интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Новости » "Пряничный домин, или Гензель и Гретель" Э.Хумпердинка. Премьера в "Новой Опере"

 
 
 

"Пряничный домин, или Гензель и Гретель" Э.Хумпердинка. Премьера в "Новой Опере"

Автор: Михаил Сегельман от 30-09-2017, 22:23, посмотрело: 108

Верная традиции возвращать на московскую сцену незаслуженно забытые оперные шедевры, "Новая Опера", вслед за «Тристаном и Изольдой» Рихарда Вагнера, «Ромео и Джульеттой» Шарля Гуно, «Саломеей» Рихарда Штрауса, обращается к главной детской опере. Шедевр Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель (1893) постоянно идет в лучших театрах мира. Премьера прошла в Веймаре 23 декабря 1893 года под управлением Рихарда Штрауса. На следующий год в Гамбурге сочинением дирижировал Густав Малер. По горячим следам веймарской и гамбургской премьер в 1890-е годы оперы трижды ставилась в России (1895 - Петербург, Панаевский театр; 1896 - Москва, Большой театр; 1897 - Петербург, Мариинский театр, под названием «Ваня и Маша»). На советской оперной сцене опера Хумпердинка отсутствовала. Одна из причин — явная христианская подоплека сочинения. Счастье, умиротворение, чудесный уют и особый вкус жизни, по которым так тоскуют дети, обретаются именно в Рождество, с приходом в мир Младенца Иисуса. За два с половиной постсоветских десятилетия случились одна постановка (Екатеринбургский театр оперы и балета, 2009) и одна полуконцертная версия (Мариинский театр, 2015). В "Новой Опере" сочинение пойдет под названием, напоминающем о первой московской постановке в Большом театре - «Пряничный домик, или Гензель и Гретель», в русском переводе Екатерины Поспеловой.

Ядро творческой команды сложилось на постановках «Саломеи» и «Фауста»: это режиссер-постановщик Екатерина Одегова, художник-постановщик, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» Этель Иошпа и драматург Михаил Мугинштейн. Еще одним художником-постановщиком стала Анна Кострикова. Музыкальный руководитель спектакля — лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Лебедев.

Екатерина Одегова:
«Все великие европейские сказки, будь то «Русалочка» или «Стойкий оловянный солдатик»» Ганса Христиана Андерсена, «Маленький Мук» Вильгельма Гауфа, «Гензель и Гретель» братьев Гримм, - очень грустны. Своим коллегам-актерам я говорю: найдите сказку, которая кажется вам легкой и веселой, и я объясню, почему это не так. Уверена, что для режиссера нет задачи сложнее, чем поставить сказку, за которой стоит великая литература.
Для ребенка сказка - способ познания мира через игру, для взрослого - философская притча. Отсюда и главная трудность для постановщика - не уйти в чистую развлекательность, но и не перегрузить маленького зрителя философскими смыслами, которые ему недоступны, и главная задача - найти баланс между наивностью и притчей»
.

Михаил Мугинштейн:
«Гензель и Гретель» - редчайший пример оперы, способной захватить детей и взрослых и при этом являющейся полноценным оперным объектом. Самая удачная музыкальная интерпретация сказки братьев Гримм, «Гензель и Гретель» - еще и самая органичная детская опера. В ней нет такой «взрослости», как в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова, она не столь рафинирована, как «Дитя и волшебство» Равеля. Красочный, выразительный оркестр (своего рода Вагнер в миниатюре!), блестящие симфонические эпизоды (чего стоит хотя бы девятиминутное вступление, сравнимое с десятиминутной вагнеровской увертюрой к «Нюрнбергским мейстерзингерам»!), запоминающиеся сольные эпизоды (шлягеры в лучшем смысле слова), ансамбли - ток замечательной музыки, не иссякающий до самого финального хора. «Гензель и Гретель» идет в лучших оперных домах, ее исполняют первые номера. Добавим к этому два ярких статистических штриха: «Гензель и Гретель» - самая популярная опера в Германии, а в сезоне 2015 - 2016 во всём мире она занимала 13-е место в списке самых исполняемых оперных сочинений».

«Опера для детей и не только» - таков жанровый подзаголовок спектакля. Его создатели призывают взрослых услышать не только собственных детей, но и своего внутреннего ребенка.

Михаил Сегельман

Категория: Новости