Екатерина Симонова). Кто она – мечущаяся, точно птица в клетке, душа многострадального народы Фив? Или черное начало царицы Иокасты, когда-то приказавшей убить своего новорожденного сына, дабы не сбылось пророчество? А, может быть, перед нами – темный ангел, парящий высоко над Землей, перемещающийся тихо и незаметно?

Особое внимание мне бы хотелось уделить хору – живому символу античной трагедии. Коллектив из двенадцати человек (а именно столько артистов использовалось в Древней Греции при постановках драматических произведений Софокла) включает в себя корифея (Виталийс Семеновс) и одиннадцать старейшин (Илья Алгаер, Панайотис Атанасопулос, Танасис Влавианос, Гиоргос Галлос, Димитрис Георгиадис, Костас Коракис, Давид Мальтезе, Сократис Пацикас, Гиоргос Стамос, Леонардос Хейфец-Батис, Спирос Цекурас).
Полный спектр мужских голосов, от нежного лирического тенора до глубокого брутального баса, на языке «начала всех начал» в мире искусства подробно рассказывал зрителям обо всем, что происходит на сцене и, что особенно важно, об оставшемся за ее пределами.
Потрясающая полифония в сочетании с наследником языка, на котором говорили древние эллины, еще больше углубило меня в необычном ощущении тотального погружения в манящий своей загадочной неизведанностью мир Античности – колыбели европейского искусства.

Гармонично вписались в этот ансамбль и исполнители небольших ролей вестника (Олег Форостенко), старого пастуха (Рубен Симонов), воина (Павел Юдин), мальчика (Юрий Цокуров) и двух юных дочерей Эдипа (Афродити Антонаки, Георгиа Митропулу).

Эпоха Античности – время, когда зарождались современные цивилизации Старого Света. Кое-что с тех пор изменилось, углубилось, возможно, стало более удобным и безопасным. Но кое-что осталось на том же уровне, что и многие тысячелетия назад. Люди. Семьи. Народы. Их взаимоотношения – любовь, вражда, борьба за власть, ревность, доброта, доверчивость, обман, верность, предательство и т.д.

Спектакль «Царь Эдип» - тотальное погружение в мир Древней Греции, не ограниченное двумя часами (а именно столько, без малого, продолжается действо, исполняемое без антракта). Пребывание в чертогах Эллады не заканчивается в момент закрытия занавеса. До сих пор не покидает ощущение посещения античного полиса и попыток понять, что двигало умами и сердцами людей, живших задолго до нашей эры. Кажется, знаменитый сюжет не утратил актуальности и в наши дни, ведь мечты об идеальном правителе не исчезли и поныне. Возможно, сейчас будут несколько иные приоритеты, чем в старину, но неизменно одно: люди всегда хотели бы, чтобы ими управлял человек сильный, независимый, справедливый, честный, добрый, могущий принимать судьбоносные решения быстро и правильно, ставящий интересы своего народы превыше собственных.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма