интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Фантастическое место, неожиданная развязка и несколько поколений в спектакле "Возьмите зонт, мадам Готье!"

 
 
 

Фантастическое место, неожиданная развязка и несколько поколений в спектакле "Возьмите зонт, мадам Готье!"

Автор: Ольга Пурчинская от 16-10-2015, 04:57, посмотрело: 1966

Фантастическое место, неожиданная развязка и несколько поколений в спектакле "Возьмите зонт, мадам Готье!"Ночь. Снежная буря. В холл небольшого отеля «Тишина и покой», расположенного вблизи некоего горнолыжного курорта, стремительно, словно ураган, врываются три богато одетых человека. Два брата и сестра разыскивают свою приемную мать, сбежавшую от них, когда ее везли в сумасшедший дом.

Так начинается спектакль Заслуженного деятеля искусств России Владимира Иванова «Возьмите зонт, мадам Готье!» по одноименной пьесе французского драматурга Ива Пло, продолжившего 13 и 14 октября 2015 года парад премьер на Новой сцене театра имени Вахтангова. Автор сценографии и костюмов Максим Обрезков превратил уютный зал в вестибюль отеля. Множество чемоданов хаотически разбросаны практически повсеместно. Три двери в самом центре ведут в одноместные номера. Сбоку – вход в трехкомнатный «люкс», отличающийся от всех остальных помещений даже дверью. Немного правее расположена огромная рождественская ель, лишенная, однако, каких-либо украшений.

…Итак, вместе со снежным облаком в ночную тишину холла отеля врываются три человека – двое мужчин и одна женщина. Кто эти люди в черном? Известный политический деятель Антуан Готье (Александр Рыщенков), судья Огюст Готье (Кирилл Рубцов) и «светская львица» Мирей Готье (Ксения Кубасова). Их приемная мать, мадам Катрин Готье (Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий России Юлия Борисова), внезапно исчезла из машины, в которой дети покойного мужа везли ее в психиатрическую лечебницу, прихватив с собой лишь огромный кактус – своего постоянного «спутника». Молодое поколение высокородного семейства одолевают отнюдь не светлые чувства печали или волнения. Всех троих, кажется, вот-вот разорвет от бессильной злобы, ведь ненавистная мачеха «куда-то дела» свою часть наследства.

Как бы ни дрожали от ярости два месье и мадемуазель Готье, но из-за разгулявшейся не на шутку стихии они вынуждены переночевать в единственном жилом помещении, попавшемся по дороге. Кроме того, туда же могла попасть и их родственница. Благодаря четким, высокопрофессиональным действиям господина Пьера Леже (Заслуженный артист России Андрей Ильин), управляющего отелем «Тишина и покой», троица может отдохнуть и принять горячую ванну в комфортабельных номерах.

А что же мадам Готье? Она, как выясняется чуть позже, находится там же. Только до поры, до времени это – строжайшая тайна, и вскоре она открывается одному таинственному, загадочному человеку, обеспечивающему работу жилого дома, так кстати встретившегося на пути людей, попавших в снежную бурю. Невысокая, изящная, хрупкая и при этом очень величественная, эта высокородная дама сжимает в руках свой кактус и просит приютить ее на ночь. В отличие от своих приемных детей, главная героиня излучает положительную энергетику, от нее будто исходит сияние, внутренний свет.

Поскольку все номера уже заняты, одинокая женщина вынуждена разделить комнату с очень необычной компанией. По иронии судьбы, ее соседями оказываются пациенты той самой психиатрической больницы, куда мадам Готье отправляли насильно. Новые знакомые одинокой женщины – Сара (Ася Домская), Мадам Барб (Мария Бердинских), Анри (Денис Самойлов), Клод (Александр Галочкин) и Анна-Мария (Татьяна Полосина) – кажутся абсолютно нормальными, добрыми, искренними людьми, честными и имеющими свои прекрасные заветные желания. Каждый из них, несмотря на тяжелое душевное потрясение, остался способен мечтать и верить, что когда-нибудь в жизни наступит светлая полоса.

На экскурсию в отель обитатели больницы, точнее, выздоравливающие пациенты, отправились в сопровождении мадемуазель Ирэн (Ольга Немогай), молодой медсестры, сопереживающей бедам своих подопечных и заботливо ухаживающей за ними. У девушки есть объективная причина, побудившая найти такое непростое занятие.

Очень скоро заикающийся сотрудник статистической компании, научившийся играть на треугольнике и мечтающий вывести формулу настоящего счастья, молодой военный, прячущий свои обезображенные ожогами руки и любящий музыку, маленькая женщина, панически боящаяся света, молодая мать, потерявшая ребенка и «нашедшая» его в плюшевом медведе и светлая, обаятельная девушка, нуждающаяся в том, чтобы ее любили, становятся для мадам Готье более родными людьми, чем пасынки и падчерица.

А что же приемные дети? Найдут ли они свою мать? Чем закончится это противостояние света и тьмы? И загорится ли огромная ель, ожидающая скорый праздник Рождества? Об этом узнает каждый зритель спектакля «Возьмите зонт, мадам Готье!» Здесь есть все – и поводы для удивления, и эпизоды, вызывающие улыбку, и моменты, способные довести до слез.

Эта история объединила сразу несколько поколений актеров. Исполнительница главной роли, Юлия Константиновна Борисова, создала образ, на первый взгляд, хрупкой и нежной пожилой леди, которая, с другой стороны, не утратила силы воли, духа и характера. Каждое слово, сказанное ею, словно навечно впечатывается в сердца и души всех зрителей. Особое, почти гипнотическое действие оказывают руки Народной артистки СССР. Движения и жесты могут как успокоить, расслабить, так и взволновать. В любом случае, хочется следить за ними, не отрываясь, даже не моргая.

Управляющий отелем Пьер Леже в исполнении Андрея Ильина, кажется, является не только хранителем ключей, но и знает множество тайн, которые хранит это загадочное здание. Еще бы – ведь постояльцы регулярно меняются, постоянно внося что-то новое в жизнь этого дома, и только один служащий остается на своем месте, оберегая его и становясь его «душой».

В спектакле есть элемент воспоминания. Помимо взрослых детей мадам Готье, на сцене периодически появляются «мини-копии» наследников фамильного состояния. Юные Антуан (Никита Середин), Огюст (Андрей Борисов) и Мирей (Маша Борисова), как и все дети, вместе играют, листают семейный фотоальбом, общаются. Глядя на этих ангелочков, сложно понять, как из таких обаятельных, дружных малышей смогли вырасти злые, жестокие люди с черствыми сердцами и затуманенными душами.

Все роли пациентов психиатрической больницы, приехавших в отель «Тишина и покой» на экскурсию, играют выпускники разных лет театрального института имени Б.Щукина, курс Владимира Иванова. Созданные ими яркие образы добрых, светлых, искренних людей, чьи желания рождаются в сердце, оставляют в душе глубокий след.

Музыкальное оформление спектакля – гармоничное сочетание классики и современности. Мелодии К.В.Глюка, Ф.Ж.М.Пуленка и В.Косма – прочное полотно, показывающее, что все человеческие взаимоотношения, мысли, чувства и желания не меняются в зависимости от эпохи. Какие бы ни были век, эпоха, политический строй, общественные настроения, люди все равно будут любить и ненавидеть, оберегать и уничтожать, находить и терять, создавать и разрушать… В общем, жить.

По своему сюжету пьеса «Возьмите зонт, мадам Готье!» немного напоминает знаменитую комедию американского драматурга Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж», которая была поставлена в 1966 году в театре имени Моссовета. Спектакль был приурочен к 70-летию Фаины Георгиевны Раневской. Но не буду уничтожать интригу: пусть лучше каждый зритель сам для себя определит степень похожести этих двух историй!

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Драма