интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть одиннадцатая

 
 
 

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть одиннадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 4-08-2021, 07:52, посмотрело: 239

Рассказ об истории искусств мусульманского Востока эпохи Средневековья обязательно должен включать в себя «турецкую» главу, поскольку это довольно крупное государство сыграло значительную роль в становлении культурной жизни Ближне- и Средневосточного региона. В Турции расцвет изобразительного и декоративно-прикладного искусства пришелся на поздний период. Национальные культурные мотивы возникали под влиянием опыта соседних стран.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть одиннадцатаяСтановление турецкого искусства началось в XI веке, когда образовалось сельджукское государство, а в XIV, когда стремительно наращивала свое могущество Османская империя, оно переживало свой расцвет. Территорию Турции неустанно осаждали воинственные племена, в том числе сельджуки. Они основали независимый, так называемый Римский (Конийский) султанат. Новое политическое образование охватило значительные площади: в его состав сразу вошли Иран, Ирак, Закавказье и Малая Азия. Столицей средневекового исламского государства стал древний город Конья, и по сей день остающийся жемчужиной сельджукской архитектуры.

Повсеместно искусные мастера сооружали мечети, медресе, караван-сараи, госпитали, мавзолеи, дворцы и бани. Все эти постройки отличались колоссальными размерами и четкими геометрическими (главным образом прямоугольными) контурами, подавляющее большинство выполнено из каменной кладки. На национальный архитектурный стиль существенно повлияли уже сформировавшиеся византийские, среднеазиатские и закавказские традиции.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть одиннадцатаяТуристам, рассматривающим одну из знаменитых турецких средневековых построек - караван-сарай Султан-Хан (1229) - представляется грандиозное архаичное сооружение. Оказавшись внутри, люди могут увидеть поистине безграничное, блестяще организованное пространство внутреннего двора с просторными помещениями для хранения товаров и многочисленными галереями. Вход мастера ювелирно оформили в виде элегантного и изящного портала.

Ворота медресе, мечетей и мавзолеев по-настоящему красивы, венчающие их резные арки со сложными каменными орнаментами стали узнаваемыми чертами, характерными для нескольких поколений сельджукских зданий. Архитектурные особенности медресе предполагают открытый двор. Портал здесь служит не только входом, но и главным украшением фасада.

Сельджукские порталы - работы уникальной красоты, образцы виртуозной резьбы по камню. Декорированы они разнообразными орнаментами, в которых доминируют геометрическая и природная тематики. Экстерьеры восточных сооружений, главным образом светских, украшались изваяниями птиц, людей и зверей. Арки и стены интерьеров медресе украшены покрытыми глазурью разных оттенков синего и зеленого цветов изразцами. Рисунки на них по заказу наиболее состоятельных сельджукских мусульман наносились драгоценной золотой краской. Самые знаменитые турецкие средневековые медресе - Конье Каратай (1252) и Индже-минаре (1262-1268).

Монгольское нашествие привело к упадку династии Сельджуков: империя распалась на несколько удельных феодальных владений, имевших несущественное историческое значение. В начале XIV столетия из общей массы выделилась небольшая территория, на которой султан Осман I основал государство. Новая точка на политической карте мира, стремительно расширяющая свои границы, вскоре разрушила некогда мощную державу - Византию - и превратилась в Османскую империю. Могущественному государству подчинялись лежащие поблизости земли, в том числе страны Балканского полуострова, северной Африки (все, кроме Марокко) и Передней Азии.

На первом этапе своего становления искусство Османской империи развивалось с упором на традиции славного прошлого, в том числе византийского. Так продолжалось вплоть до середины XV века, когда Константинополь был захвачен войсками Мехмеда II Завоевателя. Тогда «Второй Рим» переименовали в Стамбул, и под новым именем огромный город, бывший некогда жемчужиной восточноевропейского средневекового искусства, стал столицей крупнейшего исламского государства. Таким образом, турецкая культура долгое время пожинала плоды вынужденного слияния восточной (исламской) и западной (христианской) традиций.

Искусство Ближнего и Среднего Востока. Часть одиннадцатаяОсманская культовая архитектура представляла собой нечто среднее между соборами и мечетями. Существенное влияние на нее оказал один из самых известных памятников европейского средневекового искусства - храм Святой Софии (Айя-София), ныне представляющий собой музей - один из ключевых центров притяжения туристов со всего мира в турецкий стольный град.

После того, как на Стамбул напал султан Мехмед, собор был быстро преобразован в мечеть. Вокруг него воздвигли минареты, многочисленные лики святых замазали (исламская традиция не предполагает наличия на стенах и потолках религиозных сооружений каких-либо изображений, кроме надписей цитат из священной книги). Мастера укрепили на специальных колоннах гигантские черно-белые щиты с именами халифов.

По образу и подобию Айя-Софии на протяжении многих десятилетий строилось подавляющее большинство мечетей огромной Османской империи. В XVI-XVII веках на территории каждой завоеванной небольшой страны надлежало обязательно построить культовое сооружение аналогичного типа. Исламское культовое сооружение тех времен представляло собой мечеть с большим полусферическим куполом по центру. Вокруг располагалось несколько куполов меньшего размера. Минареты были тонкими, восьмигранными. Черные и белые кладки арок чередовались, а изразцовые облицовки отличались щедростью и богатством красок.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств