интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Театр » Польский десант на "Золотой маске"

 
 
 

Польский десант на "Золотой маске"

Автор: Ирина Мустафина от 25-02-2011, 22:20, посмотрело: 2158

Под обмёрзлый занавес московской зимы в 17-ый раз стартует ежегодный театральный фестиваль "Золотая маска", в рамках которого более сорока российских и зарубежных театров впервые представят на московских площадках свои спектакли. В этом году "изюминкой" фестиваля станет проект "Польский театр", реализация которого, по словам создателей, заняла более года.

Одной из главных постановок "Польского театра" станет спектакль "(А)Поллония" Кшиштофа Варликовского, который покажут на сцене Театра Российского Армии 3 и 4 марта. В этом замысловатом четырёхчасовом действе переплетаются тексты древнегреческого драматурга Еврипида, современной польской писательницы Ханны Краль и нобелевского лауреата Джона Кутзее. Органичное соединение хрестоматийных мифов о жертвоприношении Ифигении и Алкесты с реальной историей польской женщины, пожертвовавшей собственной жизнью ради спасения евреев во время Второй мировой войны, раскрывает перед нами многослойный пласт проблем, о которых режиссёр спектакля не захотел смолчать. Здесь не только трагедия простой польки, но и ряд вопросов, что называется, на все времена: взаимосвязь поколений, еврейско-польские отношения, Холокост и роль Второй мировой войны в судьбе польского народа… Постановку стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять (или не понять), почему её называют "одной из самых провокативных" в истории современного европейского театра.

Поклонников довольно известного в России польского режиссёра Кристиана Люпы должна заинтересовать его новая работа "Персона. Мэрилин", посвящённая, как не трудно догадаться, биографии уже порядком поднадоевшей Мэрилин Монро. Постановку, основанную на её дневниках и собственных заметках режиссёра, как часть трилогии "Персона", без всяких сомнений, можно назвать очередной попыткой переосмыслить суть прославленной личности. Кто такая Норма Джин Мортенсон: растиражированный субъект или действительно выдающаяся фигура XX века? И, как говорится в известном стихотворении Ярослава Смолякова, "чем же она хороша"? Увидеть постановку можно будет в Доме искусств "Кузьминки" 9 и 10 марта.

Не менее любопытным событием станет совместная работа польского театра "komuna//warszawa" и российского "Liquid Theatre" под названием "Железнодорожная опера". Любопытна она, в первую очередь, потому, что площадкой для перформанса станет Киевский вокзал, а спектакль обещает складываться из монологов реальных пассажиров, которые будут транслироваться на специально установленных экранах, и привычных вокзальных звуков: приглушённого стука колёс и резкого гудка поездов, гомона суетящихся пассажиров и непрекращающихся сообщений справочного бюро. Спешите видеть и слышать, благо возможность есть у каждого: 12 и 13 марта достаточно просто оказаться на Киевском вокзале. Главное, держите сумки при себе!

"Небольшой рассказ" Войчеха Земильского, который покажут нам 12 и 13 марта на сцене Театра.doc, с технической точки зрения вполне соответствует своему названию: продолжительность спектакля всего лишь 50 минут. Что касается содержания, то темы, поднятые режиссером, тянут как раз – таки на целую научную работу, но никак уж не вписываются в рамки "небольшого рассказа". Спектакль-лекция (что довольно любопытно) охватывает целый ряд разнообразных, а подчас и странных для сцены вопросов: от смутности рамок личной свободы до соотношения биографии и хореографии.

Интересным кажется и "Вавилон", привезённый на сцену театра им. Мейерхольда из небольшого польского городка Быдгоща. Его покажут у нас 14 и 15 марта. Спектакль, хоть и неотделим по своей природе от одноимённой пьесы лауреата Нобелевской премии Эльфриды Елинек, во многом всё же подчиняется переработке режиссёра Майи Ключевской. В течение трёх часов на сцене появляются то мертвецы, "без купюр" рассказывающие публике о своих мирских судьбах, а то и сам Христос, подсвеченный кровавым светом и повествующий о Боге безо всякой идеализации.

Завершающим аккордом проекта 24 марта станет спектакль "Т.Е.О.R.Е.М.А.T" Гжегожа Яжины, основанный на одноимённом фильме итальянского кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини, который был поставлен в 1968 году. В дом миланского фабриканта прибывает безымянный гость (в фильме эту роль исполняет Теренс Стэмп, в спектакле - Себастян Павляк), призванный не только нарушить, но и даже разрушить пресную жизнь его обитателей. Постепенно молчаливый голубоглазый незнакомец совращает всех жителей дома: начиная от служанки, заканчивая его хозяином. Покидает жилище он так же неожиданно, как и появляется, оставляя позади обломки семьи как аллегорию давно изжившего себя буржуазного общества.

Ирина Мустафина

Категория: Театр