интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » "Инь и Ян". Детектив с ароматом востока на сцене РАМТа.

 
 
 

"Инь и Ян". Детектив с ароматом востока на сцене РАМТа.

Автор: Евгений Баранов от 7-04-2011, 00:39, посмотрело: 1835

Официальный сайт РАМТ
Инь и Ян. Черная версия. О спектакле.

"Инь и Ян". Детектив с ароматом востока на сцене РАМТа.Эраст Фандорин. Не Эркюль Пуаро, но и не Даша Васильева, не утончённый интеллектуал со скрипкой - но и далеко не дилетант. Персонаж Бориса Акунина в каком-то смысле герой своего времени, и передать его мгновенную, рваную манеру мышления вкупе с активными действиями в формате театральной постановки – задачка не из лёгких. Особенно учитывая закостенелость и практически повальную склонность к крайностям среди спектаклей театров всех мастей и размеров. Как это раз за разом удаётся актёрам и режиссёрам Молодёжного Театра? Таким же вопросом задавался и я, собираясь на чёрную версию спектакля "Инь и Ян".


Честно говоря, до недавнего времени я как зритель вообще не представлял, как живой, текучий и скоростной жанр современного детектива можно представить на сцене театра в принципе. А когда родители, а потом и знакомые тепло и лестно заговорили об "Эрасте Фандорине" в исполнении актёров РАМТа – похихикал в кулак и забыл. Ну право слово, друзья. Театр это ведь фраки, платья, Чехов, или, там, на худой конец – Гончаров, драма или комедия, классика или залихватский модерн – но всё строго в рамках принятых правил. Всегда и во всём. Собственно, не будучи искушённым театралом и пару раз обжегшись, я практически перестал надеяться увидеть на сцене нечто стоящее и любопытное, но, услышав о детективе в театре, заинтересовался не на шутку.

Ведь сегодняшний детектив – это уже не дедукция в кресле, а действие, движение, мысли на ходу и временами сумбурная логика пополам с интуицией. Но мысль и чёткая линия повествования не просто должна, а обязана присутствовать – иначе какой же это, в самом деле, детектив? А какой театр без зрелища, и с одной лишь мрачно-философичной фигурой рассуждающего героя? Ответы на эти вопросы зритель получил сполна.

Сюжет вышел типично детективный. Странные смерти, магия востока, неоднозначные повороты и выводы – обсуждать его, наверное, бессмысленно. Просто потому, что сюжет – далеко не главное впечатление за этот вечер. А что всё-таки мгновенно формирует мнение, и делает спектакль неповторимым – не ответят, наверное, ни актёры, ни режиссёр Алексей Бородин, ни сам Борис Акунин, написавший "Инь и Ян" специально для театральной постановки. Но попробовать стоит.

В первую очередь - конечно, атмосфера. Создаваемая мощным звуковым сопровождением, освещением, нетривиальным способом перемещения декораций, восточными мотивами во всём – начиная от костюмов и заканчивая полуфилософскими лирическими отступлениями.

Традиционно-ироничный Фандорин, который в исполнени Алексея Весёлкина выглядит уже не бойким юнцом с острым языком, но умудрённым опытом сыщиком. Собственно, этот образ седоватого детектива удачно обыгрывается именно в Чёрной версии спектакля, где герой вынужден заниматься в основном аналитической работой, восседая в инвалидном кресле.

Между делом невольные узники поместья успевают высмеять себя, друг друга, свои и чужие пороки, поднять вечные вопросы – любовь и предательство, богатство и принципы, фанатичное увлечение и прагматичный расчёт. Своеобразно обыгран был конфликт добра и зла, а развязка кому-то может показаться довольно нелогичной, и предсказуемой разве что от противного. Мрачноватый юмор на фоне затемнённых декораций, и парочка монументальных фраз морализаторского толка из уст притомившегося Фандорина - красивый финал достойной постановки.

Наверное, в этом и есть секрет театрального детектива - движение и грохот выстрелов перемежать монологами, наделять сыщика восточной мудростью, а вечную войну между добром и злом прекращать очень по-русски - склеив их в единое целое "отменного качества клеем".

Приятно удивил состав зрителей – оглядываясь вокруг, я замечал как совсем молодых людей, заправляющих свитера в джинсы, так и пожилых дам в роскошных платьях. И, честно говоря, не удивлюсь, если каждый из пришедших нашёл в постановке что-то исключительно своё, сделал какие-то немного поверхностные – но чертовски важные здесь и сейчас выводы, а может - заново поверил в чудеса.

Евгений Баранов

Категория: Театр