интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Семь нот » Классика » "Кармина Бурана" Карла Орфа прозвучала в Московском Доме музыки

 
 
 

"Кармина Бурана" Карла Орфа прозвучала в Московском Доме музыки

Автор: Екатерина Шапинская от 8-02-2016, 06:12, посмотрело: 1158

«Кармина Бурана» «Carmina Burana» - сценическая кантата немецкого композитора Карла Орфа, на собственное либретто, по мотивам средневековых стихотворений из одноимённого сборника, написанная в 1935-1936 годах.

«Carmina Burana, латинские и немецкие песни и стихи из бенедикт-бойернской рукописи XIII века, изданные И. А. Шмеллером» - рукопись, не имевшая названия, составленная около 1300 года, находилась в Мюнхене, была издана в 1847 году, под латинским названием Carmina Burana, означающее «Бойернские песни» по месту находки в начале XIX века в бенедиктинском монастыре в предгорьях Баварских Альп. На первой странице книги была помещена миниатюра с изображением колеса Фортуны, в центре его - богиня удачи, а по краям четыре человеческие фигуры с латинскими надписями, что иллюстрировало латинское стихотворение о Фортуне, изменчивой как луна:

«Фортуны колесо вертеться не устанет:
низвергнут буду я с высот, уничиженный;
тем временем другой - возвысится, воспрянет,
все тем же колесом к высотам вознесенный».


В средневековом сборнике «Кармина Бурана» содержится более 250 текстов. Их авторы — известные поэты и беглые монахи, студенты и школяры, бродившие из города в город, из страны в страну (по-латыни их называли вагантами) и писавшие на различных языках - средневековой латыни, старинном немецком, старофранцузском. Использование их Орф считал средством «вызывать душу старых миров, язык которых был выражением их духовного содержания»; особенно его волновал «захватывающий ритм и картинность стихов, напевная и единственная в своем роде краткость латыни».
Композитор отобрал 24 текста разной длины - от одной строки до нескольких строф, различных по жанрам и содержанию. Весенние хороводы, песни о любви — возвышенной, стыдливой и откровенно чувственной, песни застольные, сатирические, философски-вольнодумные составляют пролог под названием «Фортуна - повелительница мира» и 3 части: «Раннею весной», «В кабаке», «Суд любви». Наиболее известной является хоровая композиция «O Fortuna», которая открывает и завершает произведение.

"Кармина Бурана" Карла Орфа прозвучала в Московском Доме музыкиКантата исполняется во всем мире, существует много записей. 7 февраля 2016 г. она была исполнена в Московском Доме музыки в современном стиле визуального оформления – великолепная музыка Орфа подкрепляется образами с полотен великих художников – Ботичелли, Босха, Брейгеля, Кранаха, которые иллюстрируют образ различных ее частей.

Произведение Орфа масштабное, в нем задействованы оркестр, хор, солисты. В Доме музыки «Кармина бурана» исполнили Симфонический оркестр Москвы, Хоровая капелла им. А.Юрлова, детский хор Большого театра, солисты – Эльвира Хохлова (сопрано), Александр Богданов (тенор), Андрей Батуркин (баритон). А руководил всем действом хорошо знакомый московской публике дирижер Фабио Мастранджело. Музыка Орфа впечатляет и – в некоторых, наиболее драматичных частях – потрясает. С музыкальной точки зрения акценты были расставлены в соответствии с разнообразной тематикой песен – от мощного начала и завершения кантаты, посвященного всевластной Фортуне до нежнейших излияний влюбленных. Что касается визуального оформления, сама идея рассчитана на создание контекста, приближенного к Средневековью, к образам, отражающим эстетические представления времени создания песен. На мой взгляд, такая визуализация могла бы достичь желаемого эффекта в более замкнутом пространстве, нежели объемный, выполненный в современном минималистском стиле Светлановский зал Дома музыки. Видеопроекции, занимая небольшое пространство вокруг сцены и над ней, не сливались органически с остальным залом, становясь лишь иллюстрациями. Иллюстрации же были очень прямолинейны – если Колесо Фортуны действительно выражает и мировоззрение Средневековья, и главную тему всей кантаты, то «прямое» соответствие слов видеоряду кажется некоторым упрощением (к примеру, использование фрагментов «Весны» Ботичелли в «Счастливом лице весны» («Veris leta facies”).

Тем не менее, сама идея создать визуальную атмосферу, усиливающую воздействие музыкального произведения, вполне оправдана в нашу эпоху визуальной культуры, когда мир воспринимается всё в большей степени через картинку.

Заполненный Светлановский зал Дома музыки показывает, что интерес к классической музыке возрастает. Такое сложное для восприятия произведение как «Кармина бурана» Орфа, композитора ХХ века, века больших перемен в традиционной музыкальной системе, сочинение, написанное на основе латинских текстов, привлекает и радует московскую публику, и это знак того, что великое музыкальное наследие всё больше становится частью культурной жизни наших современников.

Екатерина Шапинская
фотография автора

Категория: Семь нот » Классика