интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » Монетизация искусства, или телевизор для Гулливера

 
 
 

Монетизация искусства, или телевизор для Гулливера

Автор: Анна Чередова от 27-09-2015, 02:01, посмотрело: 937

Нас с дошкольной скамьи приучают к тому, что искусство надо ценить, а его плоды - охранять. Помните, как вас с другими детишками вели парами "мальчик-девочка" в ваш первый музей? Как хмуро косилась на вас смотрительница, стоило перегнуться через заграждение к экспонату? Или какая священная тишина царила в этом храме? Подробности у каждого могут различаться, едино лишь одно - впечатление от первого контакта с живописью, скульптурой, архитектурой, а именно - легкое чувство страха и преклонения перед произведениями искусства. Ну и, конечно, страх перед смотрительницами, сохранившимися лучше некоторых музейных экспонатов. Куда подевался сейчас этот благоговейный ужас?

Монетизация искусства, или телевизор для ГулливераНам, живущим в эпоху компьютерных технологий, стало подвластно практически все. Нам стало мало того, что мы имели на своей планете, и мы начали летать в космос на экскурсии, нам стало мало тех произведений искусства, что подарили нам за сотни лет гении, и мы стали оживлять картины, да и что далеко ходить за примерами - мы оживили творения самого "Божественного" Микеланджело Буонарроти. В начале сентября в Центре Дизайна ARTPLAY открылась мультимедийная выставка "Микеланджело. Сотворение мира", названная сенсационной.

Монетизация искусства, или телевизор для ГулливераВ чем же заключается ее сенсация? На гигантских экранах по периметру темного зала транслируются, или, - как называют это создатели выставки ARTPLAY MEDIA, - "оживают" под величественные звуки музыки фрески Сикстинской капеллы - сцены, изображающие путь человека от Сотворения мира до Страшного суда. Этот путь человек проходит в Центре Дизайна за полчаса - столько идет один "сеанс" мультимедийной части выставки (сама она идет непрерывно). От 5 до 15 минут в зависимости от степени заинтересованности и усталости после рабочего дня посетитель потратит на ознакомление с биографией и творчеством Микеланджело по версии Википедии, и уж точно не меньше 20 минут, при отсутствии очереди, около интерактивного экрана, в котором можно сфотографироваться, чтобы стать частью картины великого гения эпохи Возрождения. Для того, чтобы сделать фото на фоне росписи Сикстинской капеллы совсем необязательно ехать в Ватикан - за 100 рублей в кабинке можно миновать препятствие в тысячи километров. Однако выдержать полчаса мультимедийной части - задача непростая, потому как количество пуфов для комфортного просмотра на полу ограничено, а формат кажется однообразным и скучным, несмотря на динамичное музыкальное сопровождение Баха и Моцарта и яркие спецэффекты.

Выставка производит неоднозначное впечатление. К сожалению, новые трактовки произведений искусства выглядят как маркетинговый ход по привлечению "современного зрителя" и его кошелька. Потому что никакого преклонения, никакого страха перед гением творца не чувствуешь, а ощущения такие, будто находишься на презентации нового большого телевизора с крутой аудиосистемой для Гулливера в стране лилипутов. Словами организаторов, "технологии включают многоканальную анимационную графику, использование десятков современных проекторов самого высокого разрешения, гигантские экраны и объемный звук". В аванзале, который призван раскрыть эпоху Ренессанса и творчество Микеланджело, для искушенного посетителя слишком много текста, причем организаторы даже не потрудились перечитать его, поскольку некоторые абзацы не отформатированы и задублированы, а предложения вовсе обрываются на половине строки. Из плюсов можно отметить удобные инфографики, подробные чертежи с описаниями архитектурных творений Микеланджело, копии подробнейших анатомических зарисовок, однако за последнее стоит благодарить скорее их творца, нежели создателей выставки.

Монетизация искусства, или телевизор для ГулливераМонетизация искусства, или телевизор для ГулливераМонетизация искусства, или телевизор для Гулливера










Если отбросить версию с монетизацией искусства, целью которой является получение прибыли максимально возможными способами, то, скорее всего, организаторы рассчитывали на то, что такой мультимедийный формат привлечет больший поток аудитории, чем неподвижные творения Микеланджело. Может, так оно и случилось, даже в будние дни зал был заполнен на треть, но по итогам выставки напрашивается вопрос - может, не стоит позволять человеку начинать так тесно взаимодействовать с искусством? Не позволять ему оживлять картины, вырезать отдельные сцены с великих полотен, и более того - не позволять проникать туда современному персонажу? Ведь если сам творец создавал картину неделимой, то разве может обыватель рвать ее на части? В Центре Дизайна ARTPLAY явный недостаток смотрительниц, которые бы шикали при виде фотоаппарата или выгоняли бы из выставочного зала, приметив, как кто-то наставляет "рожки" статуе Давида. Копия которой, кстати говоря, немым упреком стоит, отвернувшись от здания ARTPLAY.

Анна Чередова

Фотографии автора

Категория: Искусство созерцать