интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Мадемуазель Нитуш" в театре имени Вахтангова: французская оперетта на драматической сцене

 
 
 

"Мадемуазель Нитуш" в театре имени Вахтангова: французская оперетта на драматической сцене

Автор: Ольга Пурчинская от 1-04-2015, 03:58, посмотрело: 2141

«Уважаемые зрители! Мы очень рады вас видеть, но просим не пользоваться музыкальными шкатулками и часами с боем. Это мешает и вам, и нам!»

Столь необычное приветствие прозвучало вечером 30 марта 2015 года в театре имени Вахтангова во время второго акта музыкального спектакля «Мадемуазель Нитуш», происходящего в варьете. Эта постановка одноименной оперетты Ф.Эрве (1825 – 1892), одного из основоположников жанра (наряду с Ж.Оффенбахом), не сходит со столичных подмостков вот уже десять лет, начиная с 30 декабря 2004 года.

А первый спектакль с таким названием увидел свет сразу же после создания музыкального материала (1883) на сцене парижского Театра Варьете. Либретто написали Анри Мельяк и Альбер Мийо. Через год вышла новая работа К.С.Станиславского, жанр которой сам режиссер определил как «оперетку-водевиль» «M'elle Нитушъ». Кроме того, маэстро сыграл там роль Селестена/Флоридора.

Впоследствии история о «Мадемуазель Нитуш» немало ставилась в советских и российских театрах. Кроме того, известно несколько экранизаций одной из первых оперетт. Здесь, в первую очередь, хотелось бы вспомнить 2-серийную картину советского режиссера Л.Квинихидзе «Небесные ласточки» (1976). Лента стала поистине незабываемой благодаря блестящим актерским работам таких мастеров отечественного кинематографа, как Андрей Миронов (Селестен/Флоридор), Александр Ширвиндт (майор Альфред Шато-Жибюс), Людмила Гурченко (Корина) и т.д. Кроме того, этот фильм стал ярким дебютом для юной выпускницы хореографического училища Ии Нинидзе, сыгравшей роль Денизы де Флориньи.

…Итак, вернемся все же в настоящее время, а именно – к спектаклю «Мадемуазель Нитуш», вот уже более десяти лет «живущему» в репертуаре театра имени Вахтангова. Режиссер, Заслуженный деятель искусств России Владимир Иванов, поставил оперетту на драматической сцене. Естественно, при участии музыкального руководителя, Заслуженного деятеля искусств России Татьяны Агеевой.

Сценическое пространство решено таким образом, что, как и полагается в оперетте, здесь есть оркестровая яма. «Живая» музыка, представляющая собой искрометный коктейль из опусов Ф.Эрве, Дж.Россини и ряда французских композиторов, звучала в исполнении оркестра театра имени Вахтангова под управлением маэстро Ильи Рейбарха.

Сценограф Борис Валуев создал три разнообразных интерьера, в каждом из актов появляющихся из-под сказочно-кукольного и такого опереточного розового занавеса. Сперва – пансион благородных девиц «Небесные ласточки», похожий на замок. Но это – не та старая, неприступная крепость, которую хотелось бы покинуть, а, скорее, строение из кубиков, входящих в «набор для зодчества», какое многие создавали в детстве. Затем - волнующий мир закулисья дижонского театра варьете со всей его суетой, огромными шкафами и вешалками, заполненными разнообразными костюмами, гримировальными столами, коробками пудры, разбросанными повсюду и т.д. А под конец спектакля – воинская часть, казарма, где, после распутывания невероятно тугого и плотного клубка интриг и необычных ситуаций, все станет на круги своя.

Костюмы выполнены Светланой Синицыной в лучших традициях оперетты. Здесь есть все – и яркие цвета, и причудливые сочетания несочетаемого, и, моментами, чрезмерная вычурность обликов отдельных персонажей, и множество перьев, пайеток и вееров.

Художник-гример, Заслуженный работник культуры России Ольга Калявина при помощи париков причудливых оттенков, накладных усов, бород, вставных челюстей и т.д.создала визуальный ряд гротесковых персонажей, все недостатки которых явно (и, естественно, негативно) сказались на их внешнем виде.

Актеры вахтанговского театра создали яркие, интересные образы, заставив совершенно по-новому взглянуть на с детства любых героев, таких, какими их подавали артисты, снимавшиеся в фильме Л.Квинихидзе.

Так, начальница пансиона «Небесные ласточки» в исполнении Народной артистки России, лауреата Государственной премии России Марии Ароновой предстает совсем не такой, какой заведомо представляется дама, возглавляющая учебное заведение при монастыре. Какой же мы ее видим? Жесткой, уверенной, способной поддерживать строжайшую дисциплину. Это – женщина «с прошлым», в ее жизни имели место и «театральная страничка», и краткие, но запоминающиеся надолго романтические увлечения.
О том, что ее жизнь переменилась, и теперь она возглавляет богоугодное заведение, госпожа начальница регулярно забывает. Но горе тому, кто посмеет ее ослушаться! Ибо тогда в этой женщине волшебным образом проснется истинный генерал.

Мужчины в священную обитель не допускаются, за исключением одного представителя «сильного» пола, пользующегося полным доверием начальницы. Это господин Селестен, учитель пения. Строгий, тщательно разучивающий со своими ученицами псалмы и хоралы, хормейстер пансиона «Небесные ласточки» с трудом скрывает маленький секрет о своей «побочной» деятельности. Вне учебного заведения он зовется Флоридором и пишет оперетты. Премьера одной из них – «Мадемуазель Нитуш» - ожидается совсем скоро. В его портфеле хранятся ноты, подходящие для каждой «половины» раздвоившейся личности. Но, как известно, невозможно сохранить секрет, особенно если это совершенно необходимо. А последствия разоблачения предугадать невозможно.
Селестен/Флоридор в исполнении Виктора Добронравова – молодой, отчаянный, энергичный человек. Вдохновение может привести его в самые таинственные закоулки театра и/или апартаментов его Музы, а страх – на немыслимую высоту. Нужда приводит героя в пансион благородных девиц, а жажда творчества – в варьете. К чему же приведет постоянная балансировка на грани раздвоения личности?

Еще один человек, пользующийся особым отношением со стороны руководства пансиона – лучшая воспитанница Дениза. Сперва она предстает кроткой, скромной девушкой, все свое время посвящающей учебе. Но это – не более, чем имидж, маска. В глазах ее горит хитрый, озорной огонек, давший ей впоследствии прозвище «Мадемуазель Лисичка», а душа стремится в театр, в «легкий» жанр. Но кому можно рассказать об этом, кроме композитора, написавшего оперетту?
Волею судеб Дениза попадет в волшебный мир закулисья. И даже выйдет на сцену в главной роли прекрасно уже знакомого ей произведения Маэстро. И выступит блистательно! Несмотря ни на какие страхи.
Тихая, скромная пансионерка, упорно разучивающая псалмы и хоралы и не желающая выходить замуж, несмотря на волю родителей. Юная, но очень талантливая и перспективная актриса, без особой подготовки, в экстремальных условиях дебютировавшая в спектакле своей мечты, умеющая ловко выкручиваться даже из, казалось бы, безвыходной ситуации. Настоящая звезда! Именно такова Дениза в исполнении Евгении Крегжде.

Жених юной героини – лейтенант Фернан де Шамплатро, молодой офицер, заядлый любитель театра, в частности, волшебного мира закулисья. В его планы отнюдь не входит брак с некоей баронессой Денизой де Флориньи, который он должен заключить по настоянию родителей. В душу запала мадемуазель Лисичка, триумфально дебютировавшая в главной партии в новой оперетте.
В исполнении Кирилла Рубцова герой предстает мужественным, обаятельным, изысканным и утонченным, даже несмотря на образ жизни, свойственный многим военным, живущим в мирное время. В момент первой встречи с Денизой он, по велению начальницы пансиона «Небесные ласточки», участвует в небольшом маскараде. Преображение статного красавца-лейтенанта в немолодого, малопривлекательного чиновника происходит, буквально, за секунду.

Брат начальницы пансиона – полковник Альфред Шато-Жибюс (Владислав Гандрабура), намного моложе сестры, и потому периодически воспринимаемый ею как сын. Глава воинской части, в мирное время он становится настоящим прожигателем жизни. Любимое место для отдыха и развлечений – дижонский Театр Варьете, компания для досуга – артистки этого заведения, способ расслабиться – общение с Музой или изгнание из ее покоев прочих ухажеров. Обладает неуемной энергией, неизменно общается на повышенных тонах. Очень похож на избалованного капризного ребенка. Обременен старой, практически ничего не слышащей женой.

Объект его обожания – примадонна театра Оперетты города Дижон Коринн. В исполнении Заслуженной артистки России Марины Есипенко перед зрителями предстает яркая блондинка, сценические костюмы которой – настоящее облако из перьев, а харизма и энергетика приковывают внимание поклонников всех возрастов. Именно она должна исполнять главную партию в новом спектакле. Покровительствуя Маэстро, «Коко» не прочь порепетировать с ним дополнительно. Возможно, даже за пределами театра. Но ухажеру ее – майору Шато-Жибюсу, такой расклад приходится, мягко говоря, не по душе. Взаимоотношения двух кавалеров одной прекрасной дамы – чудесный повод для беззаботного веселья.
Как известно, настроение у Примадонн бывает крайне переменчивым. Такова и Коринн. Невинный слух – и еще совсем недавно готовая сыграть спектакль до конца актриса внезапно передумывает и покидает театр.
А по жизни, в своих «собственных» нарядах, эта героиня весьма элегантна. И в таком модном виде она уезжает навстречу своей мечте – покорять подмостки Парижа.

Заслуженный артист России Павел Любимцев не только сыграл директора театра, за небольшой промежуток времени переживающего целую гамму эмоций, от предчувствия скорого триумфа до страха разорения и оглушительного провала, но и продемонстрировал вокальные данные, исполнив оригинальное произведение по мотивам арии «La calunnia» («Клевета») из оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник».

Заслуженный артист России Юрий Красков за несколько минут в роли помощника режиссера (помреж) показал специалиста, не умеющего найти общий язык с режиссером и дирекцией и воспроизвести дословно даже небольшой и довольно несложный текст. Удивительно, насколько гротесковый персонаж может быть похож на реально живущих людей!

Рабочий сцены в исполнении Евгения Косырева – человек, взваливший на свои плечи непомерно тяжкую работу. От такой и обмороки случаются, и голос значительно меняется.

Унтер-офицер Лорио - персонаж Заслуженного артиста России Анатолия Меньщикова – человек, не имеющий серьезных достижений. У себя в полку он не занимает высоких должностей. Между тем, с его именем связаны интересные подробности тайны за семью печатями – личной жизни начальницы пансиона «Небесные ласточки».

В ролях артисток Оперетты, офицеров драгунского эскадрона и учениц пансиона выступили студенты Театрального института имени Б.Щукина. Пластика, хореография, мимика и харизма юных артистов, владение голосом, позволяющее придавать ему причудливое звучание, - все это позволяет предположить, что у спектакля «Мадмуазель Нитуш» будет долгая жизнь, потому что скоро в театр придет новое поколение исполнителей, и главные герои «заиграют» по-новому.

Ольга Пурчинская

Фотографии Марины Айриянц

Категория: Театр » Драма