интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » События » "Dernier cri", или Что дал миру Серебряный век

 
 
 

"Dernier cri", или Что дал миру Серебряный век

Автор: Ольга Пурчинская от 18-06-2013, 01:12, посмотрело: 1932

Начало ХХ столетия. В это время в русской культуре возникло направление, совпавшее с эпохой модернизма. Для данного стиля характерны разрывы с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремление утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, постоянное обновление художественных форм и условность.

Название "Серебряный век" было введено постфактум. Оно возникло среди многочисленных представителей русской эмиграции, которая оценила прошедший период как второй расцвет отечественной культуры (первый пришелся на так называемый "Золотой век", как часто именовали первую треть XIX века).

Для этого периода в развитии культуры России характерно появление широкой прослойки прекрасно образованного общества и многочисленных искушенных ценителей различных видов искусства. Многие из них становились впоследствии профессионалами, другим была уготована участь созерцать творения гениев (и не только) в качестве зрителей, слушателей, читателей и критиков.

Говоря о Серебряном веке, можно вспомнить немало имен, творчеством которых около 100 лет наслаждаются поклонники, живущие как в нашей стране, так и за ее пределами. Прежде всего, это знаменитые поэты А.А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам, М.Цветаева, В.Маяковский и многие другие. Не менее известны и композиторы этого же периода времени: К.Дебюсси, М.Равель, А.Скрябин, И.Стравинский, С.Прокофьев и т.д.

Искусство - это та призма, сквозь которую наиболее четко просматриваются особенности жизни современного ему общества, ее политическая, экономическая, социальная составляющие. Это - хроника, которая максимально объективно рассказывает о происходящих событиях. Здесь все завуалировано элементом вымысла, но, тем не менее, между строк можно прочесть гораздо больше, чем в тщательно отредактированных государственной цензурой документальных материалах.

"Dernier cri", или Что дал миру Серебряный векЭпоха Серебряного века, отраженная в "зеркале" музыкального искусства, стала основной темой для уникального подарочного издания в пяти томах «Dernier cri, или Последний крик моды в искусстве начала XX века. Москва — Париж — Петербург», презентованной 17 июня в Прокофьевском зале Центрального музея музыкальной культуры.

Этот труд - результат многолетней кропотливой исследовательской работы, проведенной в государственных и частных архивах России и Франции. Читатели найдут здесь подлинные материалы и документы, многие из которых публикуются впервые (в нашей стране). Книги богато, красочно и информативно проиллюстрированы, в том числе оригинальными афишами и программками концертов, спектаклей и музыкально-литературных вечеров, регулярно проводимых в салонах Москвы, Парижа и Санкт-Петербурга вековой давности. Позднее подобные мероприятия были упразднены из-за Первой Мировой войны и последующих событий.

"Dernier cri", или Что дал миру Серебряный векС одной стороны, книга представляет собой набор документов с последующими комментариями автора (Ю.И.Де-Клерк, ведущий научный сотрудник отдела "Музей С.С.Прокофьева). С другой - художественное произведение, снабженное роскошными иллюстрациями, которые приковывают внимание читателя с первых страниц и не отпускают до самого конца.

Если попытаться описать этот пятитомник языком музыкальной грамоты, то перед нами - самые настоящие вариации. Первый том становится своего рода темой, все последующие - непосредственно вариациями.

"Dernier cri", или Что дал миру Серебряный векПрезентация произвела неизгладимое впечатление еще и благодаря концерту, который был предложен гостям сразу по окончании официальной части - представления книги. Естественно, что в этот вечер звучала музыка композиторов начала ХХ века. Клод Дебюсси и Морис Равель, Игорь Стравинский и Александр Скрябин, а также Сергей Прокофьев - эти имена известны во всем мире и по сей день прославляют богатое культурное наследие России и Франции.

Участниками концерта, наряду с величайшими авторами, стали и талантливые музыканты, выпускники Московской Государственной консерватории имени П.И.Чайковского, лауреаты и дипломанты международных конкурсов Татьяна Барсукова (сопрано), Наталья Казакова (концертмейстер, рояль), Иван Соколов (рояль), Алексей Кудряшов (рояль) и Нино Барклая (рояль).

Были исполнены: романс "Фантоши" (К.Дебюсси, слова П.Верлена, 1891 г.), вокализ в форме Хабанеры (М.Равель, 1907 г.), "Весна монастырская" (слова С.Городецкого, 1907 г.) и "Селезень" из цикла "Четыре русские песни" (И.Стравинский, 1918 - 1919 гг.). Сопрано Татьяны Барсуковой плавно переходило от легких ноток светлой грусти, тоски и печали до более ярких, энергичных мажорных аккордов, затрагивающих все струнки души. И все это - при непосредственном участии аккомпанировавшей Натальи Казаковой.

Сонату для фортепиано №4 (А.Скрябин, 1901 - 1903 гг.) представила Нино Баркалая. Это произведение открывает период творческой зрелости композитора и относится к числу его вершинных достижений. Отмечено предельной концентрированностью и напряженностью развития образов, а также мощнейшими контрастами между подвижной и спокойной частями.

Прелюдии К.Дебюсси "Генерал Левайн-эксцентрик" (1913 г.), "Что видел западный ветер" (1910 г.), а также "Ундину" из фортепианного цикла "Ночной Гаспар" (М.Равель, 1909 г.) исполнил Алексей Кудряшов. При прослушивании "Ундины" складывается ощущение, что автор черпал вдохновение в шуме моря. А "Что видел западный ветер" навевает мысли о стихии Воздуха, разбушевавшейся не на шутку, но имеющей свойство вскоре успокаиваться. Настроение произведения столь же нестабильно, как и одноименное явление природы.

Клавир десяти "Мимолетностей" С.Прокофьева (1916 - 1917 гг.) озвучил Иван Соколов. Цикл, состоящий из 20 миниатюр, представляет собой, главным образом, короткие произведения, лишенные программного содержания. Здесь можно проследить скорее мимолетные видения, впечатления и образы. Каждая "картина" наполнена гармоническим и структурным разнообразием, постоянными колебаниями между строгим романтизмом, нарочитой прозрачностью и энергичным ритмическим напором, отражающим бунтарские устремления молодого Прокофьева.

Уже полюбившиеся зрителям Нино Баркалая и Алексей Кудряшов в финале концерта вышли на сцену еще раз, чтобы исполнить крайний номер концерта - "Русскую" из балета "Петрушка" (И.Стравинский, 1911 г.) в переложении для двух фортепиано. Первая постановка легендарного балета состоялась в 1911 году, в рамках "Русских сезонов" в Париже, в театре "Шатле".

Русская культура богата и разнообразна во всех направлениях - и в живописи, и в литературе, и в музыке. Французская по количеству великих имен ей не уступает. Ценители творчества обеих стран есть во всем мире. Уникальных тематических материалов собрано великое множество: и текстов, и рисунков, и фотографий, и даже комментариев очевидцев (как минимум зафиксированных на бумаге и в воспоминаниях их живых родственников).

Серебряный век подарил нам целый ряд артефактов, приобщение к которым - величайшее благо, которое теперь, с развитием сети Интернет, стало доступным все большему количеству людей. Но есть среди нас и те, для кого лучшее средство просвещения - "живая", настоящая книга, которую можно читать, листать, закладывать, переплетать. Наконец, чувствовать ни с чем не сравнимый запах свежей типографской краски, непременно исходящий от нового фолианта.

"Dernier cri", или Что дал миру Серебряный век


Если вы захотите приобрести уникальное подарочное издание "Dernier cri, или Последний крик моды в искусстве начала XX века. Москва — Париж — Петербург", то это можно осуществить в здании Центрального музея музыкальной культуры. Цена - 5 тыс. рублей. Тираж - 500 экземпляров.

Приятного вам чтения и максимально глубокого погружения в этот божественный мир Прекрасного!




Ольга Пурчинская

Категория: Семь нот » События