интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Острые межличностные конфликты, мудрость и проблема отцов и детей в спектакле Владимира Иванова "Люди как люди"

 
 
 

Острые межличностные конфликты, мудрость и проблема отцов и детей в спектакле Владимира Иванова "Люди как люди"

Автор: Ольга Пурчинская от 4-10-2016, 05:06, посмотрело: 1323

Пьеса Максима Горького «Зыковы» увидела свет в начале ХХ века (1912). Главной сюжетной линией здесь представляются острые межличностные взаимоотношения, актуальные в любое время, в каком угодно месте, при всех видах власти и политических режимов: сложные межклассовые столкновения; вечный, как мир, конфликт отцов и детей; семейные ценности, признаваемые лишь в непростые времена и т.д.

В 2011 году Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова обратился к этой пьесе, и 3 апреля на Основной сцене театра состоялась премьера спектакля под оригинальным названием «Люди как люди». Режиссер-постановщик – Владимир Иванов (Заслуженный артист России, Заслуженный деятель искусств России). Сценография и костюмы – Максим Обрезков. Музыкальное оформление – Татьяна Агаева (Заслуженный деятель искусств России). Художник по свету – Майя Шавдатуашвили.

Острые межличностные конфликты, мудрость и проблема отцов и детей в спектакле Владимира Иванова "Люди как люди"2 октября 2016 года. Зал забит до отказа. Спектакль «Люди как люди» приурочен к юбилею Заслуженной артистки России Лидии Вележевой, воплотившей один из центральных образов постановки – Софью Ивановну. В остальных ролях: Антипа Иванович – Алексей Гуськов (Народный артист России, лауреат Государственной премии России), Михаил – Дмитрий Соломыкин, Анна Марковна – Ольга Тумайкина (Заслуженная артистка России), Павла – Ольга Немогай, Муратов – Александр Рыщенков, Хеверн – Кирилл Рубцов, Шохин – Артур Иванов, Тараканов – Евгений Карельских, Степка – Мария Риваль.

Пьеса "Зыковы" считается не самым удачным драматическим произведением Горького, но спектакль Владимира Иванова производит сильное впечатление. Каждый персонаж в исполнении актеров театра – живой, естественный человек со своими мыслями, чувствами, взглядами, амбициями и глубоко затаенными комплексами, страхами и опасениями. Их проблемы близки и понятны не только современникам Максима Горького, но и всем последующим поколениям. Меняются времена, политический строй, внедряются новейшие технологии, а людям свойственны все те же мысли и переживания.

Антипа Зыков Алексея Гуськова – богатый лесопромышленник, весьма успешный в своей деятельности. Влюбленность в юную девушку меняет его буквально до неузнаваемости. За совсем недолгое время брака сильный, здоровый, уверенный в себе мужчина становится слабым, всю его уверенность словно ветром сдувает. Порой складывалось ощущение, что герой стал ниже ростом. Ревность разъедает его изнутри, растет отчаяние, он впадает в депрессию, но, приняв решение, мгновенно выпрямляется, и вот уже перед нами - сильный, уверенный в себе человек.

Сестра Антипы, Софья Ивановна, в исполнении Лидии Вележевой предстает умной, величественной, высококультурной и прекрасно образованной дамой. Брат выдал ее замуж за старого, но богатого помещика еще совсем юной девочкой. Вскоре героиня овдовела, оставшись бездетной. Но ей не чужд материнский инстинкт, поэтому она очень внимательно, любовно относится к своему племяннику, воспитывает и образовывает его.
Софья – сильная женщина. Она ведет все дела брата, пока он занят молодой супругой. Сила духа не позволяет ей потерять голову в самые тяжелые моменты непростой жизни. Именно она разоблачает нечестного компаньона Антипа, к которому еще совсем недавно испытывала симпатию.

Михаил (сын Антипа и, соответственно, племянник Софьи) Дмитрия Соломыкина – несколько растерявшийся юноша, видимо, толком не понимающий, чего хочет от жизни. Воспитанный тетей, он не получил нужного (по мнению главы семьи) образования, зато свои мысли и чувства научился выражать в стихах.
Взаимопонимание отца и сына практически отсутствует, в результате чего представители двух поколений одного рода не могут найти общий язык в важнейший момент жизни.

Центральная сила драматургического конфликта сосредоточена в образе юной Павлы (Ольга Немогай). Девушка совсем недавно вернулась из монастыря, где проходила обучение. Долгое время она жила в замкнутом пространстве, лишенная полноценного общения. В результате к моменту начала действия мы видим человека с как бы дремлющей душой и сознанием, защищенным неким внутренним панцирем от важных событий и принятия правильных решений.

Мать Павлы, мещанка Анна Марковна (Ольга Тумайкина) – не слишком образованная, но довольно амбициозная женщина, стремящаяся резко повысить свой (и дочкин!) уровень жизни. Она сильная и решительная, но по-настоящему ценные, мудрые советы давать не может.
Простоватая, но всегда уверенная в своей правоте Анна Марковна явно противопоставлена гордой, величественной Софье Ивановне.

Один из самых таинственных персонажей – господин Хеверн. В исполнении Кирилла Рубцова компаньон Зыкова предстает человеком изысканным и галантным. Глубокое внутреннее обаяние, тонкий юмор и изящный акцент сильно выделяют его на фоне других персонажей пьесы. Но что таится за этим шармом, за загадочной улыбкой, за гипнотическим блеском глаз?

У многих есть темные «пятна» на репутации. Не избежал этого и господин Шохин (Артур Иванов), когда-то давно убивший человека. А ведь с этим тяжелейшим моральным грузом как-то нужно продолжать жить дальше!

Иногда случается так, что человек, вызывавший когда-то интерес и симпатию, спустя какое-то время изменяется в худшую сторону и резко теряет какую-либо привлекательность. Такая судьба постигла лесничего Муратова (Андрей Рыщенков), который когда-то нравился Софье Ивановне. Помогая разоблачить жуликоватого иностранца, он, возможно, надеялся вернуть расположение любимой женщины, но попытка не удалась. Гордая красавица, лишившись иллюзий, предпочла одиночество.

Все герои пьесы несчастливы, каждый по-своему, лишь юная служанка не унывает. Живая, веселая, бойкая и обаятельная девочка Степка (Мария Риваль) буквально сражает всех наповал своей искренностью и обаянием.

Декорации к спектаклю представляют собой стену огромного деревянного дома, на которую можно присесть, как на стул. Она попеременно превращается в гостиную, рабочий кабинет и т.д.
Костюмы радуют глаз элегантностью силуэтов, роскошью и изысканностью отделок. Ленты, кружева, драгоценности, меха, вышивка, шелк и бархат с естественным шиком смотрятся на героинях.
В облачениях мне хотелось бы выделить богемное одеяние Михаила, эффектно подчеркивающее его творческую натуру, а также классические костюмы Хеверна.

Музыкальный материал постановки многократно увеличивает ощущение глубокой депрессии, в которой исторически находился русский народ в начале второго десятилетия ХХ века. Он навевает глубокие, продолжительные думы, желание познания всего того, что происходит здесь и сейчас.

Спектакль получился очень живым, ярким на постоянные эмоции. Было очень интересно, местами весело, кое-где грустно, порой по-настоящему тяжело и страшно. Ведь самые искренние переживания и самые светлые, теплые чувства вызывают истории из жизни людей, уникальных и обыкновенных, богатых и бедных, умных и не очень. Какими бы они ни были, наблюдение за их жизнью на сцене – особое, ни с чем не сравнимое удовольствие!

Ну а чем же закончилась эта история? Уникальное представление завершилось поздравлением двух актрис театра имени Вахтангова: Лидии Вележевой – с юбилеем, Ольги Немогай – с днем рождения.

Ольга Пурчинская

Фотография Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма