интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Школа жизни в спектакле "Наш класс. История в 14 уроках"

 
 
 

Школа жизни в спектакле "Наш класс. История в 14 уроках"

Автор: Ольга Пурчинская от 14-10-2016, 03:14, посмотрело: 1925

Польша. Вторая половина 1920-х годов. Первое сентября. Десять человек (три девочки и семь мальчиков) пришли в новое для себя место – в школу. Они знакомятся, делятся впечатлениями, рассказывают друг другу о своих мечтах и вместе представляют, какое их ждет будущее.

Знакомая картина, не правда ли? Наверняка краткий сценарий первого школьного дня большинства людей выглядит примерно так, причем время и место действия, расовая, национальная и религиозная принадлежность учеников не имеют особого значения. Свои коррективы может внести только изменение политической и/или социальной атмосферы.

Итак, несколькими строками выше описано начало спектакля «Наш класс. История в 14 уроках» (по одноименной пьесе Тадеуша Слободзянека), премьера которого пройдет на Новой сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова 14 октября 2016 года. Двумя днями раньше фрагменты постановки (шесть уроков) показали журналистам. Режиссер – Наталья Ковалева. Художник – Андрей Боровский. Композитор – Клавдия Тарабрина. Хореограф – Ирина Филиппова. Основная музыкальная тема, исполнение песни – Дарья Щербакова.
В ролях: Зоська – Полина Кузьминская, Рахелька – Ксения Кубасова, Дора – Дарья Щербакова, Якуб Кац – Эльдар Трамов, Рысек – Юрий Поляк, Менахем – Владимир Шульев, Зигмунт – Владимир Логвинов, Хенек – Алексей Гиммельрейх, Владек – Павел Попов, Абрам – Максим Севриновский.

Еще до начала спектакля зрители попадают в класс. На сцене – восемь школьных досок, на которых мелом написаны имена героев и годы их жизни. Судьбы одноклассников 1919 – 1920 годов рождения сложились по-разному: одним была уготована долгая жизнь, другие погибли в начале 1940-х, во время страшных событий, происходивших в Польше в годы Второй Мировой войны.

Школа жизни в спектакле "Наш класс. История в 14 уроках"В самом обыкновенном классе самой обыкновенной школы вместе учились дети из польских и еврейских семей. У каждого – свои мысли, чувства, моральные и этические принципы, особые жизненные взгляды и уникальное мировоззрение. Они общались, много времени проводили вместе, дружили, влюблялись, доверяли друг другу сокровенное. Стихи, танцы, частушки, песенки – все это было в ученическую пору в жизни, наверное, каждого человека, в том числе – наших героев. Подобному знакомству посвящен первый урок.

Школа жизни в спектакле "Наш класс. История в 14 уроках"Завязались отношения, все ребята прониклись взаимной симпатией. Что может быть лучше, если учесть, что в школе дети и подростки проводят много времени? Но дальше, увы, что-то пошло не так. Представители разных национальностей и религий не стремятся больше одинаково проводить досуг на переменах: поляки, следуя новой моде, внедренной представителями власти, громко, на весь класс, молятся; евреи же хотят нормального, человеческого общения, что-то тихонько обсуждают, срочно доучивают недоделанное домашнее задание. В результате – раскол на два «лагеря», естественно, постоянно пребывающих в непримиримом конфликте.

Проходит время, ребята окончили школу. Проведя несложные подсчеты, мы легко понимаем, что их выпускной пришелся на 1936 год, начало целой серии трагических событий, чьи последствия ощущаются и поныне.

Как это было признано в начале 2000-х, во время Второй Мировой войны поляки регулярно совершали массовые убийства евреев, живших на территории Польши. Так, 10 июля 1941 года они согнали около 1,5 тысяч уцелевших после погромов мирных иудеев – стариков, женщин, детей – в овин и сожгли их заживо. Среди палачей и жертв оказались и герои спектакля (каждый из который имеет свой реальный прототип). Люди, еще совсем недавно пребывавшие в приятельских отношениях, вместе учившие уроки, ходившие друг к другу в гости, буквально в одночасье оказались злейшими врагами. Обстоятельства разделили польскую молодежь на два лагеря, на авансцене оказались нелюди и люди. Первые совершали убийства или просто боялись их остановить, вторые же спасали друзей-иноверцев, рискуя собственной жизнью.

Наталья Ковалева, режиссер:
«В 2000 году вышла книга Я.Т.Гросса «Соседи» о Едвабне. Она вызвала в польском обществе шок, расколов его на два лагеря – желавших и не желавших признавать свою вину. Для поляков это история их страны. Но ведь и в истории нашей страны есть трудные страницы. И это не только история – и сегодня нам часто приходится делать трудный выбор. За свой поступок отвечаем мы сами. Как поступить так, чтобы не захлебнуться поздним раскаянием? Работая над спектаклем, я часто задавала вопрос себе: «А что бы я сделала?» И оправдание, который звучит у героев пьесы «А что я мог сделать?», не есть ответ. Так что для меня – это история общечеловеческая. Везде, где человек зажат в кулак диктатуры, он перестает быть человеком – он становится волком, обложенным красными флажками: от страха он сеет зло вокруг себя и в результате не может жить сам. Как выскочить за флажки??? Мне думается, что о сложных уроках истории необходимо разговаривать с людьми языком театра – ибо он прост и нагляден: здесь перед живым человеком (зрителем) живой человек (артист) за пару часов проживает целую жизнь, проявляя тайные механизмы судьбы человека – связи его прошлого с настоящим и будущим».


Наталья Ковалева простроила композицию спектакля (к нынешней постановке которого режиссер шла пять лет) так, что первое действие становится «преступлением», а второе – «наказанием». Действительно, антракту непосредственно предшествует эпизод погрома в Едвабне.

За каждым образом, созданным молодыми актерами Первой студии Театра имени Вахтангова, стоит сложная судьба. Всем героям суждено оказаться на распутье, и их дальнейшая жизнь оказывается в прямой зависимости от того, какую дорогу они выберут. Так, полька Зоська (Полина Кузьминская) укрывает еврея Менахема (Владимир Шульев), чем спасает ему жизнь. Менахем, в свою очередь, сбегает от польских «инквизиторов», бросив на произвол судьбы молодую жену Дору (Дарья Щербакова) и маленького ребенка. Их постигла трагическая участь – мать и дитя были сожжены заживо в овине.
Поляк Владек (Павел Попов) спасает свою возлюбленную Рахельку (Ксения Кубасова), женившись на ней. Но перед этим еврейская девушка должна быть крещена. Вместе с символом католической религии она получает новое имя – Марианна. Этой семье была уготована долгая жизнь – они умерли в 2001 и 2002 годах соответственно.
Якуб Кац (Эльдар Трамов) был убит одноклассником еще до начала войны, а Абрам (Максим Севриновский) в школьные годы покинул Польшу и перебрался в Америку. Он избежал страшной участи, но даже в дальних благополучных краях герой до слез, до невыносимой душевной боли переживает те ужасы, что обрушились на многочисленных представителей его народа.
Хенек (Алексей Гиммельрейх), Зигмунт (Владимир Логвинов) и Рысек (Юрий Поляк) полностью переметнулись на сторону Зла. Они были среди тех, кто насиловал женщин, а затем сжигал их, их родителей и детей.

Когда-то дети пришли учиться. Вместе. Они стали одноклассниками. Тогда им казалось, что каждый из них для всех остальных – вторая семья. Ребята общались, вместе развивались, возможно, даже дружили, доверяли друг другу, о чем-то мечтали. Прошли годы, и оказалось, что в жизни все совсем не так, как представлялось за школьной партой. С течением времени у кого-то сместились понятия добра и зла, высшее благо для некоторых взрослых оказалось совсем не таким, как всего несколько лет назад, в детстве.

Ребята выросли, некоторые из них соединили свои судьбы с одноклассниками. Казалось бы, все очень хорошо, даже замечательно! Но… Мечты в итоге так и остались неосуществимыми, а души не нашли внутреннего покоя и гармонии с собой и окружающим миром.

Спектакль охватывает длительный промежуток времени. Увы, не все персонажи дойдут до конца. А в самые трагические моменты их имена просто будут стерты со школьной доски, вместе с «аватаркой» и годами жизни. Но, покинув Землю, эти люди не исчезнут из голов, душ и сердец своих одноклассников, будут незримо присутствовать в их домах постоянно. Кто-то будет при этом ощущать тепло, кого-то, напротив, данное обстоятельство будет угнетать, напоминая о далеко не самых светлых временах и поступках.

Спектакль «Наш класс. История в 14 уроках» готовился пять лет. В течение этого времени в подвале вахтанговской Первой студии он неоднократно показывался зрителям. Среди публики однажды оказался внук внука человека, отправленного в начале 1940-х в другую страну, к тете. Вернуться вовремя домой, в Едвабне, он не смог из-за болезни. Это спасло ему жизнь. А его дед, раввин, попал в страшную «мясорубку», был со своим народом до самого конца, надеялся, что удастся хотя бы кому-нибудь помочь, но – увы! – спасти никого не смог и погиб вместе со всеми.

Многонациональный город. Люди делятся на два «лагеря». Один из них (совершенно определенный) не может жить спокойно, пока есть другой. Между тем, в обоих сообществах находились истинные представители рода человеческого, спасавшие «неприятелям» своего народа жизнь. Из одного класса (по сути, мира в миниатюре) вышли не только палачи и их жертвы, нашлись там еще и те «жители», которые сделали верный выбор: навсегда остались людьми, не покинув этот облик ни на минуту.

14 уроков – это не просто равные отрезки по 40 минут, а те самые дисциплины, какие необходимо изучить всем, познающим сложнейшую и важнейшую школу жизни.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма