В гармонии с душой и телом

Автор: Беседовала Мария Четырина[ от 23-08-2013, 16:45, посмотрело: 1989

В гармонии с душой и телом
Анна Игоревна Николаева – преподаватель мастерской исторического танца «Entrée» по направлению «Основы классического танца». Классическому танцу обучалась у педагогов и солистов ГАБТа: Н. Чидсон, Е. Садовской, Н. Фетисовой, Л. Абрикосовой, Л. Черкасовой, Е. Горемыкина, А. Смирнова, А. Михальченко, у профессора Московской Академии Хореографии Г.Н. Прибылова, а также у Т.П. Тимофеевой («Центр Танца Тимофеевой»), В.Л. Таранды («Имперский Русский Балет»). В 2007 году окончила Академию танца Университета Наталии Нестеровой.

- Здравствуйте, Анна Игоревна. Скажите, как давно Вы занимаетесь танцами?
- Здравствуйте! Танцевала я всегда, сколько себя помню, но серьезно начала заниматься с 12 лет. В то время хорошо были развиты самодеятельные коллективы в виде самодеятельных театров, они получали финансовую поддержку от государства, и там работали высокопрофессиональные педагоги из Большого театра. Педагоги с большой буквы! Я поступила в народный театр балета при заводе «Серп и молот». Хореографическая подготовка в классах была очень серьезной, и танцевальный коллектив часто выступал с концертными номерами и спектаклями на огромной сцене Кремлёвского Дворца Съездов, в концертном зала «Россия», в Колонном зале Дома Союзов, на сцене концертного зала им. П.И. Чайковского. Иметь возможность работать с высокими профессионалами в этом виде искусства было для нас счастьем.

- Ваши родители как-нибудь повлияли на Ваш выбор? Наверное, они тоже занимались танцами?
- Мои родители учились на физфаке МГУ, при этом мама играла в студенческом театре при университете, она обладала драматическим талантом, а папа просто был очень веселым и обаятельным человеком, душой компании. Мог и станцевать, и прекрасно декламировал. Я росла в атмосфере творчества, поэтому, думаю, что влияние родителей было.

- У Вас были преподаватели, которые помогли Вам добиться успеха?
- У меня было много педагогов, начиная с самых первых лет в балете. И это всегда были очень увлеченные люди. И все они, несомненно, оказали большое влияние на мой творческий путь. Они учили работать, быть ответственным за любую роль, даже за самую малую, быть преданным своему делу, не считая времени и потраченных сил. Мы вместе работали во время урока-класса, на репетициях, на спектаклях. Это была отличная школа, позволившая мне познакомиться с профессией артиста балета со всех сторон.

- И Вы выступаете до сих пор?
- Да, выступаю и сейчас.

- В главных ролях?
- Я танцую различные сольные вариации и дуэтные номера, которые часто являются фрагментами из балетов. Интересно выступать в номерах, где требуется проявить актёрское мастерство. Сейчас я много времени уделяю изучению исторических танцев, и здесь важен настрой на определенную эпоху. Надо много знать, читать, смотреть, чтобы передать характер людей того времени, их пластику, их поведение, их этическое и эстетическое мировоззрение.

- А как долго Вы преподаете?
- Трудно сказать. Были периоды в жизни, когда я много преподавала. Потом какое-то время занималась другими делами, просто танцевала сама, а сейчас же провожу занятия в исторических обществах, где любят исторические танцы. Основы классического танца – мое любимое направление. Так сложилось, что педагоги у меня были именно из классического танца. Но исторические танцы меня тоже очень интересуют.

- Их тоже преподаете?
- Можно сказать, репетирую. У нас есть другой преподаватель. В рамках одного коллектива сложилась общая школа, я могу как педагог вести отдельные уроки, но это не постоянно.

- А постоянно Вы ведете курс по основам классического танца?
- Да.

- Расскажите, пожалуйста, немного про саму мастерскую, в которой Вы преподаете.
- Мастерская исторического танца «Entrée» существует три года, а хореографическая студия при ней – около двух лет. Наблюдая за людьми на классах, мы пришли к такому выводу, что для занятий историческими танцами необходима форма и база. Техника танцев исторических, особенно танцев эпохи барокко, основана на выворотности, на сильных мышцах спины, ног, тела, при этом должна быть очень хорошая осанка. В танцах 19-ого века тоже нужны и осанка, и знание позиций, и грациозность, и умение двигаться правильно по канонам красоты и гармонии. Всего этого можно достичь, занимаясь классическим танцем.

- То есть, это направление – основы классического танца – рассчитано на тех, кто занимается историческими танцами?
- Да, я вот как-то для себя определила эту нишу. Классику ведь многие преподают, и все люди по разным причинам приходят в балетный класс: кто-то занимался в детстве и хочет продолжить эти занятия, кто-то хочет выступать и нужно поработать над формой, кому-то нужна база для других направлений. Но моя студия создана в большей мере для тех, кто уже занимается историческими танцами. Общаясь с людьми, понимаю, что им чего-то не хватает в танце, хочется им помочь, посоветовать, как представить себя элегантно, изящно, грациозно. Подсказать им можно только в классе, потому что одноразовые замечания никакого эффекта не производят. А так - человек походит в студию, позанимается основами классического танца, и у него появляется понятие о красоте именно своего тела, культура движения, и человек уже совершенно на другом уровне может заниматься самыми различными видами танцев, которые ему по душе. Работа над собой в балетном классе позволяет ему открыть в себе просто гигантские возможности к саморазвитию, а также обнаружить стремление души и тела к красоте и гармонии.

В гармонии с душой и телом- А как они узнают о ваших занятиях?
- Недавно мы создали интернет-странички нашей мастерской в социальных сетях, там мы пишем объявления, даем информацию по теме наших занятий, о возможности применения элементов классического танца в исторических танцах, мы выкладываем фотографии с классов и выступлений, поздравляем с праздниками. Кроме этого, ко мне приходят заниматься люди, с которыми познакомилась в танцевальном сообществе на балах и других мероприятиях. Они видят, что я могу им что-то подсказать, помочь, вдохновить личным примером. Также к нам приходят по рекомендации учеников, которые уже занимались или сейчас занимаются в классах, которым понравилось у нас, они почувствовали для себя пользу.

- Сильно ли заметна разница в танцевальном уровне учеников? То, какими они пришли, и то, какими стали?
- Разница видна очень. Если человек занимается регулярно, то можно проследить, как он меняется даже во время одного класса. Люди не столько физически меняются, сколько психологически. С них снимаются психологические зажимы, которые ведут к зажимам физическим. В жизни человек не всегда себя комфортно чувствует в силу многих причин, а в классе есть возможность через движение, через культуру тела открыться эмоционально. Снимаются зажимы. Я не ставлю задачу сделать из своих учеников артистов балета. Важно, чтобы человек научился красиво двигаться, был гармоничен, свободен, естественен. А это получается только тогда, когда у него нет зажимов, когда он чувствует каждую клеточку своего тела. Он может ею управлять, может сделать из своего тела инструмент, которым он будет разговаривать в танце. Пусть это даже простой танец 16-ого или 19-ого века, но когда есть свобода в движении, человек становится более раскрепощённым, испытывает состояние счастья, он интересен для окружающих, с ним приятно общаться.

- А Ваши ученики выступают?
- Каждый выступает, где может. Кто-то на балу танцует, кто-то принимает участие в культурных музейных программах. Мы ведем абонементы по историческому танцу в Государственном Историческом музее, в Третьяковской галерее, в ГМИИ им. Пушкина, в центре детского развития и творчества «Мусейон». Там мы рассказываем про танцы разных эпох и демонстрируем реконструированные, описанные в письменных источниках танцы. Некоторые из учеников находят разные площадки, где можно рассказать о культуре разных эпох в рамках исторических танцев.

- У вас есть какие-то возрастные критерии для участников?
- К нам приходят заниматься люди в возрасте от 14 до 50-ти, даже есть люди, которым за 50. Заняться хореографией никогда не поздно. Я веду несколько классов: есть класс, где физическая нагрузка не очень большая, но движения должны исполняться с правильными ощущениями тела. А есть класс, где нагрузка и набор движений больше, этот класс уже для подготовленных. Каждый может выбрать себе уровень по силам. Несмотря на то, что ко всем у меня индивидуальный подход, в классе все равны: люди приходят, чтобы работать над собой.

- И они не стесняются друг друга?
- Нет, они ведь приходят сюда работать, а единая цель очень сближает людей. Когда в классе стоят все вместе, образуется единое энергетическое пространство, очень доброжелательное, очень светлое. Все стараются, никто не халтурит. Каждый знает для чего ему нужно заниматься. И это единое энергетическое пространство, в котором каждый работает над собой и рядом видит такого же работягу, дает такой импульс человеку, что он может сделать еще больше, чем если бы он занимался у станка в одиночестве. Это очень мотивирует.

- На какой срок рассчитан курс? Год-два?
- Строгих временных рамок нет, это курс продолжающийся, потому что все приходят в свободном режиме. Нет такого, чтобы все время ходили одни и те же, и поэтому я смотрю по уровню подготовки тех, кто пришел ко мне сегодня. Оцениваю их возможности и даю такую им нагрузку, которую они точно выдержат без вреда для здоровья. В то же время важно не дать совсем простые упражнения, иначе будет не интересно. Надо их чем-то увлечь, дать немного нового материала. Конечно, весь курс классического танца мы не прошли и всегда есть куда двигаться дальше – изучать, украшать, усложнять, убыстрять. Если же планируются ответственные выступления, стараюсь не перегружать. Хотя дозированная нагрузка нужна всем, чтобы быть в хорошей форме.

- Получается, что фиксированного набора в студию нет? Желающие могут присоединиться в любое время?
- Нет, фиксированного набора нет, принимаем всех и всегда. Те, кто приходят в первый раз, попадают в класс начинающих. Если они чувствуют, что их технический уровень вырос, то переходят в следующий класс. Но если там им не комфортно – возвращаются обратно.

- Планируете ли Вы провести открытый урок в начале нового сезона и если да, то в какой форме Вы планируете его провести?
- По сути это будет обычный урок, но в форме концертного класса. Я придумаю какие-нибудь красивые комбинации, которые придадут движениям грациозность и сделают их впечатляющими. Должно понравиться! На открытый урок также будут приглашены и постоянные ученики нашей мастерской. Они смогут показать, чему научились, расскажут о своих впечатлениях и о пользе занятий классическим танцем.

- Спасибо за такое подробное интервью! Желаем Вам творческих успехов!
- Спасибо!

Беседовала Мария Четырина


Фотографии:

1. Сарабанда. Фото с выступления. Анна Игоревна. Автор - Екатерина Николаева.

2. Фото с занятия. Автор - Наталья Огородникова.

Сайт школы-мастерской "Entrée": entree-dance.ru

Страница в социальной сети "vkontakte": vk.com/club45277503

Категория: Театр » Танцевальный калейдоскоп