интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Драма » Лица "новой русской драмы"

 
 
 

Лица "новой русской драмы"

Автор: Валерия Новокрещенова от 16-10-2013, 03:27, посмотрело: 1233

С 1 по 8 октября на сцене Театра Наций прошел восьмой Международный Фестиваль-школа Современного Искусства TERRITORIЯ. Программа фестиваля включала восемь спектаклей ведущих режиссеров современного европейского театра Германии, Норвегии, Бельгии и России.

Российскую программу представили режиссеры Тимофей Кулябин (спектакль «Электра»), Дмитрий Волкострелов («Три дня в аду»), Филипп Григорьян («Камень»).

Об одной постановке, премьера которой состоялась на сцене Театра Наций в сентябре, и ее создателях расскажу подробнее.

7 и 8 октября в рамках международного фестиваля «TERRITORIЯ» на Малой сцене Театра Наций прошел спектакль «Три дня в аду». Драматург - Павел Пряжко, режиссер - Дмитрий Волкострелов, художественное оформление спектакля – Ксения Перетрухина. Персональная выставка художницы сейчас проходит в московском музее современного искусства и продлится до 20 октября.

Интерпретацию Дмитрия Волкострелова пьесы минского драматурга Павла Пряжко сложно назвать спектаклем в привычном для зрителя понимании. Его основная цель – поиск новой, иной формы выражения современной жизни на сцене.

В пьесе нет реплик персонажей, диалогов и монологов, нет и действия, потому что режиссер «отказался от изображения», взамен предложив зрителям стать соучастниками произведения.

В спектакле нет декораций, вместо них зрительный зал помещен в придуманное режиссером и художником пространство - три брезентовые палатки, в каждой из них зрители смотрят три разных спектакля. Только звучащий текст напоминает о единстве происходящего. Зритель всего лишь слышит запись спектакля – многоголосицу, в которой проносятся дни героев, о которых они сами и рассказывают, дополняя обильным перечислением мелких бытовых деталей, которые наполняют наши будни.

Пьеса Павла Пряжко больше напоминает репортаж с места события, которое комментирует не один человек, а сразу несколько, но ни одного комментатора за весь спектакль никто не увидит, потому что по замыслу создателей зритель должен сам в своем воображении додумать картину услышанного, чтобы оно стало еще и происходящим. Ведь два играющих на сцене актера за весь спектакль не произнесут ни одной реплики. Их главная задача - выполнять механические действия: переносить мешки с картофелем из одной палатки в другую, менять лампочки , протирать имеющуюся в палатках посуду. Всего в аудиозаписи спектакля приняли участие более двадцати актеров, в том числе и сам Дмитрий Волкострелов.

Драматургия Пряжко всегда становится поводом к разговору о сценическом решении «новой драмы». Автор последовательно отказывается от внятных диалогов, от традиционного сюжета, от привычной драматической формы. Он изображает меняющуюся жизнь современного общества, для которого уже непригодны общепринятые слова и понятия. «Я хотел написать текст про то, как плохое планирование , плохая экономика уродует жизнь людей»,-говорит драматург.

Режиссер Дмитрий Волкострелов - ученик известного питерского режиссера Льва Додина. В Театре Наций спектакль «Три дня в аду» его дебютная постановка. Зрителям же он известен своими предыдущими работами - «Запертая дверь», «Злая девушка», «Солдат», «Я свободен». Автор всех пьес все тот же Павел Пряжко, что доказывает идейную близость режиссера и драматурга.

В своих спектаклях Дмитрий Волкострелов не призывает зрителей соглашаться с его взглядами и убеждениями, поэтому в его постановках актеры лишены слова и действия, они лишь присутствуют на сцене, и даже не на сцене, а в пространстве, которое придумает для них режиссер. Своей постановкой Дмитрий Волкострелов дает повод задуматься над рутинностью жизни, над бессилием перед ней, над доминированием ее бытовой стороны над духовной, надеясь на самостоятельную интерпретацию зрителем происходящего вокруг .

В спектакле заняты актеры Павел Чинарев и Александр Усердин.
Режиссер аудиозаписи - Александр Вартанов.

После спектакля вышедшие из палаток зрители услышали запах жареного картофеля, и ощущение их не подвело: на столе, растянувшемся вдоль Малой сцены, стояли электрические плитки со сковородами жареного по-деревенски картофеля и приборы для его дегустации.

Валерия Новокрещенова

Категория: Театр » Драма