интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Древней Азии. Часть первая

 
 
 

Искусство Древней Азии. Часть первая

Автор: Ольга Пурчинская от 6-07-2011, 20:20, посмотрело: 5153

Азия… Что нам, современным европейцам известно об этом континенте, находящемся с нами на одном материке? Прежде всего, это самые плотно заселенные территории: здесь проживает львиная доля населения Земли.

Нельзя не отметить, что азиатские государства чаще всех в мире подвергаются жестоким ударам стихии. Одни мартовские цунами и землетрясения в Японии чего стоят!

А еще на всю мировую экономику, а значит, и на жизнь каждого отдельно взятого человека, существенное влияние оказывает постепенно рождающееся на наших глазах господство китайского рынка. Это можно проследить в любом магазине, торгующем одеждой: на этикетках львиной доли товаров страной-производителем указывается КНР.

Мода на восточную кухню уже давно охватила не только россиян, но и большинство городов Старого Света.

Этот список можно продолжать до бесконечности. Но в данном материале мне бы хотелось добавить в ассоциативный ряд читателя совсем другие понятия. Ведь, помимо всего, что было перечислено выше, Азия – это еще и огромное количество памятников культуры и искусства, многие страны являются древнейшими цивилизациями. Так что сегодня моя "искусная машина времени" охватит сразу несколько государств, "путешествие во времени и пространстве" будет содержать некоторое количество остановок.

Территория Азии состоит из нескольких очень разных природных зон. Так, Междуречье – это долина знаменитых рек Тигр и Евфрат. Со школьных лет нам не менее известно его греческое название Месопотамия. Полуостров Малая Азия включает в себя примыкающие горные районы.

Этот регион очень обширен. Народы, населявшие его в древние времена, создали значительное количество произведений искусства. Кроме того, именно азиатские жители одними из первых в мире создали отдельные города и целые государства, создали монеты, колесо и письменность.

Искусство аборигенов Древней Азии кажется очень сложным и загадочным. Представления о мире и пространстве, техника изображения природы и человека, тематика создаваемых шедевров – все это в давние времена было совершенно иным, чем у современных творцов. Любое изображение заключало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки рассказанной автором истории.

Искусство Шумера и Аккада

Эти два древних народа на протяжении многих столетий создавали культурный облик Междуречья (примерно IV – III вв. до н.э.). Происхождение шумеров до сих пор остается загадкой для историков и искусствоведов. Известно только, что появились они примерно в IV тысячелетии до н.э. Основали на берегах реки Евфрат несколько городов, в том числе Ур, Урук, Неппур и Лагаш, каждый из которых считался отдельным государством с собственным правителем.

Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. Особые, клиновидные знаки выдавливались специальными острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые позже обжигали в огне. Таким образом были увековечены законы, знания, философские учения и мифы.

К сожалению, до наших дней дошло очень мало памятников архитектуры шумерской эпохи. Причиной стало отсутствие в регионе материалов, подходящих для строительства. Очень многие здания создавались из необожженного кирпича – материала, абсолютно не пригодного для строительства. Наиболее известные из дошедших до современности постройки (точнее, их фрагменты) – это Белый храм и Красное здание в Уруке (3200 – 3000 гг. до н.э.).

Как правило, шумерские соборы строились на специальной глиняной платформе, которая предназначалась для защиты здания от частых в тех местах наводнений. Стены платформы украшались точно также, как и интерьеры самого храма – разнообразными рисунками и мозаикой.

Строились они всегда на высоких холмах. Делалось это не случайно – таким образом жителям городов напоминалось о неразрывной связи, испокон веков существовавшей между Небом и Землей.

До наших дней дошли в прекрасном состоянии уникальные образцы шумерской скульптуры, созданные более 5 тысячелетий назад. Самым популярным видом статуи искусствоведы считают адорант, представляющий собой фигуру молящегося человека, который изображался сидящим или стоящим, со скрещенными на груди руками. Подобные статуи преподносились в дар храмам.

Шумерскую скульптуру отличало от древнеегипетской отсутствие портретного сходства, здесь имела место условность, схематичность изображения.

Одну из главных ролей в изобразительном искусстве эпохи специалисты отводят так называемой глиптике, резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До новейших времен дошло огромное количество резных печатей, выполненных в форме цилиндра. Сюжеты, изображенные на них, были посвящены, главным образом, противоборству различных представителей животного мира и мифических существ. Для шумеров такие печати были не просто знаками собственности, а самыми настоящими талисманами и амулетами, защищавшими, согласно поверьям, от различных бед и напастей нечистой силы.

Конец ХХIV столетия до н.э. для юга Месопотамии ознаменовались приходом новых завоевателей – акаданцев, которых историки называют потомками древних семитских племен, населявших северные и центральные земли страны еще в доисторические времена. Саргон Древний, правитель аккаданцев, спустя долгое время получивший прозвище Великий, подчинил себе ослабленные многочисленными междоусобными войнами шумерские города. В результате возникло первое в этом регионе единое государство – царство Шумера и Аккада, просуществовавшее до конца III тысячелетия до н.э.

Несмотря на статус завоевателей, Саргон и его непосредственные подчиненные крайне бережно относились к богатым культурным традициям шумеров: они освоили клинопись, приспособили ее также для своего языка. Неизменными остались древние тексты, произведения искусства. Акаданцы переняли даже религию, господствующую на завоеванных ими землях, только боги теперь звались на новый лад.

Акаданский период ознаменовался появлением зиккурата – новой формы храма. Это – многоступенчатая пирамида с небольшим святилищем на самой вершине. Цветовая гамма, как правило, оставалась неизменной: нижние ярусы окрашивались в черный цвет, средние – в красный, а верхние – в белый. Такая форма религиозного сооружения была проста и понятная каждому – "лестница в небо".Как правило, высота храма составляла 21 метр.

В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии, а также в других областях Азии определились основные направления в искусстве, главным образом в архитектуре и скульптуре, которые получили в дальнейшем развитие.

Искусство Древнего Вавилона

В конце III тысячелетия до н.э. (2003 г.) на территорию царства Шумера и Аккада вторглись войска соседнего государства Элама, в результате чего оно прекратило свое существование.

С ХХ по XVII вв. до н.э. принято называть старовавилонским, так как именно Вавилон стал в тот период времени важнейшим политическим центром Междуречья. Возглавлявший его тогда легендарный фараон Хаммурапи после продолжительных кровопролитных войн создал на этой территории очередное сильнейшее централизованное государство, имя которому Вавилония.

Эпоха Старовавилонского царства является золотым веком месопотамской литературы. Так, до наших дней дошел и стал весьма популярен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе шумерского города Урука.

А вот шедевров изобразительного искусства того времени сохранилось не слишком много, поскольку страна подвергалась многочисленным нападениям кочевых племен, которые уничтожили львиную долю памятников.

Парадные композиции изображали царей, предстающих перед божествами. При их изготовлении использовались традиционные приемы: неподвижные, словно застывшие в своем напряжении фигуры, внешний облик которых не разработан.

Именно в таком строгом, "академическом" стиле выполнена статуя Хаммурапи из базальта, на которой высечены тексты его законов. Сама же статуя являет собой рельеф, на котором легендарный правитель склонился в почтительной позе перед Шамашем, богом Солнца и справедливости, вручающим ему символы царской власти.

В том случае, когда главным действующим лицом изображения становится не божество или особь царских кровей, а обычные люди, то техника выполнения становилась совсем иной. Позы их приобретали изящество, а движения – грацию и естественность. Чаще всего запечатлевались музыканты и танцоры, и это были самые интересные представители вавилонского скульптурного наследия.

Эти же два стиля изображения соединялись в самых удивительных формах в росписях дворца в центральном городе Вавилона – Мари. Так, сцены из жизни богов являли собой четкие, строгие композиции, лишенные какого-либо движения. Цветовая гамма этих полотен тоже не впечатляла разнообразием – все выполнялось либо в черно-белых, либо в красно-коричневых тонах. А вот зарисовки на бытовые сюжеты радовали глаз и живостью поз, изяществом осанки, и богатой палитрой, и даже первыми попытками показать глубину пространства.

Ольга Пурчинская

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств