интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » Современная музыка » Восьмидесятые: "И если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить". Часть четвёртая

 
 
 

Восьмидесятые: "И если песню не суждено допеть, так хотя бы успеть сложить". Часть четвёртая

Автор: Ирина Обухова от 28-08-2010, 03:09, посмотрело: 2850

В 1987 году рок-музыканты появляются в таких телепередачах, как «Взгляд», «Музыкальный ринг». Можно сказать, что именно тогда рок-исполнители начали сниматься в кино. Каждый из нас вспомнит «Взломщика» с Константином Кинчевым, «Иглу» с Виктором Цоем и Петром Мамоновым (лидер группы «Звуки МУ») и, конечно, культовую картину Соловьёва «Асса», которая без представителей подпольной культуры и завораживающих песен «Аквариума», гармонирующих с зимними ялтинскими красотами; лишилась бы своей искренности и даже небольшой таинственности.

На двух последних фильмах остановимся поподробнее, поскольку они повлияли не только на зрителей, но и на творческую жизнь музыкантов. Так, на съёмках «Ассы» Виктор Цой познакомился с Натальей Разлоговой, сестрой кинокритика Кирилла Разлогова, которая работала ассистенткой режиссёра. Она придумала аранжировку к одной из главных песен альбома «Группа крови».

Рашид Нугманов, автор «Иглы», уже не раз привлекал рокеров для участия в картинах: его первый опыт – короткометражка «Ях-ха», где отметились Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Константин Кинчев и Цой. Нугманов выбрал актёров-непрофессионалов: доктора-наркоторговца сыграл Пётр Мамонов, Дину – знакомая гитариста «Кино» Георгия Каспаряна Марина Смирнова, Моро – Цой. Саундтрек вначале хотели составить из песен «Группы крови», но во время работы над фильмом лидер «Кино» пишет композиции для следующего альбома, и одна из них («Звезда по имени Солнце») вошла в «Иглу».

В конце восьмидесятых состоялся первый официальный релиз советской рок-музыки на Западе. Это был сборник «Красная волна» («Red Wave»), выпущенный по инициативе Джоанны Стингрей. В него вошли композиции «Кино», «Алисы», «Аквариума», «Странных игр».

Американская певица Джоанна Стингрей (кстати, ставшая в 1987 году женой Каспаряна) не только дружила с музыкантами, но и помогала им найти качественную аппаратуру.

Так как новая музыка появилась на телеэкранах, назрел вопрос: как снять качественный клип, не обладая достаточным опытом в этой области и большими средствами?

Почти весь альбом «Звезда по имени Солнце» был экранизирован, это считалось удачей, несмотря на однообразные декорации и невысокое качество записи.

Прорыв был совершён, однако запреты всё ещё оставались в силе: срыв концертов (например, за пять минут до начала отменили выступление «Зоопарка»), «отлучение» от крупных площадок. Иногда доходило до абсурда: московской группе «Крематорий» власти не разрешили выступать под этим названием, и пришлось отставить лишь первую его часть - «Крем».

Отдельные газеты, невзирая на свободные общественные настроения, продолжают угодную чиновникам травлю рок-групп (стоит заметить, что уже не так рьяно, как в несчастливом 1984-и). Самый громкий пример: статья Виктора Кокосова в газете «Смена» «Алиса с косой чёлкой» переросшая в «дело Кинчева». Журналист обвинил лидера «Алисы» в пропаганде фашизма, якобы Кинчев кричал со сцены: «Хайль Гитлер»! Музыкант не растерялся и подал на Кокосова в суд за клевету (концерт был записан, и обвинения журналиста не подтвердились). На самом деле Кинчев заступился на концерте за свою беременную жену, пострадавшую от милицейского произвола. После часа разбирательств он вышел на сцену и посвятил песню «Эй ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, ментам и прочим гадам».

Закончилась эта история благополучно, хотя немало попортила участникам нервы: Кокосову пришлось извиниться, а с Кинчева сняли обвинение в злостном хулиганстве.

Ведущие группы выпускали свои пластинки с помощью фирмы «Мелодия», снимались клипы и давались концерты. Как раз на рубеже 1988-1990 гг. были записаны большинство песен, ставших со временем классикой русского рока. Это было время его расцвета, и казалось, что так будет вечно. Но мы-то с вами знаем, что ничего вечного не бывает.


Ирина Обухова


Спасибо книге Антона Чернина «Наша музыка».

Категория: Семь нот » Современная музыка