интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Маскарад" Римаса Туминаса: снежный ком, черный фон и вальс, "управляющий" действием

 
 
 

"Маскарад" Римаса Туминаса: снежный ком, черный фон и вальс, "управляющий" действием

Автор: Ольга Пурчинская от 9-03-2016, 01:25, посмотрело: 1973

Роскошный бал. Беззаботное веселье. Легкий флирт. Изысканные ухаживания без перспектив продолжения. Приятные (и не очень) встречи. Непрекращающийся смех. Невинные забавы, шутки и розыгрыши. Вкусное угощение. Танцы до упаду. Прекрасная, загадочная незнакомка с лицом, находящимся под волнующим покровом тайны. Узнать ее порой помогает легкий шлейф дорогих духов.

Что это? Некоторые ассоциации, вызываемые разговорами о балах-маскарадах – великосветских развлечениях, дававших лощенной публике возможность спокойно повеселиться и остаться неузнанными, не навредить собственной репутации излишне смелым поведением или общением «не с теми людьми». Да и небольшой флирт с человеком, скрытым под маской, ни к чему не обяжет, а немного развлечься поможет!

Но вот чудесная ночь закончилась. Все гости покинули восхитительный бал, а у себя дома вновь стали самими собой. Что же их ждало в ближайшем будущем? Ведь все, что происходило на этом балу, вскоре становилось достоянием света. А факты далеко не всегда излагались в чистом виде, очень часто они дополнялись слухами и сплетнями, не имевшими под собой прочного фундамента. Порой небольшое преувеличение превращалось в настоящую клевету, что могло внести значительные негативные изменения в судьбу попавших под «горячую руку» тогдашних кумушек.

Крайне суровым испытаниям подвергались репутации и замужних дам, и юных барышень на выданье. Классическая литература знает немало примеров, когда герои становились жертвами сплетен и слухов, имевших для них фатальные последствия. К произведениям, где основные перипетии связаны с клеветой, относится драма М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1835). Евгений Арбенин, благодаря ловко подстроенной путанице (а лучшего для этого места, чем бал, и не придумаешь!) обвиняет свою жену Нину в измене и убивает ее. Когда выясняется, что она невиновна, вдовец сходит с ума.

«Трагифарс, печальная комедия Дель Арте, опрокинутая в наши дни, закружившаяся под звуки вальса А.Хачатуряна, через десятилетия возвратившегося на вахтанговскую сцену, для которой был написан». Это – краткое описание постановки Римаса Туминаса (лауреат Государственной премии России, лауреат Национальной премии Литвы), увидевшей свет 21 января 2010 года и с тех пор идущей в театре имени Вахтангова с неизменными аншлагами. Сценография – Адомас Яцовскис (лауреат Национальной премии Литвы). Костюмы – Максим Обрезков. Музыка – Фаустас Латенас (лауреат Национальной премии Литвы).

"Маскарад" Римаса Туминаса: снежный ком, черный фон и вальс, "управляющий" действием6 марта 2016 года на Основной сцене – вновь аншлаг, и это не удивительно: «Маскарад» Римаса Туминаса наполнен глубоким внутренним символизмом. Поворот головы, движение руки, слово, взгляд, жест, - все здесь не случайно. Чтобы попытаться разгадать некоторые замыслы режиссера, многие зрители пересматривают спектакль по несколько раз. Попробуем докопаться до истины и мы.

Адомас Яцовскис решил сценическое пространство в монохромном черном цвете. В начале спектакля только вдали белеют прекрасные очертания статуи, изображающей женскую фигуру. Лишь в самом конце появится гипотеза о том, что это за скульптура. В течение всего действия проходят мощные снегопады, которые, кажется, должны заметать следы всего, что происходило еще минуту назад. Но ведь есть и другое свойство зимних осадков: события нарастают стремительно, подобно снежному кому. Согласно непреложным законам драматургии, эта огромная масса должна «накрыть» героев, попросту смести их с лица Земли.

Одним из ключевых действующих лиц, своего рода «режиссером на сцене» становится знаменитый вальс, один из фрагментов музыки, написанной А.И.Хачатуряном в 1941 году для спектакля театра имени Вахтангова «Маскарад». Фаустас Латенас разделил легендарную мелодию на фрагменты, темпом, темпераментом и настроением отражающие эмоциональное состояние персонажей и психологический климат в атмосфере.

На протяжении действия разные герои кружатся в вальсе. Характер танца отличается разительно.
Так, тур центральных персонажей – Арбенина (Народный артист России, лауреат Государственной премии России Евгений Князев) и Нины (Ольга Немогай) – напоминает классическую встречу кролика и удава. Граф, подозревающий свою жену в неверности, буквально испепеляет ее жестким, стальным взглядом, а рука его касается горла молодой графини.
Совсем иначе выглядит в танце другая вальсирующая пара – князь Звездич (Леонид Бичевин) и баронесса Штраль (Заслуженная артистка России Лидия Вележева). Яркие, беззаботные, энергичные, они оказываются во власти этой завораживающей мелодии.

В этом спектакле нет незначительных, случайных мелочей. Любой нюанс становится тем самым штрихом, отсутствие которого не позволило бы считать картину завершенной. Каждый артист искусно рисует портрет своего героя, с ювелирной точностью и деликатностью уделяя пристальное внимание деталям.

Арбенин в исполнении Евгения Князева – человек с прошлым, до предела насыщенным событиями. Некогда азартный игрок, теперь он влюблен в свою молодую жену Нину. Новому чувству граф отдается полностью. В результате, казалось бы, фанатичное увлечение молодости стало достоянием истории. Но безумие лишь временно затаилось под маской добропорядочного семьянина. Едва зародившись, искра ревности лишает покоя мятежную душу. Вскоре герой попросту лишится рассудка и, напрочь забыв о здравом смысле и каких-либо моральных устоях, попросту лишит жизни еще недавно до безумия любимую супругу.

В глубине души Арбенина на протяжении всего спектакля происходит борьба добра со злом, любви с фанатизмом, азарта с безумием. У него все время меняется голос: от стремительных, вдохновенных, полных чувств фраз добропорядочного члена общества до коротких, отрывистых высказываний, сопровождающихся стальным блеском глаз и интонациями, от коих веет холодом не меньше, чем от снега, характерных для человека, сходящего с ума прямо на наших глазах.
Стройный, подтянутый, одетый и причесанный по последней моде своего времени аристократ ближе к концу спектакля приобретет совершенно иной вид. Вместо элегантной стрижки – нетипичный для дворянина неаккуратный парик, состоящий из множества косичек, а на смену кожаным перчаткам придут неожиданные шерстяные варежки, похожие на те, что носили крестьяне.

Нина Ольги Немогай - тонкая, стройная, элегантная, изящная героиня, очень похожая на бабочку. Она парит по сцене, словно по воздуху. Этот эффект многократно усиливает пышное платье с рюшами и оборками, очень похожее на облако.
Графиня поет романсы, танцует, общается с подругами, в общем, ведет обычную для светской дамы жизнь. Вместе с тем, душа ее не на месте, молодая женщина оказывается во власти мрачных предчувствий.
В этой хрупкой девушке легкое кокетство и беспечность сочетаются с глубиной и способностью быть искренней, по-настоящему глубоко чувствующей.

Баронесса Штраль (Лидия Вележева) – яркая, харизматичная, дерзкая дама, вынужденная заложница непростых обстоятельств. Нанятая для отработки долгов мужа, она вынуждена делать ужасные вещи, плести интриги против своей подруги, и в помощь ей – бал-маскарад.

Князь Звездич (Леонид Бичевин) – азартный игрок, который, находясь в плену страсти, может проиграть огромное состояние. Он очень похож на Арбенина в молодости. Для отработки своих карточных долгов он будет совершать чудовищные поступки, станет вершителем судеб невинных людей. А кто бы мог такое подумать, глядя на красивого, обаятельного юношу?

Один из самых интересных персонажей спектакля – слуга, он же – человек зимы (Олег Лопухов). Это по его команде на сцену высыпается очередная порция снега. А еще – приплывает огромная рыба, которую он отчаянно пробует поймать. Характерная, подвижная мимика, веселый юмор и неустанные эксперименты с голосом, которые ставит этот герой, напоминают, что маскарад, карнавал – это, прежде всего, праздник, мероприятие для легкого, беззаботного времяпрепровождения.

Но кто же этот таинственный персонаж, озаглавленный как «Неизвестный» (Народный артист России Юрий Шлыков)? Загадочный, он глубоко погружен в свои мысли. Взгляд непроницаем, но внимательно следит за одним-единственным человеком. Это – гость из прошлого, пришедший отомстить. И пощады виновнику его несчастий не будет!

"Маскарад" Римаса Туминаса: снежный ком, черный фон и вальс, "управляющий" действиемВ остальные ролях на сцену вышли: Заслуженный артист России Александр Павлов (Казарин) и Заслуженный артист России Михаил Васьков (Шприх). В образах игроков и гостей предстали: Анна Антонова, Владимир Бельдиян, Мария Бердинских, Ирина Дымченко, Андрей Зарецкий, Татьяна Казючиц, Евгений Косырев, Заслуженный артист России Юрий Красков, Елена Мельникова, Александр Рыщенков, Екатерина Симонова, Александра Стрельцина, Василиса Суханова и Мария Шастина.

Иногда бывает, что музыка ассоциируется со спектаклем не меньше, чем занятые в нем актеры. Вальс А.И.Хачатуряна – это как раз такой случай. Знаменитая мелодия в аранжировке Фаустаса Латенаса попеременно то погружала зрителей в атмосферу карнавала с его беззаботным весельем, то неустанно регулировала эмоциональный фон, то вызывала леденящий душу ужас. Поделенная на небольшие фрагменты композиция создавала именно то ощущение, какое необходимо именно в этот, отдельно взятый, конкретный момент.

…А снежный ком все нарастал и нарастал. И что же в итоге? Нет, всех замыслов Римаса Туминаса я раскрывать, пожалуй, не буду. Гораздо лучше увидеть все воочию и сделать самостоятельные выводы, в том числе отличные от моих, ведь работы истинных мастеров режиссуры каждому зрителю открывают что-то свое, глубоко личное.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц
еще фотографии

Категория: Театр » Драма