Бессмертная живопись

Автор: Татьяна Славкина от 23-08-2012, 14:25, посмотрело: 4462

Искать скелеты в шкафу можно в прямом, и в переносном смыслах. И если попытки дознаться до тайн ближайшего окружения могут оказаться чреватыми, то поиск тайн далекого прошлого намного увлекательней. Особенно это касается тех «белых пятен» истории искусства, что не попали в учебники и тех имен, что не вошли в «Евро Топ-40» хит-парада живописцев. Художники, чье имя блистало среди современников, но со временем померкло. Такое вот свойство памяти людской - всех древнегреческих философов не упомним, но пятерку самых-самых сможем назвать и во сне. Так и с живописцами – некогда популярная профессия дала истории тысячи имен. Но узнать их суждено лишь самым пытливым.

Вернемся к скелетам. Оформляя выставку натюрморта «Кошка в кладовой» в Международном институте антиквариата ASG, искусствоведы сделали одно из тех открытий, что сплетаясь, образуют единую причудливую мозаику истории, искусства, мистики и изменчивости натуры человеческой.

На обитых темно-красной тканью стенах выставлены натюрморты старых мастеров различного типа: классические итальянские, изящные французские, кровавые голландские. По-королевски расположилось в центре зала творение мастерской Франса Снайдерса. Поэтому, темное и мрачное полотно круга испанца Хуана де Вальдес Леаля не бросается в глаза. Но если уж ты остановишься перед ним и будешь старательно ловить блики на практически черной матовой поверхности, то будешь вознагражден сполна.

Бессмертная живопись



Хуан де Вальдес Леаль, круг
(1622 – 1690)
Испания, XVII в.
«В мгновении ока»
Холст, масло. 123×164 см.


Это одно из многих испанских аллегорических изображений быстротечности всего земного и неизбежности смерти под названием «Vanitas». Целая азбука символов на двух метрах площади: «случайные» россыпи старых книг – символизируют уже ушедшее время. Папская тиара, митра епископа с жезлом, императорская и королевская короны, цепь ордена Золотого руна, собранные вместе, означают власть, как церковную, так и светскую, которую с собой в иную жизнь не возьмет никто. Свеча – символ угасающей жизни, шпага и доспехи напоминают нам о том, что и оружие не может защитить от смерти, даже глобус – символ Земли – олицетворяет неизбежность конца на нашей планете. Не хватает только самого главного… Самой смерти.

Изображая ее в канонических «Триумфе смерти» и «Плясках смерти», поклонники художественных канонов предпочитали традиционных скелетов с косой, изредка внося приятное разнообразие в виде рясы. На нашей работе Смерть «притаилась» – при правильном освещении на глобусе проступают очертания ноги, а по центру просматривается четкая дуга лезвия косы.

Дело в том, что мода на готику, столь актуальная в первой половине XIX века, к веку двадцатому потеряла часть своей прелести (сдается мне, I и II мировые войны развенчали всю оккультную романтику). И посему, владельцы этой и многих других картин пришли к гениальному умозаключению – исправить «мелкие» огрехи художника.

Кстати, оригинал работы «В мгновении ока», послуживший основой для нашего натюрморта, хранится в церкви Госпиталя Братства Милосердия Господня в Севилье и является одной из самых известных картин Хуана де Вальдес Леаля.

Благодаря этому удачному совпадению можно оценить весь масштаб вмешательств. Вся верхняя, типично для автора закругленная, часть полотна срезана, а на нижней записано изображение смерти в виде скелета, держащего косу и гроб. Не вошла в композицию и надпись на латинском языке: In Ictu Oculi (В мгновении ока). Эта надпись дает название самой картине, а так же и ее повторению, экспонируемому на выставке. Сама фраза «В мгновении ока» неоднократно цитируется в Библии и является указанием на отрезок времени, практически не имеющий длительности, а посему, часто встречается на полотнах жанра Vanitas.

Бессмертная живопись



На самом деле, подобные истории в мире искусства не редки и даже самые известные художники – не исключение. Например, на картине Джона Уотерхауса «Хрустальный шар» (1902, холст, масло) тоже был нарисован подобный череп, но позже закрашен очередным впечатлительным владельцем полотна.

Бессмертная живописьБессмертная живопись

































Так что, после закрытия экспозиции казанская версия In Ictu Oculi отправилась в реставрационные мастерские института, чтобы открыть все свои тайны. Дело в том, что с такими загадками нашим мастерам сталкиваться не впервой – в конце 2011 года случайным образом была атрибутирована еще одна картина, и там символ смерти сыграл не последнюю роль. Работа неизвестного автора итальянской школы была приобретена в 2010 году за относительно скромную цену, на тот момент наибольшую ценность представляла резная деревянная рама, окаймлявшая полотно. Состояние самой работы бригада реставраторов оценила как удовлетворительное и взялась за работу.

Бессмертная живопись



В ходе реставрации мастер обратил внимание на темное неровное пятно внизу картины, которому пытались придать форму кирпича. Оно явно диссонировало с общим тоном работы, и было написано значительно позже основной части произведения. Сняв слой краски, реставратор сделал любопытное открытие - под ним скрывалось изображение черепа.

Бессмертная живопись



Благодаря этому неизвестную даму идентифицировали как Марию Магдалину. Череп как символ чаще всего встречается в иконографии этого образа, так же как и чаша благовоний. Такой атрибут многих христианских святых (апостол Павел, Мария Магдалина, Франциск Ассизский) соотносится с отшельниками, что подчеркивает их размышления о смерти.
Главным же открытием специалистов стала подпись автора справа от черепа. Когда картину разгладили, текст стал полностью читаем. Надпись гласит «F.IG. HOHR INV & PIN 1789».

Бессмертная живопись




Автором оказался французский художник XVIII века Франс Ксавье Людвиг Охр (Franz Xaver Ludwig HOHR). Большинство его картин разошлись по частным собраниям и изредка появляются на аукционах, либо находятся в музее его родного городка Кольмара.

Конечно, подобное отношение к культурному наследию поражает и заставляет усомниться в так называемых «любителях искусства». Ведь максимальное наслаждение творением человеческого гения, будь то картина, часы или старинный особняк, возможно только при максимальном соответствии его аутентичному виду. Увы, если придерживаться теории цикличности истории, то придет время и новое поколение снова постарается перевернуть искусство под удобным ему углом. Совсем недавно готическая мода шагала по стране, но я не удивлюсь, если Бриллиантовый череп Дэмиена Херста когда-нибудь будет разобран на зубные коронки и свадебные кольца.


Татьяна Славкина

Об авторе:Татьяна является сотрудником Международного института антиквариата (г.Казань). Музей, в котором она трудится, не совсем обычный - в его основу легла частная коллекция, все предметы экспонируются бесплатно. Собрание Международного института антиквариата ASG насчитывает более 3000 предметов западноевропейского искусства Франции, Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии и Англии (картины западноевропейских художников, антикварная мебель, старинные часы, предметы интерьера). Главная цель Международного института антиквариата - вовлечение частного капитала в процессы духовного возрождения общества, формирование нового поколения меценатов, привлечение средств инвесторов в культуру. В результате реставрации живописи и мебели, а также благодаря работе научных сотрудников, зачастую выясняются любопытные детали. Результаты таких исследований публикуются на сайте – www.int-ant.ru.

Категория: История искусств