интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » Дорога Эрвина. О России с любовью

 
 
 

Дорога Эрвина. О России с любовью

Автор: Ксения Мальцева от 30-04-2014, 15:15, посмотрело: 1220

Дорога Эрвина. О России с любовьюС 25 апреля в центре фотографии имени братьев Люмьер открылась выставка ранее неизвестного русско-немецкого фотографа Эрвина Волкова под названием «Дорога Эрвина». На экспозиции представлены более шестидесяти чёрно-белых фотографий 1950-х–1960-х годов, взятых из архива, открытие которого спустя полвека сделал возможным фотокорреспондент журнала «Огонёк» Юрий Кривоносов.

Необычная судьба Эрвина Волкова повлияла на его становление как фотографа. Будучи сыном взятого в плен во время Первой мировой войны немца и петербурженки, он по иронии судьбы сам попал в советский плен в 1942 году, и только через шесть лет был направлен в ГДР для работы в прессе. Именно по заданию газеты Эрвин отправился в полугодовое путешествие по Советскому Союзу, которое навсегда изменило его жизнь.

Он проделал колоссальный путь, посетив со совей командой на машине Мурманск, Красноярский край, Байкал, Дальний Восток, Северный Кавказ, Грузию, всё Черноморское побережье от Адлера до Новороссийска, Крым, Украину, Белоруссию и множество других не менее интересных мест. Собирая материал для своих репортажей об этих уголках страны, Эрвин впервые увлёкся фотографией.

Дорога Эрвина. О России с любовьюДорога стала отправной точкой в его творчестве, и эта тема проходит лейтмотивом через многие работы фотографа, которые тяготеют к европейской традиции стрит-фотографии. Его снимки стали своеобразным «road movie» («дорожное кино») в этом жанре. В результате после первой поездки Эрвин неоднократно возвращался в СССР, а путешествие превратилось в бесконечные поиски чего-то важного.

Дорога Эрвина. О России с любовьюВ его объектив попадали обычные люди, архитектура, природа. Он увлечённо снимал всё вокруг, находя при этом нестандартные для советской фотографии сюжеты. На его изображениях мы видим европейские типажи, девушек в заграничной одежде, витрины модных магазинов, — всё то, что отличало его снимки от работ других фотографов и позволяло посмотреть на жизнь Советского Союза под другим ракурсом. Во многом благодаря особенностям своего происхождения Эрвин Волков сумел отобразить Россию (так он всегда называл СССР) такой, какой не каждый мог её показать: без политического подтекста и карикатурности советского быта.

Его серию фотографий «В ожидании Гагарина, 14 апреля 1961 года» нельзя сравнить ни с чем: ни виновника торжества, ни радостных лиц граждан там не увидишь. На одном из снимков — толпа людей, повёрнутых к нам спиной, на другом — шпиль Никольской башни, от которого разлетается стая птиц. Однако по содержанию именно фоторепортаж Эрвина достиг наибольшей глубины проникновения и смог удивительно точно передать атмосферу события.
Очень интересно также будет сравнить, как выглядели в 50-х и 60-х годах известные места Москвы, такие как Парк Горького, ГУМ или Ленинский проспект, с тем, что мы можем наблюдать сейчас. На снимках все они кажутся какими-то нереальными и отражают национальный колорит того периода.
Эрвин Волков не был профессиональным фотографом, но он обладал способностью находить интересные сюжеты и благодаря своему особому отношению к России сумел запечатлеть неродную страну, передав при этом всё её своеобразие и великолепие.

Дорога Эрвина. О России с любовьюДорога Эрвина. О России с любовьюДорога Эрвина. О России с любовьюДорога Эрвина. О России с любовью













Ксения Мальцева
Фотографии автора

Категория: Искусство созерцать