интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть двадцать вторая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть двадцать вторая

Автор: Ольга Пурчинская от 19-03-2021, 23:56, посмотрело: 151

Конец XIII века ознаменовал наступление нового этапа эволюции французской архитектуры. Тогда не появлялось сколько-нибудь крупных, грандиозных, знаковых сооружений. Прежде всего, дорабатывались, доводились до совершенства начатые век назад монастыри, храмы и соборы. Тогда же появлялись небольшие, изящные, элегантные пристройки к ним или самостоятельные здания светского характера.

Искусство Средневековья. Часть двадцать втораяВ середине XIII столетия (1243-1248) в Париже появилась так называемая «священная часовня» (Сент-Шапель) короля Людовика IX - сооружение, относящееся к зрелой готике. Архитектор Пьер де Монтро реализовал проект, которому надлежало стать символическим драгоценным ларцом - шкатулкой, где предполагалось хранить одну из величайших христианских святынь - терновый венец Иисуса Христа. Реликвия была выкуплена у византийского императора за крупную сумму.

Часовня Сент-Шапель посвящена Божьей Матери. Это небольшая базилика (31 х 10,7 м) с башней-колокольней по центру, увенчанной высоким шпилем. Церковь элегантна и изящна. Благодаря огромным витражным окнам во всю стену внутрь проникает много солнечного света. Во время таинств мессы у прихожан возникает ощущение божественного сияния в храмовых интерьерах.

Рубеж XIV-XV столетий - переход от Средневековья к Возрождению, это время связано с заключительным этапом развития готического искусства, известным под названием «пламенеющая готика». Такое прозвище появилось неслучайно: самые разные линии фасадов, шпилей, лепнины, всевозможных декоративных элементов приобрели ярко выраженную форму языков пламени. Тогда же появились «легкие, невесомые, прозрачные» ажурные орнаменты со сложным рисунком.

Французские архитекторы поздней готической эпохи говорили, что тот, «кто хочет построить совершеннейший собор, должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена неф, от Реймса скульптуру».

Искусство Средневековья. Часть двадцать втораяСамый известный готический монастырский комплекс Франции - аббатство Мон-Сен-Мишель. Возведенный на вершине скалистого острова на севере страны, внешне он напоминает огромный замок, неприступную крепость. Сооружение со всех надежно защищено массивными стенами, а в самом центре возвышается церковь.

Характерная особенность позднеготического периода - стремительное развитие светской архитектуры. На рубеже XIV-XV веков во Франции появилось немало восхитительных замков и дворцов, принадлежавших старинным аристократическим фамилиям, в том числе приближенным к королевскому двору. Как отмечал итальянский писатель Брунетто Латини, «французы строят дома просторные и открытые, и расписывают их, делают комнаты, связанные друг с другом, чтобы вкушать радости и наслаждения без шума и войн».

Типичная городская светская постройка в стиле пламенеющей готики - особняк советника короля Карла VII, финансиста, промышленника и политического деятеля Жака Кера в Бурже. Сооружение представляет собой двухэтажное здание с двумя стрельчатыми арками внизу, а также большим стрельчатым окном наверху.

Первые опыты французских художников в создании скульптуры проходили в интерьерах аббатства Сен-Дени. До наших дней эти памятники почти не сохранились. Зато можно изучать изваяния Позднего Средневековья по «королевскому» порталу собора в Шартре. Статуи постепенно стали превращаться в самостоятельные объекты (до этого они были частью архитектуры здания, их как бы вмонтировали в стены фасадов). Первые готические скульптуры своей формой подобны колоннам, лица лишены подвижности, движения - пластики и полетности. Эти артефакты не создают ощущение легкости, силы и свободы.

Изваяния более позднего периода отражают черты, характерные для позднеготического периода. Мастера придавали чертам своих творений индивидуальность, движения фиксировались в максимально естественных позах. Они стремились наглядно продемонстрировать самобытность человеческого характера, особенности каждой отдельно взятой личности. Эти особенности характерны скорее для искусства Раннего Возрождения, чем для плодов творчества средневековых художников.

Скульптурные произведения ранней и поздней готики - рельефы главного портала (сцена Успения Господня и Коронование Девы Марии Христом в Небесные Владычицы) и изваяния на южной стороне фасада (история Святого Стефана) - гармонично сосуществуют в интерьерах Собора Парижской Богоматери. Каждая композиция полностью соответствует канонам, характерным для разных этапов развития готического изобразительного искусства.

Французская готическая живопись - это, главным образом, витражи. На рубеже Средневековья и Возрождения огромные окна соборов обрели вид ярких, привлекающих восхищенные взгляды полотен. Если раньше витражи представляли собой композицию мозаичного типа, составленную из множества небольших кусочков разноцветного стекла, то в XIV веке они сменились огромными, превышающими человеческий рост окнами с роскошными, бесценными росписями.

Шартрский собор прославился не только своей скульптурой, но и живописью. Окна в этом сооружении занимают фантастическую площадь более 2,5 тысяч квадратных метров. Первые цветные росписи появились там еще в середине XII века (1150-1155). Художники изображали на стеклах, главным образом, сцены из Священного Писания: «Жизнь Христа», «Страсти Христовы», «Тайная вечеря» и т.д.

Искусство Средневековья. Часть двадцать втораяПомимо монументальных картин на витражах соборов, готическое изобразительное искусство оставило множество ценнейших образцов миниатюры. В XIII-XIV веках Париж прочно удерживал позиции западноевропейского лидера по изготовлению книг. Как и на драгоценных стеклах, на бумаге выдающиеся художники с ювелирной точностью фиксировали сцены Ветхого и Нового Завета, наиболее популярны у средневековых мастеров были фрагменты жизни Иисуса Христа.

В середине XIII века книжные страницы стало принято украшать орнаментами с элементами готической архитектуры - стилизованными стрельчатыми арками и остроконечными башнями. К выдающимся памятникам того времени относится Псалтырь Людовика Святого 1270 года.

На рубеже XIII-XIV столетий во французской книжной миниатюре развилась новая тенденция: миниатюрные книжные страницы стали украшать изображениями тонких побегов и крошечных фантастических персонажей (так называемые дролери). Эти картинки отличались тем, что использовались исключительно в декоративных целях, а к сюжету не имели никакого отношения.

Среди прославленных мастеров французской книжной миниатюры - Жан Пюсель (вторая половина XIV в.), Андрэ Бонэвэ, Жан Коэн, Жакмар (рубеж XIV-XV вв.).

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета.

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств