интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Древнего Египта

 
 
 

Искусство Древнего Египта

Автор: Ольга Пурчинская от 18-02-2011, 20:35, посмотрело: 3061

Зима 2010-11 еще не закончилась, но уже сейчас можно без преувеличения сказать, что для Египта она стала весьма насыщенной, неординарные события происходили (и продолжают происходить!) там еще с декабря. В этом материале я не поведу речь ни об акулах, которые нападали на отдыхающих на пляжах людей и много кого покалечили, ни о том, что сейчас происходит в политической и общественной жизни страны.

Хотелось бы напомнить, что Египет – это одна из древнейших цивилизаций, культура и искусство которой и в наши дни представляет собой колоссальный интерес как со стороны историков-искусствоведов, так и со стороны рядовых обывателей, интересующихся предметами старины, в том числе произведенных еще до Новой Эры.

Итак, следующая остановка моей своеобразной "машины времени" – Древний Египет, об истории искусства которого я и хочу поговорить во второй серии марафона под названием "История искусств".

История Древнего Египта

Человечество заинтересовалось историей Древнего Египта очень давно. Еще в V веке до н.э. легендарный историк Геродот посетил Египет, после чего составил его подробное описание.

Древние греки считали Египет страной чудес, родиной самых древних богов. Само слово "Египет" греческого происхождения, означающее буквально "загадка, тайна". Египтяне же называли свою страну "Кемет", то есть "Черная земля". В III веке до н.э. египетский жрец Манефон написал первую "Историю Египта" на греческом языке. В своем труде он выделил крупные эпохи – периоды Древнего, Среднего и Нового царств, кроме того, составил список правящих династий, коих было более тридцати.

Древнеегипетская цивилизация создает уникальное для тех времен впечатление вечности и редчайшей целостности. Географическое положение страны (а это узкая плодородная долина реки Нил, находящаяся в "кольце" огромных песчаных пустынь) ограничивало мир ее коренного населения. Государство существовало на протяжении многих тысячелетий и развивалось по своим законам, крайне редко подвергаясь вторжениям извне.

Прекрасная природа дарила египтянам свои мотивы для создания произведений искусства, признанных впоследствии шедеврами, служила источником неисчерпаемого вдохновения.

Жизнь Египта напрямую зависела от разливов Великого Нила, в результате которых на берега страны выходило большое количество плодородного ила. В случае, если они наступали с некоторыми задержками, стране грозили неурожаи и, впоследствии, город. Естественно, люди внимательно следили за состоянием реки, все тщательно записывали. Итогом этих многолетних наблюдений стало появление древнеегипетского календаря.

Все население древнего государства подчинялось фараону, чья власть была безгранична. Властителя обожествляли еще при жизни и дарили ему титул "сын Солнца". Деятельность царя состояла из большого количества разнообразных церемоний и ритуалов, размах которых расширялся по мере увеличения территории его владений. Фараон мог объявлять войну и заключать перемирие, казнить и миловать, принимать богатые дары от хозяев других земель и делать ответные подарки.

В общественной жизни центральная роль была отведена религии. Египтяне обожествляли очень многое, в том числе различные явления природы, животных, птиц. Они проповедовали политеизм, то есть поклонялись большому количеству богов.

Почетное место в религиозном укладе отводилось заупокойному культу. Люди верили, что после физической смерти жизнь продолжается в загробном мире, но только в том случае, если тело покойного останется нетленным. В результате возник похоронный обряд, во время которого тело мумифицировали, то есть обрабатывали его специальными веществами, благодаря чему оно сохранялось на очень долгое время.

Египтяне считали, что человек наделен обладает несколькими душами, одна из которых заключена в статую усопшего. Статую эту помещали в специальную гробницу, размеры и внутреннее убранство которой напрямую зависели от происхождения человека. На крышку ее наносились изображения, которые, согласно народным поверьям, должны были обеспечить душе умершего пользоваться всеми теми благами, которые окружали его при земной жизни.

Религиозная тематика стала определяющей в искусстве Древнего Египта: оно относилось в большей степени к царству мертвых, чем к миру живых. В гробницах запирали произведения искусства, которые не предназначались для просмотра. Авторы верили, что они обладают великой магической силой, сопровождая покойного в его путешествии в мир Вечности. Слово "художник" расшифровывалось как "творящий жизнь".

Искусство Древнего Царства

История говорит, что первый представитель первой правящей династии Менес (примерно III тысячелетие до н.э.) объединил Верхний и Нижний Египет. Тогда же на правом берегу Нила был основан город Мемфис, которому было суждено стать религиозным и художественным центром нового государства в эру Древнего Царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.).

Древнее царство – время появления письменности, создания религиозных и светских законов и основных художественных принципов, которые были актуальны в течение длительного периода времени. Его можно без преувеличения назвать Золотым веком египетского искусства.

В искусстве Древнего царства важную роль играло создание скульптур. Египетские статуи создавались по канонам, то есть по строжайшим правилам, которым подчинялись все виды изобразительного искусства. Это были фигуры, стоящие со слегка выдвинутой вперед ногой или же сидящие на троне; руки должны были быть прижатыми к груди или лежать на коленях, а ноги - обязательно сомкнутыми. Скульптуры эти вкладывались в гробницы, и потому являли собой портретное сходство с умершим человеком.

Канонически статья должна была олицетворять спокойствие и величие, лицо выражало бесстрастность, жесты – однообразны, монотонны. При этом изображение было вполне жизненным.

Портретные изображения делались только для гробниц умерших фараонов. Здесь получило воплощение стремление людей к чему-то значительному, к совершенству. Ученые-искусствоведы выделают несколько видов канонического изображения фараонов: идущий – фигура с ногой, вытянутой вперед; сидящий на троне – руки, как и положено, спокойно лежат на коленях; умершего – здесь он пристает в образе бога Осириса, одного из верховных египетских божеств, руки его скрещены на груди и держат жезл и плеть, символизировавшими в тот период времени власть.

Еще одним видом изобразительного искусства в Древнем царстве являлся рельеф, то есть изображение на плоскости. Здесь применялся традиционный способ изображения фигуры, известный еще по наскальной живописи – ноги и лицо изображались в профиль, глаза – в анфас, плечи и нижняя часть туловища – в развороте вида 3/4. Таким образом пытались показать героя с разных сторон, выделяя наиболее выигрышные ракурсы его тела. Над созданием рельефа всегда трудилась группа мастеров, это был один из первых опытов коллективного творчества.

Вслед за плоскими рельефами, едва выступающими за пределы поверхности, стали появляться и более объемные изображения. Они создавались при помощи красок, наносимых на врезной силуэт, за счет чего появлялось цветные силуэты.

Особое место в искусстве Древнего Египта занимают пирамиды – места погребения самых знатных людей страны, то есть фараонов и их ближайшего окружения. Эти грандиозные сооружения превосходят по размеру самые крупные храмы и усыпальницы, созданные в более поздние времена. Огромная высота и совершенство геометрических форм пирамид вызывает не только восхищение, но и удивление – как это люди, у которых не было ни техники, ни даже мощных измерительных приборов, умудрялись создавать нечто такое, аналогов чему не могли создать в течение многих веков и тысячелетий. Они хранят множество тайн, раскрытие которых до сих пор не представляется возможным ученым-египтологам со всего мира. Не случайно усыпальница фараона Хеопса является одним из чудес света!

Искусство Среднего Царства

На исходе III тысячелетия до н.э. мощное централизованное государство, измученное многочисленными воинами, а также постоянным строительством масштабных сооружений, распалось. Эпоха Среднего Царства (XXI – XVIII вв. до н.э.) ознаменовалась сменой политического центра, которым теперь стал город Фивы.

В это время зависимость отдельно взятых территорий от центрального города становилась все менее существенной. Результатом стало развитие местных художественных школ.

Усыпальницы царей теперь строились на территории собственных владений, а не как в эпоху Древнего Царства, когда все пирамиды находились у подножия главной царской гробницы.

В середине эры Среднего Царства начали строить статуи усопших властителей, предназначенные для всеобщего обозрения. Располагались они теперь в храмах. Следствием этого стала необходимость в повышении внимания мастеров к созданию портретного сходства, в том числе стали выделять возрастные изменения.

Период правления фараона Сенусерта III ознаменовался расцветом ювелирного искусства. Лучшие его образцы были обнаружены при вскрытии усыпальницы дочери властителя, царевны Ситхатор.

Искусство Нового Царства

Примерно в 1700 году до н.э., в результате нашествия гиксосов, азиатских племен, на Египет обрушились многочисленные бедствия. Угнетатели пришли в долину Великого Нила примерно на 1,5 столетия. Вместе с вражескими племенами здесь обосновались лошади и колесницы, изображения которых с тех пор стали регулярно появляться в настенных росписях и рельефах.

В середине XVI столетия до н.э., после изгнания гиксосов, начался новый период в истории Древнего Египта – эпоха Нового Царства (XVI – XI вв. до н.э.). Старт очередного этапа ознаменовался возрождением характерной для страны государственности. Правители пришедшей XVIII династии установили господство своей страны над многочисленными соседями. Значение фараонов очень сильно возросло, что заставило лидеров ближайших территорий отправлять в Фивы богатые дары. Сюда теперь регулярно привозились драгоценные металлы, слоновая кость, самоцветы, ценные породы древесины, благовония и редкие растения.

Летописи и гимны того времени воспевали могущество государства и его властителей.

В XIV веке до н.э. правящий тогда фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу, которая оказала существенное влияние на жизнь общества, соответственно, и на искусство. Стремление ослабить власть жрецов и укрепить свою собственную привело к запрету многочисленных старых культов. Отныне единственным богом был признан Атон, считавшийся носителем великой животворной силы. Изображали его в виде диска и исходящими от него лучами, которые завершались символом жизни – крестом с петлей верхней части.

Спустя 6 лет после начала своего царствования, Аменхотеп IV покинул Фивы и, изменив имя на Эхнатон, основал на восточном берегу Нила новую столицу – Ахетатон. Город был построен в короткие сроки из необожженного кирпича. В центре его находился Большой дворец, а также храм бога Атона. Стены дворца украшали многочисленные статуи фараона, росписи, рельефы с инкрустацией и позолотой. После смерти Эхнатона уникальный памятник архитектуры был разрушен.

Постепенно восстанавливалась военная мощь Египта, поток в страну богатств и рабов продолжались и в период правления фараонов XIX династии. Именно тогда было возобновлено грандиозное строительство – властители стремились превзойти своих предшественников. Искусство тогда приобрело торжественность, архитектурные шедевры поражали непревзойденной масштабностью, большим количеством колонн и статуй. Внутреннее убранство было теперь сказочно богатым, роскошным, пышным.

Роль Древнего Египта в истории мирового изобразительного искусства колоссальна. Он дарит фантастическое ощущение связи веков, словно приближая современного человека к очень давним временам. Кажется, что уже в столь давние времена люди знали все то, что последующие поколения стремились открыть вновь.

Ольга Пурчинская

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств