интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » «Первозданная Россия»: Настоящая Жизнь

 
 
 

«Первозданная Россия»: Настоящая Жизнь

Автор: Анна Чередова от 24-02-2016, 02:02, посмотрело: 1052

В Москве завершается III Общероссийский фестиваль природы «Первозданная Россия», начавшийся 22 января в Центральном доме художника. История фестиваля очень молодая – начало было положено в 2014 году, однако число поклонников уже достаточно велико для того, чтобы в заключительные дни на ступенях ЦДХ образовалась внушительная очередь из желающих окунуться в «Первозданную Россию». Вопреки стереотипу, что на подобные мероприятия невозможно заманить молодежь, заявляю – большинство посетителей были подростки (пришедшие по собственной инициативе, а не отбывающие «повинность» в виде школьной экскурсии!), студенты, молодые родители с детьми. Каждый находил в одном из многочисленных залов что-то себе по душе, но обо всем по порядку.

«Первозданная Россия»: Настоящая Жизнь«Первозданная Россия»: Настоящая ЖизньЕсли я правильно разгадала задумку организаторов, то она заключалась в том, чтобы влюбить в Россию даже самого искушённого гостя фестиваля, обратить внимание на красоту родной природы и заодно на проблемы, связанные с ее сохранностью. Как говорят, рано или поздно каждому начинает казаться, что где-то и «трава зеленее», и «хорошо там, где нас нет», однако «Первозданная Россия» как раз призвана заставить зрителя остановить свои поиски лучшего уголка, оглядеться вокруг и понять, что «слона-то он и не заметил», и что на самом деле красота родного края безгранична. Фестиваль добивается этого понимания с помощью разделения пространства на несколько зон.

Поскольку центральной темой фестиваля этого года является великая река Волга, ландшафт Поволжья, архитектура его городов и быт народа, то одна из площадок целиком и полностью посвящена данной тематике. По периметру зала непрерывно проходит аудиовизуальная инсталляция, а в центре любой желающий может расслабиться на матрасе и, запрокинув голову к экрану, перенестись за несколько десятков километров от Москвы. Особенно полюбился этот зал детям: уставшие после прогулки по другим залам, они оккупировали все лежачие места и замерли перед движущейся картинкой. Другие продолжали прилежно следовать за родителями, осаждая их вопросами, но большинство маленьких посетителей участвовали в мастер-классах: рисовали, творили аппликации, пробовали себя в разных техниках, - родителям оставалось только найти место для своих чад и отправиться дальше.

Каждый день фестиваля был посвящен конкретной тематике, например, выбранный мною рассказывал об Арктике: в кинозале шли соответствующие документальные и анимационные фильмы, а на основной сцене выступали фольклорные коллективы с танцами и песнями, читали свои лекции специалисты различных областей, в частности я специально шла на одну из них, посвященной тайне перевала Дятлова.

«Первозданная Россия»: Настоящая Жизнь«Первозданная Россия»: Настоящая ЖизньНадо отдать должное фотографам, ведь один снимок – это часы проделанной работы, зачастую – в диких и не всегда комфортных погодных условиях, часы выжидания и наблюдения, особенно когда дело касается съемки животных. А животные и птицы на фестивале «Первозданная Россия» - неотъемлемая часть дикой природы. Лисы, «барин»-медведь, песцы, степные котята, суслики, выдры, совы - все они заставляют гостей фестиваля замирать перед фотографиями, улыбаться, умиляться, а сами животные выглядят и ведут себя на фото настолько естественно, что тяжело представить, что в нескольких метрах от них находился человек и снимал на камеру. То же самое касается природы и ее нерукотворных творений – она выглядит на снимках словно какой-то затерянный мир или иная планета (например, Цветные горы в Алтае, называемые в народе Марсом), где не ступала нога человека. Когда растерянно бродишь среди фотографий, и разбегаются глаза, создается впечатление, что это не уголок первозданной России воссоздан среди бетонных джунглей, а человек перенесся из бурной столицы в дикую, безлюдную природу. В будние дни это ощущение наверняка намного сильнее, чем в толпе выходного дня. А еще фестиваль учит искать красоту в мелочах - наряду с величественными пейзажами здесь представлены и примеры макросъемки: любопытный богомол, встречающий рассвет, или капли росы или дождя, бусинками нанизанные на стебелек. Под последней фотографией были размещены такие слова: «Мы очень часто куда-то спешим, суетимся, бурлим в своих «котелках» бытовых забот и не можем найти даже минутку, чтобы остановиться и взглянуть себе под ноги. А тем временем мы упускаем нечто самое важное и ценное – саму жизнь. Настоящую Жизнь».

Проводя жизнь в мегаполисе или в любом крупном городе России, мало задумываешься над тем, что происходит за его пределами. Сами москвичи шутят, что за МКАДом жизни нет, а ведь на самом деле, именно то, что происходит за пределами большого города – и есть настоящая жизнь, такая, каковой ее изначально задумала мать-природа. Большая часть фестиваля посвящена работам фотографов-натуралистов, благодаря которым зрители могут лицезреть настоящую первозданную Россию от Крыма до Камчатки, которую, к большому сожалению, половина из них так и увидит лишь запечатленной на фото. Но даже то, что вторая половина окажется замотивированной посетить отдаленные уголки, чтобы увидеть это все воочию – уже успех как фотографов, так и организаторов фестиваля.

Посещая выставки и музеи, я обращаю внимание, что в культурной жизни столицы происходят приятные перемены: несмотря на очереди, немалое время в которых приходится проводить под открытым небом, да еще под снегом или дождем (вспомним недавно прошедшую с бешеным ажиотажем выставку В. Серова), количество желающих не уменьшается. Очень хочется верить, что это не просто мода или отклик на какое-то веяние, а реальный интерес как молодежи, так и старшего поколения, перетекающий в новую, современную тенденцию.

Анна Чередова

Фотографии автора

Категория: Искусство созерцать