интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » История искусств » Искусство Средневековья. Часть двенадцатая

 
 
 

Искусство Средневековья. Часть двенадцатая

Автор: Ольга Пурчинская от 27-12-2020, 00:17, посмотрело: 144

Искусство Средневековья. Часть двенадцатаяВ Средние Века в западноевропейских религиозных постройках повсеместно использовались монументальные росписи. Расцвет этого вида искусства пришелся на IX век. Изображения тогда носили в основном повествовательный характер, были реалистичны. На протяжении царствования династии Каролингов церкви и монастыри расписывали истинные мастера, удивительно точно и правдиво передавая конкретные события. Лица изображаемых ими людей предельно ясно отражали состояние внутреннего мира, их отношение ко всему происходящему.

Карл Великий утверждал, что искусство крайне ценно, роль его в жизни общества огромна, пренебрежение Прекрасным недопустимо. В одном из монарших указов говорится, что «живопись допустима в церквях для того, чтобы неграмотный мог прочесть на стенах то, что он не может узнать из книг»… Храмовые, монастырские и церковные стены в эпоху Каролингов превратились в так называемую «библиотеку для неграмотных».

Искусство Средневековья. Часть двенадцатаяСредневековая живопись - это, прежде всего, фрески. Ярчайшие образцы западноевропейского изобразительного искусства - росписи стен и потолков церкви Сен-Жермен во французском Оксерре (851-859), посвященные, в том числе, святому Стефану (согласно легенде, один из семи священников, назначенных лично апостолом Петром). В церкви ему посвящены три фрески. Они иллюстрируют главные вехи жизни святого:
1. Речь перед Первосвященником;
2. Стефан перед членами Синедриона (верховный суд в Иерусалиме);
3. Мученичество Стефана.

Что касается светской живописи, то это направление в творчестве мастеров Раннего Средневековья почти не представлено. На сегодняшний день результаты их кропотливого труда не сохранились. Есть только свидетельства современников. Например, апартаменты короля Людовика Благочестивого (сын и наследник Карла Великого) расписаны масштабными изображениями славных подвигов героев далекого прошлого (Александра Македонского, Кира, Ганнибала и др.). Также в монарших покоях встречались грандиозные полотна с сюжетами из истории династии Каролингов, из жизни римских императоров и т.д.

Карл Великий и несколько поколений его потомков на протяжении всего времени своего правления отдавали дань уважения книгам. Литература тогда считалась священной, и любая рукопись становилась предметом высочайшей ценности. В монастырях искусные мастера создавали, не покладая рук, истинные шедевры - роскошные иллюстрации к этим сочинениям. Работали монахи поздними вечерами, когда все дневные обязательства были исполнены.

С началом Средневековья (IV век) на смену свиткам из папируса пришел пергамент (кусок свиной или телячьей кожи особой выделки). Бумага появилась значительно позднее - ближе к истечению XI столетия. На рубеже VII-VIII веков начали повсеместно использовать птичьи перья для письма (до этого применялись специальные металлические, деревянные или тростниковые палочки).

Переплеты средневековых книг сделаны, главным образом, из дерева. Сверху на них натягивали кожу, а затем украшали золотом, жемчугом, драгоценными камнями, резьбой и пластинками из слоновой кости. Размеры готовых изделий могли быть разными, от едва заметных миниатюр (2,5х4 см) до внушительных (50х30 см). Маленькие образцы отделывались не менее добросовестно и кропотливо, чем крупные. Работа в этом случае становилась почти ювелирной.

Искусство Средневековья. Часть двенадцатаяЭпоха Каролингов - время расцвета книжной миниатюры. Уже в те годы самым распространенным красителем была гуашь (смесь клея и белил, оставляющая непрозрачный след на бумаге, папирусе, холсте и прочих основах), для украшения художники использовали драгоценные пурпурный и золотой цвета. Маленькие книжечки Раннего Средневековья отличались особой выразительностью образов, декоративностью иллюстраций и яркостью изображений.

Живопись каролингского периода впервые явила портреты живых людей. До этого рисовались исключительно божественные и святые лики. Героями первых экспериментов по рисованию человека были евангелисты. Они представали на страницах, держа в руках книгу и/или перо.

Первые миниатюры живописцы создавали, следуя античным традициям. Позднее художники все активнее следовали своим собственным творческим фантазиям, создавая уникальные, самобытные образы. Пурпурные и золотые красители в книжной иллюстрации первыми применили ахенские мастера (794). Это придало их шедеврам непередаваемый оттенок роскоши, великолепия, богатства.

Один из сохранившихся до наших дней памятников изобразительного искусства эпохи Каролингов - Утрехтская Псалтырь, датированная IX столетием. Хранится она, в соответствии со своим названием, в университете голландского города Утрехта. Издание уникально тем, что оно стало полем для творческого эксперимента: впервые средневековые художники попробовали сделать иллюстрации пером и чернилами. Каждое изображение в книге (всего там 165 картинок, каждая соответствует определенному священному тексту) напоминает черновые наброски, заметки «на полях».

Псалмы отличаются тем, что не имеют четкого, конкретного сюжета. По аналогии и иллюстрирующие их рисунки абстрактны, представляют собой иносказательную трактовку поэтических метафор (слово или выражение, употребляемое в переносном значении; основано на сравнении предметов, явлений или действий на основании некоего общего признака).

Утрехтская Псалтырь - стиль, который значительно повлиял на искусство книжной миниатюрной иллюстрации последующих эпох. При помощи пера и чернил стали украшать оклады многих изданий Библии, Евангелия и т.д. Дополнительный декор с применением золота, слоновой кости, жемчуга и драгоценных камней придавал шедеврам не только красоту, но и делал их достойными самых высокопоставленных особ, вплоть до королей и их ближайшего окружения. Кроме того, в этой технике стало удобно расписывать алтари западноевропейских храмов, соборов и монастырей.

Сейчас плодами творчества выдающихся виртуозов изобразительного искусства могут насладиться посетители европейских музеев. Хранятся они в специальных помещениях со специально созданным микроклиматом.

Ольга Пурчинская

Фотографии взяты из свободных источников на просторах Интернета

Экскурс в историю искусства совершаем при помощи:
1. Энциклопедия Аванта (том "Искусство. Архитектура, декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств
3. Камминг Р. Искусство. Полная энциклопедия

Категория: История искусств