интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » События » "Хочу солнца": 5-ый фестиваль французской песни

 
 
 

"Хочу солнца": 5-ый фестиваль французской песни

Автор: Кира Тверская от 11-11-2010, 22:56, посмотрело: 3586

"Хочу солнца": 5-ый фестиваль французской песни Восемнадцать лет назад корреспондентка французского телевидения, посвятив свой репортаж деятельности хора имени Жоржа Брассенса, озаглавила его «Выжить в Москве». Больше внимания, чем хору, она уделила плачевному экономическому положению в стране. Видеоролик девяносто второго года сейчас кажется далеким и нереальным: действительно пустые, поблескивающие стальными боками полки, бурный людской поток, ринувшийся в открытые двери магазина, очередь в три кольца вокруг прилавка, где каждый сражается за возможность достать заветный продукт. На улице cнег, бегают дети в ушанках. И среди этого – группа людей, в здании центра «Россия Молодая» распевающих французские песни о вечном - о жизни, о дружбе, о любви.

Хор имени Брассенса сложился по воле случая: в девяностом году несколько человек из большого хорового коллектива не взяли на французский фестиваль. Одним из тех, кто выступил против такой политики, был второй руководитель хора Александр Аванесов. Он предложил желающим объединиться в отдельный состав. А вдохновением для новорожденного хора стало творчество Жоржа Брассенса, его любимого поэта и песенника.

За двадцатилетнюю историю существования они объездили полмира. Распевались на паперти страсбургского собора, выступали вечерами в канадском кабачке и гостили у хора «Emotion» в Лотарингии. На их счету постановка мюзиклов «Отверженные», «Стармания», и знаменитого «Нотр-Дам де Пари». У зарубежных коллег они переняли динамику и сценические движения, от себя добавили песни на русском – переводные и собственного сочинения. Хор, состоящий из множества разномастных талантов, по отдельности представляет собой молодых людей с выдающимися вокальными данными, и многие из них продолжают музыкальную карьеру вне коллектива.

На маленькой сцене в уютном зале театрального центра на Страстном из декораций – только экран видеопроектора. Солисты одеты в простые черные футболки с надписью на французском – «Хор Жоржа Брассенса». Как сказал ведущий концерт Александр Аванесов, сейчас не хватает тех, кто изучает язык и одновременно обладает хорошими вокальными данными. Стоявшие на сцене хористы в большинстве своем – старая гвардия. Лет 18-25.

Начинают петь. Две девушки, сидящие передо мной в полумраке, поворачивают головы и одобрительно кивают друг другу. А потом все поглощает музыка.

…Александр, выйдя из сумрака, анонсирует песню Эдит Пиаф, краткое содержание которой, по его словам, сводится к такому четверостишию:
«Он байкер был, грозой квартала, вдруг – поезд, и его не стало». Песню исполнила Мария Олевская – преподаватель французского и певица по совместительству. Мария спела и песню собственного сочинения, уже на русском – «Колыбельная».

Следующей в сет-листе была знаменитая ария из «Нотр-Дам де Пари». За ней – отрывок из рок-оперы «Стармания». «А сейчас, - объявляет Аванесов, - испанская песня, которая, правда, так часто исполняется на французском, что стала уже почти французской». И я слышу знакомые аккорды: это «Hijo de la Luna» («Dis-moi Lune d'argent»), баллада о цыганке, которая пообещала отдать Луне своего первенца, если она поможет ей завоевать любовь красавца-цыгана. На французском я эту песню слышала впервые, она звучала более лирично, плавно, но накал страстей остался прежним.

Действие на сцене не замирает ни на секунду. Теперь хор медленно, ряд за рядом, опускается на пол и «засыпает». Под нарастающие звуки музыки солисты постепенно оживают, поднимаются и поют уже в полную силу, зажигательно двигаясь в ритм. «Savanna Kumba» набирает обороты. Синхронные взмахи рук, синхронный хэдбэнгинг… У Филиппа Лавиля песня звучала гораздо спокойнее – здесь она заиграла свежими красками. На мой вкус, это было самой сильной частью выступления. Полная самоотдача, смотрелось великолепно.
Самым нетипичным номером в программе определенно стало выступление ансамбля «Мелодия». После блока французского шансона наши, родные «Валенки» прозвучали весьма неожиданно. Это, пояснил Аванесов, специальный бонус для гостей из Франции, находящихся в зале. Но бурно аплодировали не только французы.

Как оказалось, у Александра Аванесова намечается еще один интересный проект: постановка арт-рок оперы по «Мастеру и Маргарите». И сейчас впервые на сцене исполнители главных партий Владимир Ябчаник и Мария Шорстова спели отрывок из будущего произведения – «В мире без тебя». Лиричный дуэт окончился – и вдруг…

Пришли 60-е. В ярких, кричащих нарядах, с задорной песней «Bang-bang». И «La leçon de twist». И «Pas de boogie-woogie», забавная история о том, как священник пытался запретить пастве танцевать буги-вуги до вечерней молитвы. Дискотека в стиле ретро продолжалась достаточно долго. В целом, концерт был составлен из лучших песен, исполнявшихся на протяжении двадцати лет. Рататуй из самого вкусного, что накопилось в арсенале.
Пели Лару Фабиан. Милен Фармер. Пели Брассенса. Пели Бреля - свой коронный «Амстердам». Некоторые солисты исполняли песни собственного сочинения.

А под конец вышли всем составом на сцену и…
«Je veux soleil! Je veux soleil»! По залу летают желтые шарики, их отлавливают и затягивают в партер. Угостив нас напоследок еще одной песней, они прощаются – но несомненно, скоро вернутся.

Кира Тверская

Категория: Семь нот » События