интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Новости » Музыка на все времена

 
 
 

Музыка на все времена

Автор: от 24-09-2015, 03:26, посмотрело: 1081

17 октября в «Доме А.Ф. Лосева» состоится презентация книги
Доктора философских наук, профессора Е. Н. Шапинской

Музыка на все времена:
классическое наследие и
современная культура


Музыка на все временаАвтор представит основные темы и сюжеты книги, поделится впечатлениями от спектаклей, концертов и встреч с деятелями искусства.

В книге на примере отечественной и зарубежной оперной классики рассматриваются философские проблемы, содержащиеся в великих произведениях прошлого и не потерявшие значимости в наши дни: власть и ее формы, свобода и ответственность, различные пути осуществления жизненной судьбы, кризис идентичности в переходные эпохи. Другая группа проблем – судьба классического наследия в культуре постмодернизма – утверждает исчерпанность культуры и безграничный семантический плюрализм. Материал книги включает в себя, кроме теоретических рассуждения и выводов автора, личные наблюдения, впечатления от спектаклей и концертов, беседы и интервью автора с деятелями искусства, анализ материалов интернет-сайтов, посвященных музыкальной культуре.

В концерте принимает участие народная артистка России Татьяна Рубина (фортепиано).

Вас ждет викторина и автограф-сессия.

Подробно ознакомиться с программой Дома Лосева можно по адресу:

https://www.facebook.com/DomLoseva?fref=ts

https://www.facebook.com/events/1148025561879542

Начало в 16 часов.

Адрес – ул. Арбат, 33


О книге

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЭМПАТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ

"...Встреча с реальностью происходит в современной культуре чаще всего в пространстве репрезентации.... Сегодня возникает вопрос, не исчерпана ли репрезентация, не уничтожил ли ее тот кризис, который возник еще на заре модернизма?... Мы обратимся в данной работе к репрезентациям, носящим весьма условный характер и не связанным, как правило с реальными референтами - к образам музыкального театра, которые, как правило, являются созданиями фантазийными, романтическими, зловещими или сказочно-прекрасными.... в них заключены различные важные смыслы, переданные через специфический музыкально-вербальный код, освоение которого и поможет нам подойти к тем важнейшим сторонам и проблемам человеческого бытия, которые нашли воплощение в сложной, условной, но в сути своей очень значимой для человека форме репрезентации, о которой пойдет речь далее."

ГЛАВА 2. «МОЦАРТИАНА»: ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОПЕРАХ МОЦАРТА

Музыка на все времена
1. ПРОБЛЕМА ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТАХ И КОНТЕКСТАХ: «СВАДЬБА ФИГАРО» БОМАРШЕ И МОЦАРТА И ЕЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
"…Формы власти в культуре и обществе многообразны, от прямого принуждения и насилия вплоть до внешне свободного выбора в различных жизненных ситуациях, в основе которого лежат скрытые властные стратегии манипулирования.... идея противостояния Фигаро и Сюзанны казалось бы незыблемой власти графа Альмавивы делает возможным социально акцентированную интерпретацию этого произведения."


Музыка на все времена
2. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ, ИЛИ «VIVA LA LIBERTA»: СТРАНСТВИЯ ДОН ЖУАНА ПО КУЛЬТУРНЫМ ПРОСТРАНСТВАМ
"... Одной из важнейших форм проявления свободы личности является сфера «частной» жизни, интимных отношений... Для нашего анализа мы выбрали Дон Жуана - персонажа, который открыто провозглашает лозунг «Да здравствует свобода!» в своей жизни и следует ему вплоть до трагического конца. .. Причина постоянного возвращения к Дон Жуану и бесконечное количество интерпретаций вызвано притягательностью его безграничной свободы в своих желаниях, провозглашенной как жизненный принцип, который носит универсальный характер и может быть легко перемещен в разные социокультурные контексты."

Музыка на все времена
3. «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»: СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЕ О ТРУДНОСТЯХ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ПОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ
"...Часто "Волшебную флейту" ставят как детскую сказку, хотя существуют и самые разные модернизированные версии оперы. Но в опере эксплицирована идея трудности постижения истинного смысла жизни и препятствий, которые необходимо преодолеть тем, кто стал на путь приобретения знания...."


ГЛАВА 3. ЗАГАДКА «ЗИМНЕГО ПУТИ» ФРАНЦА ШУБЕРТА: РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ И СТРАДАНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

ГЛАВА 4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ГЛАЗАМИ ДРУГОГО: «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В БРИТАНСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
...мы обратимся одной их важных проблем, которая не может не волновать наших соотечественников, у вечной проблеме русской культуры: "Кто мы?" и попробуем взглянуть на нее "извне", сделав это на материале русской классической музыки... Именно универсальность этой истории во времени и пространстве и интересует режиссера, и, поскольку любовь рассматривается как общечеловеческий феномен, ее конкретный контекст "другости", "русскости" не столь важен, сколько вечное звучание любовной тоски и несбывшихся надежд..."

ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМА КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА: ТРАГИЗМ «ПИКОВОЙ ДАМЫ» ЧАЙКОВСКОГО И «ВОЦЦЕКА» А.БЕРГА В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ

"...тексты культуры модернизма - литературные, изобразительные, музыкальные - весьма востребованы, находят новых читателей и зрителей, становятся неотъемлемой частью культурного пространства начала ХХ1 века. Одним из таких обращений к модернизму является опера А.Берга "Воццек", считающаяся высшим достижением музыкального экспрессионизма, которая ставится на многих сценах в разных странах, будучи одной из наиболее привлекательных произведений для режиссеров, стремящихся создать новые интерпретации оперных текстов и найти новые выразительные средства для передачи произведения, получившего культовый статус в музыкальном мире ХХ века..."

Музыка на все времена

ГЛАВА 6. БЕНДЖАМИН БРИТТЕН В СОВРЕМЕННОМ (МЕЖ)КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕКСТЫ КОМПОЗИТОРА И КОНТЕКСТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
"...О Бриттене написано большое количество музыковедческих работ, он является одним из наиболее востребованных композиторов ХХ века как у себя на родине, так и в мире. В данной статье мне хотелось бы рассмотреть некоторые современные постановки опер Бриттена с точки зрения специфики взаимодействия текста композитора с контекстом его интерпретации и восприятия в различных пространствах современной культуры...."



ГЛАВА 7. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ ПОСТКУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА И ГРАНИЦЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Музыка на все времена"…Формирование "посткультуры" происходило и происходит под влиянием идей и практик постмодернизма.... Одной из важных проблем в понимании (пост)современной культурной ситуации является проблема творчества: возможно ли творчество в его традиционном понимании как создание новых текстов, артефактов и смыслов - в пространстве культуры, которая признает свою исчерпанность? ...Для нашего анализа мы взяли персонаж, который продолжает быть востребованным у "культурных производителей" самого разного направления, от "традиционалистов", таких как Ф.Дзефирелли, до самых эпатажных и скандальных, таких как К. Бьейто. Чтобы не фрагментировать до бесконечности сценическую жизнь Дон Жуана и более четко представить связь этого персонажа с судьбой воплощающей его личности, мы обратились к творчеству одного исполнителя, сценическая карьера которого насчитывает множество вариантов образа севильского соблазнителя - Саймона Кинлисайда, британского баритона, который отличается не только большим разнообразием, даже разнородностью репертуара, но и высокой степенью саморефлексивности."

ГЛАВА 8. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА В ЭПОХУ ЕГО ЦИФРОВОЙ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ

ГЛАВА 9. СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
"...Одной из важных проблем, стоящих перед культурой и ее исследователями является кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современного человека, особенно молодежи, выросшей в условиях бурной информатизации общества, оказавшей сильнейшее влияние как на область образования, так и досуга. Преобладание технологической составляющей, все больший механицизм в образовании, процессы дробления культурного пространства и краха традиционной системы ценностей поставили под вопрос необходимость выработки эстетической оценки феноменов окружающего мира, а небывалое расширение области массовой и медиа-культуры вытеснило «элитарную» культуру в узкий круг «посвященных»...
На наш взгляд, решение проблемы "непонятности" классической музыки в целом и оперы в частности лежит в разрыве между двумя типами восприятия и понимания произведения искусства/культурного текста: познанием и эмпатией. ...Для полноценного освоения художественного текста, в частности в процессе образования, необходимо преодоление ограниченности как того, так и другого подходов…"

ГЛАВА 10. ОПЕРА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭСКАПИЗМА
Опера является «удобной» формой для реализации эскапистских импульсов человека, которые звучат с большей или меньшей силой в различных историко-культурных контекстах.... опера дает большие возможности для выхода из повседневности, который, хотя и носит временный и «легитимный» характер, тем не менее, создает сильное эмоциональное напряжение, способное ввести человека в состояние, близкое к древнему мистическому экстазу, не вызывая разрушительных последствий...

Музыка на все времена
ГЛАВА 11. ОБРАЗЫ ВЛАСТИ В (ПОСТ)СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ МИФА К ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ
...Проблема власти всегда была важнейшей темой в русской художественной культуре, и ее по-своему решали в литературе, изобразительном искусстве, на драматической и оперной сцене, в кино. На сегодняшний день наиболее распространенным отношением к фигурам, воплощающим Власть, является постмодернистская деконструкция, заключающаяся, в основном, в осовременивании сюжета и персонажей. ..

ГЛАВА 12. ГЕНДЕРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФЕМИНИННОГО/МАСКУЛИННОГО КАК ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ В (ПОСТ)СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ: «ДОН ЖУАН» И «КАРМЕН» НА ПРОСТОРАХ ПОСТКУЛЬТУРЫ
В течение многих веков субъектно/объектные отношения между мужчинами и женщинами носили ярко выраженный властный характер с доминирующей позицией маскулинного субъекта.... В европейской мысли у истоков понимания отношений мужчин и женщин как отношения власти стоит Ф. Ницше. В теории любви Ф. Ницше четко прослеживается поляризация мужского и женского начала, постоянная «война полов».... Истории Дон Жуана и Кармен являются примерами традиционного бинаризма маскулинности и фемининности как субъекта и объекта власти....

ГЛАВА 13. СНЫ ПРОСПЕРО, РАССКАЗАННЫЕ ЯЗЫКОМ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: ФАНТАСМАГОРИЯ ТОМАСА АДЕСА НА ТЕМУ «БУРИ»УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
...Творчество Шекспира привлекало и привлекает к себе внимание композиторов, которые воссоздают его произведения в самых разных музыкальных формах. Оперы, балеты, симфонические произведения на сюжеты шекспировских трагедий и комедий вошли в музыкальное мировое наследие и стали частью репертуара многих исполнителей... Опера Т.Адеса "Буря" представляет собой не только и не столько произвольный перенос времени действия в иной контекст, сколько переложение этой весьма неоднозначной и трудной для толкования пьесы на язык современной музыки...

ГЛАВА 14. НОВАЯ ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ, ИЛИ ВОЗВРАТ К ДИАЛОГИЗМУ
В современной ситуации необходим поиск новых форм введения культурного наследия, в данном случае музыкального, в общекультурное пространство. В просветительской деятельности такого рода существует важная проблема: разрыв между "обыденным" и профессиональным знанием. ... Нами - мной и моим соавтором, Ольгой Добренковой, человеком творческим и талантливым, работающим в области, не связанной с музыкой, написано несколько Диалогов на тему оперного наследия. Они представляют экспликацию двух точек зрения на одно произведение, которые, на наш взгляд, могут быть интересны как любителям, так и профессионалам, работающим в области преподавания истории искусств, истории художественной культуры...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к классическому наследию, его осмысление, эстетическое восприятие очень важны в нашей сегодняшней ситуации, когда прагматические образовательные тенденции приводят к обеднению эмоциональной сферы. Обновление, возврат к некоторым традициям, изучение великих возможностей, которые дает нам наследие нашей культуры - это те задачи, которые предстоит решать как практикам, так и теоретикам культуры, а от их решения будет зависеть, какой будет культура нашего века.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ В ПРОСТРАНСТВЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ: ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ И ЭМПАТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ
"...Встреча с реальностью происходит в современной культуре чаще всего в пространстве репрезентации.... Сегодня возникает вопрос, не исчерпана ли репрезентация, не уничтожил ли ее тот кризис, который возник еще на заре модернизма?... Мы обратимся в данной работе к репрезентациям, носящим весьма условный характер и не связанным, как правило с реальными референтами - к образам музыкального театра, которые, как правило, являются созданиями фантазийными, романтическими, зловещими или сказочно-прекрасными.... в них заключены различные важные смыслы, переданные через специфический музыкально-вербальный код, освоение которого и поможет нам подойти к тем важнейшим сторонам и проблемам человеческого бытия, которые нашли воплощение в сложной, условной, но в сути своей очень значимой для человека форме репрезентации, о которой пойдет речь далее."
ГЛАВА 2. «МОЦАРТИАНА»: ОСМЫСЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ОПЕРАХ МОЦАРТА
1. Проблема властных отношений в различных культурных текстах и контекстах: «Свадьба Фигаро» Бомарше и Моцарта и ее интерпретации
"…Формы власти в культуре и обществе многообразны, от прямого принуждения и насилия вплоть до внешне свободного выбора в различных жизненных ситуациях, в основе которого лежат скрытые властные стратегии манипулирования.... идея противостояния Фигаро и Сюзанны казалось бы незыблемой власти графа Альмавивы делает возможным социально акцентированную интерпретацию этого произведения."


2. Проблема свободы, или «Viva la liberta»: странствия Дон Жуана по культурным пространствам
"... Одной из важнейших форм проявления свободы личности является сфера «частной» жизни, интимных отношений... Для нашего анализа мы выбрали Дон Жуана - персонажа, который открыто провозглашает лозунг «Да здравствует свобода!» в своей жизни и следует ему вплоть до трагического конца. .. Причина постоянного возвращения к Дон Жуану и бесконечное количество интерпретаций вызвано притягательностью его безграничной свободы в своих желаниях, провозглашенной как жизненный принцип, который носит универсальный характер и может быть легко перемещен в разные социокультурные контексты."


3. «ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА»: СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ, ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЕ О ТРУДНОСТЯХ ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ПОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ
"...Часто "Волшебную флейту" ставят как детскую сказку, хотя существуют и самые разные модернизированные версии оперы. Но в опере эксплицирована идея трудности постижения истинного смысла жизни и препятствий, которые необходимо преодолеть тем, кто стал на путь приобретения знания...."


ГЛАВА 3. ЗАГАДКА «ЗИМНЕГО ПУТИ» ФРАНЦА ШУБЕРТА: РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ И СТРАДАНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
ГЛАВА 4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ГЛАЗАМИ ДРУГОГО: «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» В БРИТАНСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
...мы обратимся одной их важных проблем, которая не может не волновать наших соотечественников, у вечной проблеме русской культуры: "Кто мы?" и попробуем взглянуть на нее "извне", сделав это на материале русской классической музыки... Именно универсальность этой истории во времени и пространстве и интересует режиссера, и, поскольку любовь рассматривается как общечеловеческий феномен, ее конкретный контекст "другости", "русскости" не столь важен, сколько вечное звучание любовной тоски и несбывшихся надежд..."


ГЛАВА 5. ПРОБЛЕМА КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА: ТРАГИЗМ «ПИКОВОЙ ДАМЫ» ЧАЙКОВСКОГО И «ВОЦЦЕКА» А.БЕРГА В КОНТЕКСТЕ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ.
"...тексты культуры модернизма - литературные, изобразительные, музыкальные - весьма востребованы, находят новых читателей и зрителей, становятся неотъемлемой частью культурного пространства начала ХХ1 века. Одним из таких обращений к модернизму является опера А.Берга "Воццек", считающаяся высшим достижением музыкального экспрессионизма, которая ставится на многих сценах в разных странах, будучи одной из наиболее привлекательных произведений для режиссеров, стремящихся создать новые интерпретации оперных текстов и найти новые выразительные средства для передачи произведения, получившего культовый статус в музыкальном мире ХХ века..."


ГЛАВА 6. БЕНДЖАМИН БРИТТЕН В СОВРЕМЕННОМ (МЕЖ)КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕКСТЫ КОМПОЗИТОРА И КОНТЕКСТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
"...О Бриттене написано большое количество музыковедческих работ, он является одним из наиболее востребованных композиторов ХХ века как у себя на родине, так и в мире. В данной статье мне хотелось бы рассмотреть некоторые современные постановки опер Бриттена с точки зрения специфики взаимодействия текста композитора с контекстом его интерпретации и восприятия в различных пространствах современной культуры...."


ГЛАВА 7. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В КОНТЕКСТЕ ПОСТКУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА И ГРАНИЦЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
"…Формирование "посткультуры" происходило и происходит под влиянием идей и практик постмодернизма.... Одной из важных проблем в понимании (пост)современной культурной ситуации является проблема творчества: возможно ли творчество в его традиционном понимании как создание новых текстов, артефактов и смыслов - в пространстве культуры, которая признает свою исчерпанность? ...Для нашего анализа мы взяли персонаж, который продолжает быть востребованным у "культурных производителей" самого разного направления, от "традиционалистов", таких как Ф.Дзефирелли, до самых эпатажных и скандальных, таких как К. Бьейто. Чтобы не фрагментировать до бесконечности сценическую жизнь Дон Жуана и более четко представить связь этого персонажа с судьбой воплощающей его личности, мы обратились к творчеству одного исполнителя, сценическая карьера которого насчитывает множество вариантов образа севильского соблазнителя - Саймона Кинлисайда, британского баритона, который отличается не только большим разнообразием, даже разнородностью репертуара, но и высокой степенью саморефлексивности."


ГЛАВА 8. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА В ЭПОХУ ЕГО ЦИФРОВОЙ ВОСПРОИЗВОДИМОСТИ
ГЛАВА 9. СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ.
"...Одной из важных проблем, стоящих перед культурой и ее исследователями является кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современного человека, особенно молодежи, выросшей в условиях бурной информатизации общества, оказавшей сильнейшее влияние как на область образования, так и досуга. Преобладание технологической составляющей, все больший механицизм в образовании, процессы дробления культурного пространства и краха традиционной системы ценностей поставили под вопрос необходимость выработки эстетической оценки феноменов окружающего мира, а небывалое расширение области массовой и медиа-культуры вытеснило «элитарную» культуру в узкий круг «посвященных»...
На наш взгляд, решение проблемы "непонятности" классической музыки в целом и оперы в частности лежит в разрыве между двумя типами восприятия и понимания произведения искусства/культурного текста: познанием и эмпатией. ...Для полноценного освоения художественного текста, в частности в процессе образования, необходимо преодоление ограниченности как того, так и другого подходов…"

ГЛАВА 10. ОПЕРА КАК ПРОСТРАНСТВО ЭСКАПИЗМА
Опера является «удобной» формой для реализации эскапистских импульсов человека, которые звучат с большей или меньшей силой в различных историко-культурных контекстах.... опера дает большие возможности для выхода из повседневности, который, хотя и носит временный и «легитимный» характер, тем не менее, создает сильное эмоциональное напряжение, способное ввести человека в состояние, близкое к древнему мистическому экстазу, не вызывая разрушительных последствий...

ГЛАВА 11. ОБРАЗЫ ВЛАСТИ В (ПОСТ)СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ОТ МИФА К ДЕСАКРАЛИЗАЦИИ
...Проблема власти всегда была важнейшей темой в русской художественной культуре, и ее по-своему решали в литературе, изобразительном искусстве, на драматической и оперной сцене, в кино. На сегодняшний день наиболее распространенным отношением к фигурам, воплощающим Власть, является постмодернистская деконструкция, заключающаяся, в основном, в осовременивании сюжета и персонажей. ..


ГЛАВА 12. ГЕНДЕРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФЕМИНИННОГО/МАСКУЛИННОГО КАК ОТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ В (ПОСТ)СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ТЕКСТОВ: «ДОН ЖУАН» И «КАРМЕН» НА ПРОСТОРАХ ПОСТКУЛЬТУРЫ
В течение многих веков субъектно/объектные отношения между мужчинами и женщинами носили ярко выраженный властный характер с доминирующей позицией маскулинного субъекта.... В европейской мысли у истоков понимания отношений мужчин и женщин как отношения власти стоит Ф. Ницше. В теории любви Ф. Ницше четко прослеживается поляризация мужского и женского начала, постоянная «война полов».... Истории Дон Жуана и Кармен являются примерами традиционного бинаризма маскулинности и фемининности как субъекта и объекта власти....

ГЛАВА 13. СНЫ ПРОСПЕРО, РАССКАЗАННЫЕ ЯЗЫКОМ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ: ФАНТАСМАГОРИЯ ТОМАСА АДЕСА НА ТЕМУ «БУРИ»УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА
...Творчество Шекспира привлекало и привлекает к себе внимание композиторов, которые воссоздают его произведения в самых разных музыкальных формах. Оперы, балеты, симфонические произведения на сюжеты шекспировских трагедий и комедий вошли в музыкальное мировое наследие и стали частью репертуара многих исполнителей... Опера Т.Адеса "Буря" представляет собой не только и не столько произвольный перенос времени действия в иной контекст, сколько переложение этой весьма неоднозначной и трудной для толкования пьесы на язык современной музыки...


ГЛАВА 14. НОВАЯ ЖИЗНЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ СКАЗКИ, ИЛИ ВОЗВРАТ К ДИАЛОГИЗМУ
В современной ситуации необходим поиск новых форм введения культурного наследия, в данном случае музыкального, в общекультурное пространство. В просветительской деятельности такого рода существует важная проблема: разрыв между "обыденным" и профессиональным знанием. ... Нами - мной и моим соавтором, Ольгой Добренковой, человеком творческим и талантливым, работающим в области, не связанной с музыкой, написано несколько Диалогов на тему оперного наследия. Они представляют экспликацию двух точек зрения на одно произведение, которые, на наш взгляд, могут быть интересны как любителям, так и профессионалам, работающим в области преподавания истории искусств, истории художественной культуры...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к классическому наследию, его осмысление, эстетическое восприятие очень важны в нашей сегодняшней ситуации, когда прагматические образовательные тенденции приводят к обеднению эмоциональной сферы. Обновление, возврат к некоторым традициям, изучение великих возможностей, которые дает нам наследие нашей культуры - это те задачи, которые предстоит решать как практикам, так и теоретикам культуры, а от их решения будет зависеть, какой будет культура нашего века.

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложения.

Категория: Новости