интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » Романтик советской индустриализации

 
 
 

Романтик советской индустриализации

Автор: Раиса Ханукаева от 15-09-2010, 23:09, посмотрело: 3582

Новый сезон только начинает набирать обороты, а в Москве уже открылись две выставки работ Александра Лабаса – советского художника-импрессиониста. Говорить о возрождении интереса к русскому искусству прошлого века пока рано, тем более, что выставки приурочены к 110-летию мастера. Однако радует уже то, что «Винзавод» и Московский музей современного искусства напомнили москвичам о существовании в СССР не только «официальной» живописи, пропагандирующей советскую идеологию, но и других течений в изобразительном искусстве, популярных на западе, в частности авангарда и экспрессионизма.

Ранний Лабас был настоящим последователем экспрессионистов запада, но в стремлении изобразить «застывшие секунды изменчивого мира», в пренебрежении к подробностям, картины художника напоминают и другое течение – возникший еще в XIX веке импрессионизм. Однако благодаря этому же стремлению, уже в первых работах Лабас часто выходил за рамки обоих стилей. Художник не просто сумел поймать мгновение, он полностью передал его полет. Картины Александра Лабаса - это взгляд из окна дирижабля, или советского самолета, которые мастер воспевал почти всю свою жизнь.

Итог этой работы можно увидеть в галерее «Проун» на «Винзаводе». Картины, представленные здесь, были подготовлены Лабасом, для первой и последней персональной выставки, проведенной при жизни художника, когда в 1976 году об участнике международных салонов Парижа и Нью-Йорка снова вспомнили и предложили сделать ретроспективу на Кузнецком мосту. Лабас понимал - это его последний шанс провести диалог со зрителем, хотя и не без оснований был уверен в том, что его работы будут более понятны следующим поколениям. Уже немолодой художник по памяти восстанавливал некоторые утраченные картины, собственноручно вымерял стены помещения отведенного для экспозиции и создал множество макетов расположения работ, Александр Лабас мечтал, чтобы вся стена выглядела как единая картина. Выставка в «Проун», на которой представлены 60 работ мастера, отчасти повторяет экспозицию1976-го года, и зрители видят классический подчерк одного из наиболее самобытных членов Общества станковистов.

ММСИ на Петровке дает возможность увидеть другого Лабаса - художника-графика и смелого авангардиста. Работы, собранные здесь принадлежали сыну мастера – Юлию Лабасу, и были написаны в самый сложный для художника период, когда после предъявленного ему обвинения в формализме, об Александре Лабасе забыли и ни одна галерея не соглашалась покупать его картины. В первых двух залах выставки представлены цветовые композиции и карандашные рисунки художника 60-70-х гг. Яркие, абстрактные работы, часто экспрессивные цвета и полудетские образы инопланетных созданий из серии «Фантазии», заставляют задуматься, не изменил ли самый романтичный ОСТовец представления о своем творчестве? Не изменил. Полет в космос для людей 60-х годов значил примерно тоже, что дирижабли и самолеты в начале столетия. И мечты о других планетах вдохновляли художника не меньше, чем желание бороздить небесные просторы. Третий зал снова возвращает зрителя в стихию Лабаса, и хотя картин, посвященных воздухоплаванию здесь не так много, цветовая гамма и стиль свидетельствуют о том, что даже в горькие для любого творца годы забвения, Лабас все же был верен себе.

Романтик советской индустриализацииРомантик советской индустриализацииРомантик советской индустриализации















Раиса Ханукаева

Категория: Искусство созерцать









<
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
  • ICQ: --
21 сентября 2010 02:08

гость

  • Группа: Гости
  • Регистрация: --
 
Раечка, прочитав эту статью мне захотелось посетить выставку! Спасибо вам :)