интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » "Роза и Крест": Средневековье в лучшем виде

 
 
 

"Роза и Крест": Средневековье в лучшем виде

Автор: Ольга Пурчинская от 12-12-2013, 02:58, посмотрело: 2258

XIII век. Эпоха Средневековья выходит на финишную прямую. Но все ее характерные черты пока еще четко просматриваются в жизни людей. Их можно рассмотреть подробно, словно сквозь призму увеличительного стекла, посетив премьерный спектакль "Роза и Крест", инсценировку одноименной пьесы А.Блока, в театре "Школа Драматического Искусства". Первые показы состоялись 10 и 11 декабря.

Режиссер-постановщик Александр Пономарев и художник-постановщик Марина Райчинова (Болгария) создали на сцене маленький уголок средневековой Франции: действие происходит в провинциях Лангедок и Бретань (юг и север страны). Сценография и костюмы полностью погружают зрителя в атмосферу 800-летней давности.

Начало спектакля. Зима. Февраль. Холодный, синий свет. Главный герой - Бертран, получивший прозвище "Рыцарь Несчастье" (Олег Малахов), одет в традиционный для тех времен наряд воина - кольчугу, надежно защищающую от ранений, и длинный плащ. Брюки и обувь, выполненные из кожи, очень удобны для дальних путешествий, бывших неотъемлемой частью жизни средневекового воина.

Прекрасная Дама, юная графиня Изора (Регина Хакимова), с самого начала действия несчастна. Она больна, но никто толком не может понять, что же с нею случилось. И, самое главное, как это лечить. Длинное, в пол, полностью закрытое платье синего цвета создает ощущение вечного холода на душе, в сердце. Затем, когда на улице потеплеет, девушка, словно по мановению волшебной палочки, переменит цвет своего наряда. Из темно-синего он превратится в пурпурный.

Придворная дама, Алиса (Анна Кузминская) - молодая женщина, которая всегда рядом со своей госпожой, что бы ни происходило. Часто даже приходится приносить в жертву собственные интересы. Она энергична, активна, обаятельна, и нередко ловит на себе пристальные взгляды представителей противоположного пола. Зеленое одеяние очень эффектно сочетается с роскошными золотистыми волосами. В качестве оригинального дополнения - головной убор в виде кошачьих ушей.

Граф Арчимбаут (Игорь Яцко) - владелец замка в Лангедоке, по совместительству - муж Изоры. Этот персонаж очень сильно напоминает известных литературных представителей высших эшелонов власти. Не самая активная позиция его в отношении проблем населения с лихвой окупается во время празднеств, где он играет первую скрипку: больше всех говорит, пьет и веселится. Длинная, тяжелая мантия черного цвета дополнена блио пурпурного оттенка. "Цвет королей", очень дорогой краситель, доступный лишь представителям самой верхней ступени социальной лестницы. Возможно, мнение окружающих для него второстепенно. Всех, кроме одного человека.

Как и у каждого помещика, у графа есть доверенное лицо, эдакий шпион, который вроде бы незаметно следит за всеми обитателями замка и обо всем докладывает, как говорится, на верх. Это - капеллан (Владимир Берзин). Представитель духовенства, в средневековой Европе он очень уважаем, ценен и ненавидим одновременно. При нем стараются особо не откровенничать, не выделяться, чтобы не нажить серьезные проблемы буквально на ровном месте. А достается от него многим, и очень даже сильно! Всем известна ненависть, которую питали служители католической церкви к своим современницам!

К недужной графине приходит доктор (Александр Лаптий). Наряд этого персонажа вновь заставляет зрителей вспомнить, какая эпоха захватила их внимание. Как известно, в Средние века в Старом свете бушевала чума, которая уничтожила четверть населения Старого Света. Тогда медики не выходили на улицу без специальной маски с длинным носом (так называемая "чумная маска"). Согласно царившим тогда суевериям, этот простой аксессуар должен был защитить медика от страшного заболевания. И не важно, какой недуг сражал пациента, все равно помощь подоспевала именно в таком образе, типичном для европейских стран XIII века.

История не была бы интересной, захватывающей дух, если бы не легкий привкус мистики. И воплотился он в загадочном трувере Гаэтане, сеньоре Трауменека в Бретани (Александр Пономарев). Он встретился на пути Бертрана, отправившегося в далекое путешествие по делам государства (крестовый поход против еретиков). Невысокий, стройный, словно прозрачный человек, убеленный сединами и по-настоящему мудрый, он клянется Рыцарю Несчастье в вечной дружбе и рассказывает о себе. Его история необычна и наводит на размышления: а человек ли вообще перед нами?

Как и многие другие спектакли театра, "Роза и Крест" имеет еще одну замечательную черту. Одним из важнейших "персонажей" в этой постановке становится музыка. Почти весь материал родом из Средневековья, и лишь в самом конце звучат авторские мотивы Олега Бойко (он же исполнил соло на лютне и гитаре и выступил в роли менестреля). Другие участники небольшого оркестра - Михаил Смирнов (клавишные, перкуссия), Мария Кривцова (скрипка), Анна Федотова (альт), Татьяна Маковеева (виолончель) и Артемий Воробьев (волынка). Радости и печали, слезы и переживания, чувства, страсти, свойственные европейцам 800-летней давности - все это гармонично объединилось в музыкальную канву, ставшую логической, смысловой и невербальной основой действия.

Так что же такое Роза и Крест? Какое они имеют значение в жизни героев? Как они повлияют на непростые судьбы? К чему приведет плотно закрученный клубок интриг? Об этом можно узнать, посетив премьеру театра "Школа Драматического Искусства". Ближайший спектакль - 13 декабря.

И обязательно посмотрите выставку эскизов художника-постановщика Марины Райчиновой (Болгария). Ниже представлены несколько ее работ из экспозиции.

"Роза и Крест": Средневековье в лучшем виде"Роза и Крест": Средневековье в лучшем виде"Роза и Крест": Средневековье в лучшем виде













Ольга Пурчинская

Категория: Театр » Драма