интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть семнадцатая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть семнадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 4-02-2021, 00:03, посмотрело: 133

Центральное Средневековье - рубеж XI-XII столетий - стало эпохой нескончаемых, суровых феодальных разборок и междоусобных войн. Немецкие короли и императоры отчаянно сражались c высшим христианским духовенством за абсолютную, безграничную власть.

В те времена имело место очевидное социальное неравенство. Наиболее экономически благополучные регионы стремительно развивались, в том числе культурно, тогда как правители остальных земель пускали все силы на то, чтобы сводить концы с концами, избегать серьезных эпидемий и народных волнений.

Романский стиль широко представлен в немецкой архитектуре. В XI-XII веках появились грандиозные соборы, храмы, монастырские комплексы, ставшие жемчужинами национального германского зодчества. Воплотить проекты таких монументальных построек могли только наиболее богатые города и феодальные владения, стоящие, главным образом, на берегах Рейна: Майнц, Вормс, Шпейр и др.

Искусство Средневековья. Часть семнадцатаяНа сегодняшний день лучше всех других памятников христианской архитектуры сохранился собор в Вормсе (1181-1234). Его облик объединил в себе славные традиции Античности и средневековые технологии. Внешне он напоминает замок - монументальную неприступную крепость. Расположенный на вершине горы, он как бы возвышается над городом, господствует над окружающей равниной. Его можно узнать благодаря узким окнам, массивным башням, гладким стенам, каменным шатрам и полному отсутствию каких-либо декоративных элементов.

На территории Германии сохранилось немало замков и крепостей. Архитектурные романские шедевры светского направления выдержали и феодальную раздробленность, и массовые агрессивные атаки варварских племен, и религиозные распри, и мировые войны, и прочие напасти. В числе этих «счастливцев» - замок в Гелленхаузене (1180-1200), замок в Вартбурге (1076-1100) и замок в Госларе (рубеж XI-XII вв.).

Рубеж XII-XIII столетий в немецкой архитектуре связан с появлением так называемого переходного стиля, сочетавшего в себе характерные черты романских и готических зданий. Так, у собора в Бамберге (1185-1217) строгие стены фасада декорированы рядом декоративных ложных арок (аркатура). Также сооружение выделяется обилием окон. Башни более изящны - они потеряли свою визуальную громоздкость и массивность. Снаружи постройка украшена рельефами, что делает ее вид значительно менее суровым, но все также величественным. Характерная особенность готической архитектуры: в соборе использованы стрельчатые крестовые своды.

Немецкую средневековую живопись почти не удалось сохранить. Монументальные изображения не уцелели в неподходящих климатических условиях. В романский период этот вид искусства в Германии переживал свой расцвет. Некоторые росписи все же уцелели и позволяют насладиться шедеврами немецких мастеров. Это, прежде всего, рисунки на стенах монастыря Ламбах (Верхняя Австрия).

Искусство Средневековья. Часть семнадцатаяРоманская эпоха в Германии - время расцвета искусства книжной миниатюры. Один из самых ярких примеров - рукопись Carmina Burana («Бейернские песни»), найденная в монастыре Бейерн (Бавария). Памятник средневековой литературы появился на рубеже XII-XIII веков. Это сборник светской поэзии малой формы (стихотворений). Главное новаторство немецких средневековых живописцев - постепенное внедрение в картины изображений природы. Орнаменты здесь получаются из ветвей деревьев с причудливой листвой, встречаются вкрапления различных зверей, птиц, насекомых (зайцев, лошадей, оленей, голубей, лебедей, жуков и т.д.).

Немецкие храмы выделяются своими скульптурными изваяниями, расположенными внутри сооружений (в других странах Западной Европы статуи чаще всего располагались у главного входа, во дворе). Германские архитекторы стали украшать фасады зданий всевозможными рельефами, начиная с конца XII века, потом появились небольшие скульптурные композиции.

Храмовым статуям свойственны обобщение, упрощенность, стилизация, они должны были создавать ощущение отрешения соборов и монастырей от всего светского, заемного, физического. Подобная тенденция была актуальна вплоть до второй половины XII столетия.

Искусство Средневековья. Часть семнадцатаяРоманское искусство христианской Германии можно охарактеризовать с помощью иллюстрации - деревянных рельефов, венчающих главные ворота церкви Санкт Мария им Капитоль в Кёльне (1065 г.). Декоративные элементы представляют собой иллюстрации знаменитых глав Евангелий. Фигуры на этих дверях не пропорциональны, неестественно коротки и большеголовы.

Строгие каноны средневекового светского и религиозного искусства отразились в оформлении многочисленных надгробий. Один из наиболее знаковых примеров - плита из бронзы на могиле короля Рудольфа Швабского (собор Мерзебурга). Монарх изображен на ней во весь рост, в руках держит символы своей власти - скипетр и державу. Изваянию свойственны такие характерные для романского стиля черты, как симметричность фигуры, бесплотность и плоскостность. Такая интерпретация облика должна была подчеркнуть святость и величие героически погибшего короля (он пал в битве под Мерзенбургом в сражениях на стороне феодалов против армии французского владыки Генриха IV).

Средневековая Германия стала первопроходцем в создании светских памятников. Монументы тогда воздвигались исключительно в честь умерших: поклоняться статуям живых в христианском государстве было не принято. Первая скульптура, не относящаяся к религиозной тематике, появилась в 1166 году, когда Герцог Саксонский Генрих Лев распорядился поставить около входа в свой замок Данквардероде (Брауншвейг) бронзовую статую льва. Она должна была символизировать безграничную силу, власть и мощь герцога. В дальнейшем аналогичные украшения своих родовых жилищ устанавливали многие немецкие феодалы.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств