интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » История сестер Дюбуа внутри трамвая "Желание"

 
 
 

История сестер Дюбуа внутри трамвая "Желание"

Автор: Ольга Пурчинская от 20-09-2014, 04:19, посмотрело: 2132

1947 год стал важной вехой в творческой биографии американского драматурга и прозаика Теннесси Уильямса (1911 – 1983): он завершил написание своей самой знаменитой драмы «Трамвай «Желание» («A Streetcar Named Desire»). Эта работа вскоре принесла ему престижнейшую национальную награду США в области литературы, журналистики, музыки и театра – Пулитцеровскую премию (1948). Произведение неоднократно экранизировалось и выдержало немало театральных интерпретаций.

В XXI веке эта пьеса занимает почетное место в репертуаре многих российских театров. Одна из недавних постановок «Трамвая «Желание» - спектакль антрепризного театра «Миллениум». Режиссер-постановщик Александр Марин «построил» на сцене дом семьи Стэнли (Александр Носик) и Стеллы (Анна Большова) Ковальских, где лавинообразно развиваются события, внутри трамвая, на крыше которого выведено: «A Streetcar Named Desire». Это небольшое помещение состоит из двух комнат и уборной.

Комфортному существованию небольшой молодой семьи, ожидающей в скором времени пополнения, мешает внезапное появление Бланш Дюбуа (Заслуженная артистка России Ольга Прокофьева), старшей сестры Стеллы. Гостья неспокойна с самой первой секунды своего появления на новом месте. Она – учитель английского языка, но взяла на работе отпуск и отправилась немного отдохнуть.

Разница между сестрами огромна, и дело здесь не только в возрасте. Если более молодая миссис Ковальски твердо стоит на ногах и прекрасно знает, чего хочет, то старшая мисс Дюбуа продолжает витать в облаках и следовать за некоей эфемерной грезой, которую никак не может догнать. Но есть у них и кое-что общее: обе желают любить и быть любимыми. А возможно ли такое? Ведь одна из них получила серьезнейшую психологическую травму, от которой впоследствии так и не сумела оправиться, а другая связала свою судьбу с человеком более низкого происхождения.

Какое будущее уготовано Бланш, так и не сумевшей найти человека, с которым могла бы создать семью? Ведь стоит только ей почувствовать интерес к какому-нибудь мужчине, как тут же всплывают такие подробности ее прошлого, которые перечеркивают крест-накрест перспективы дальнейшего развития отношений. Так было и в случае знакомства с Хэрольдом Митчеллом, или просто Митчем (Денис Матросов), как его называют друзья.

А кто же виноват в очередном фиаско Бланш на личном фронте? Хозяин дома и родственник – Стэнли, уже порядком уставший от задержавшейся гостьи. Разыскать пикантные подробности прошлого женщины с не самой лучшей репутацией – не такое уж трудное дело, и добиться здесь успеха у мистера Ковальски получается довольно быстро.

Что же будет с мисс Дюбуа после новой неудачной попытки наладить свою жизнь? Выдержит ли ее тонкая, хрупкая, нежная душа, испытывающая неутолимую жажду любви, новое испытание? Останутся ли силы для нового сражения?

Бланш в исполнении Ольги Прокофьевой – легкая, грациозная, нежная, пластичная. Она непрерывно страдает, переживает, но при этом неустанно надеется, верит в светлое будущее. Словно душа, стремящаяся высвободиться из изнуренного долгой жизнью или тяжелой болезнью тела, героиня старается прекратить влачить жалкое существование в ненавистном доме, который все крепче затягивает ее в свои тиски, и начать новый этап своей биографии, окрашенный яркими красками беззаботного счастья. Образ эффектно дополняют изящные наряды (платья, костюмы) из струящихся материалов розового, бирюзового и золотистого цветов. «Финальное» платье-рубашка белого цвета словно подчеркивает торжество души, отправляющейся в далекое путешествие по вожделенным странам Счастья и Гармонии.

Стелла Анны Большовой – молодая женщина, совсем недавно создавшая новую «ячейку общества». Несмотря на возраст, она уже крепко стоит на ногах и прекрасно знает, чего желает. Ей бы хотелось спокойной, размеренной жизни рядом с любимым человеком. Совсем скоро она должна стать матерью. Жизнь в небольшом помещении, в обществе супруга, обладающего некоторым количеством пороков, периодически поднимающим на нее руку – явно не такой рисовалась ей картина семейного счастья. Захочет ли она жить дальше с мужем, любящим азартные игры и крепкие напитки? Или родившийся малыш заслуживает лучшей участи?

Основной конфликт произведения кроется во взаимоотношениях Бланш Дюбуа и Стэнли Ковальски. Этот персонаж в исполнении Александра Носика – человек довольно приземленный, верный не эмоциональным порывам, а, скорее, холодным расчетам. Он – хозяин в своем доме, и никто – даже жена! – не может оспаривать этот факт. Любитель азартных игр за порцией крепкого напитка, Стэнли забывает обо всем, даже о нахождении в доме беременной супруги. В какой-то момент его плебейское нутро сразится с возвышенной душой Бланш. В неравном поединке. И эта дуэль – основная линия всего произведения.

Растоптать сестру своей жены мистер Ковальски пытается через своего приятеля Хэрольда Митчелла, к которому гостья почувствовала влечение. Митч в исполнении Дениса Матросова не произвел впечатления яркой, сильной личности, способной сделать женщину счастливой. Впрочем, в его дверь «постучалась» беда: тяжело заболела его мать. Может быть, он искал в своей избраннице ту, которая сможет заменить ему угасающую родительницу? И если бы Бланш не скрыла своего истинного возраста, все бы сложилось по-иному? С другой стороны, какое же счастье могло бы быть при таких обстоятельствах?

Центральный образ яркого, насыщенного спектакля создается Женщиной, которая, несмотря на запятнанную репутацию, остается тонкой, нежной, прекрасной и способной на высокие чувства. Светлая, чистая, словно слеза младенца, душа возвышается над миром, полным несовершенств. Кто знает, может быть вдали от этой действительности ей будет лучше? Ведь на Земле не нашла воплощения ни одна мечта ее детства.

Ольга Пурчинская

Ближайший спектакль «Трамвай «Желание» пройдет 18 октября 2014 года на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ.

Категория: Театр » Драма