интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятнадцатая

 
 
 

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятнадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 30-08-2021, 00:00, посмотрело: 185

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятнадцатаяК вершинам индийского зодчества эпохи Средневековья относится огромный храм XIII века в Конараке. Сооружение, находившееся неподалеку от Бхубанешвара, было посвящено культу бога Солнца Сурье. Сегодня от грандиозного комплекса осталась лишь 40-метровая пирамида, которая стоит на высоком постаменте кубической формы. Две наружные стены здания декорированы 24 (по 12 с каждой стороны) рельефами узорчатых колес диаметром по три метра. Также пирамида украшена семью скульптурными изображениями лошадей.

Весь храмовый комплекс, согласно оригинальной задумке, должен был представлять собой огромную сияющую колесницу, в которой едет культовое божество Сурье. На стенах и террасах главного здания было немало изысканных декоративных элементов - резьбы и скульптур божеств, танцовщиц и небесных музыкантов. Считалось, что это воплощение безграничных сил и радости бытия.

На рубеже X-XI веков на юге Индии значительно возросло влияние и могущество династий Пандьев и Чолов. Это обстоятельство привело к резкому увеличению в регионе числа крупных храмовых комплексов. Создавались они на началах, заложенных в зодчестве прошлых эпох. Здания строились и оформлялись с учетом особенностей местного менталитета, в частности, отношения к мирозданию.

Южноиндийские ансамбли выделялись огромными внутренними дворами с оградами и высокими входными воротами, увенчанными башнями в форме пирамиды.

Один из знаковых и наиболее крупных памятников средневекового искусства Южной Индии - храм Брихадешвара, или «Большой храм» в Танджуре (построен приблизительно в 1000 году). Сооружение посвящено культу бога Шивы. Его массивные статуи обитали в нишах первого яруса. Культовое здание было увенчано 13-ярусной башней пирамидального типа, которая должна была воплощать могущество высших сил и горы Кайласа (именно на ней был простроен храм).

На юге Индии индуизм в Средние Века имел высокое влияние, в штатах и провинциях постепенно складывались канонические нормы и правила, которые были значительно строже северных. Это касалось, в том числе, и произведений искусства: артефакты ревностно оберегались от каких-либо отклонений от установленного порядка. Относительными свободами пользовались лишь мастера культовой мелкой пластики, не зависящей от архитектуры.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятнадцатаяШирокое значение для средневековой восточной культуры приобрела школа такой скульптуры в государстве Чола на Юго-Востоке Индии в IX-XII веках. Среди созданных ее представителями шедевров выделяются многочисленные бронзовые изваяния индуистских божеств, прежде всего весьма почитаемого Шивы Натараджи (покровитель космического танца). Сияющая скульптура помещена в огненный круг. Статуя сделана таким образом, что небожитель пляшет на теле поверженного им карлика (демон неведения, одного из самых страшных, согласно местным поверьям, человеческих грехов). Четыре гибких руки Шивы бьют в барабан и держат огонь. Это символ идеи вечного круговорота Вселенной: сотворения, очищения и декаданса (разрушения).

Стихия танца почиталась в Индии задолго до наступления эпохи Средневековья. Она воплощалась в скульптурных изображениях с особым уважением и трепетом. Сила этого искусства, увековеченного в бронзе, представляет собой захватывающее зрелище, полное неописуемого магнетизма. Искусные мастера всегда тщательно продумывали жесты Шивы, повороты его головы, посадку корпуса и т.д.

Раннее Средневековье (VIII-XIIIвека) в Индии связано с подъемом национального каменного храмового зодчества. Для сооружений тех времен характерно разнообразие архитектурных форм. Также впечатляет широта кругозора и богатство воображения мастеров, воплотившиеся в разнообразных орнаментах и скульптурах. Средневековые индийские культовые сооружения стали музеями и сокровищницами, сохранившими множество тайн и загадок национального колорита, полностью не разгаданных до сих пор.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть пятнадцатаяНа рубеже XII-XIII веков Индия пережила серию нападений народов, верных самой молодой религии - исламу. Результатом стало возникновение в XIII столетии на территории полуострова Индостан нового единого государства - Делийского султаната. Иноземные оккупанты, представители стран Средней и Центральной Азии, стремительно внедряли свою веру в индийское общество, прививали ее постулаты национальным бытовым и культурным традициям.

Первыми удары завоевателей приняли на себя жители индийского севера, южным провинциям на протяжении некоторого времени удавалось сдерживать внедрение в свой менталитет чужеродных элементов. Однако постепенно на территории всей страны культуру стали определять стремительно возникшие индо-исламские традиции.

Иноверные завоеватели начали грандиозное строительство на не тронутых цивилизацией землях Индии. Резиденции правителей активно заполнялись изначально экзотическими для местного населения мечетями, мавзолеями, минаретами и медресе. Вблизи наиболее востребованных среди торговых караванов путей возникали крупные города и другие населенные пункты со своими базарами, рынками, постоялыми дворами и укрепленными замками-крепостями.

Важные изменения коснулись строительных технологий. Если раньше, во времена иудаизма, мастера могли использовать сухую кладку без связующего раствора, то с усилением ориентального влияния им приходилось применять известковый раствор. Это обстоятельство значительно расширило возможности национального зодчества. Индийское зодчество мусульманского периода дополнили новые формы - своды, широкие арки и купола.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств