интернет-журнал ArtРЕПРИЗА » Искусство созерцать » Александр Лапин – мастер композиции

 
 
 

Александр Лапин – мастер композиции

Автор: Ксения Мальцева от 30-04-2014, 01:28, посмотрело: 1081

Александр Лапин - выдающийся российский фотограф и талантливый педагог. На протяжении десятков лет он занимался исследованием и преподаванием фотографии, фактически заменив собой изначально отсутствовавшие в России фотошколы. Он учил понимать сущность и язык фотографии, опираясь на законы композиции и психологию человеческого восприятия, формулируя тем самым принципы анализа и оценки изображений.

Этими же приёмами он руководствовался и при создании собственных работ, которые до 9 мая можно увидеть в Манеже в рамках международного фестиваля «Фотобиеннале-2014». Ретроспектива «Ускользающее время» — прекрасный образец того, как компоновка кадра определяет содержательный аспект и восприятие снимка.

Все линии умело сочетаются фотографом друг с другом, их отношения гармоничны. Ни одна деталь не является лишней или случайной — всё направлено на передачу смысла, который автор вкладывает в содержание фотографии и хочет донести до зрителя.

Александр Лапин – мастер композицииАлександр Лапин – мастер композиции
Например, на таких снимках, как «Подземный переход» и «Дорожка» сходящиеся линии ведут взгляд за собой, приводя нас к какому-то ключевому моменту на фотографии.

Работы Лапина всегда оцениваются именно на подсознательном уровне. Человек, не воспринимающий подтекст, ничего в них для себя не найдёт. Рамка кадра — лишь условные его границы, за которые призывает выйти фотограф, предоставляя воображению возможности неоднозначного прочтения и интерпретации изображений. Автор хотел, чтоб его снимки содержали в себе какую-то тайну, загадку, для решения которой он оставляет широкий простор для ассоциаций.


Александр Лапин – мастер композицииАлександр Лапин – мастер композицииАлександр Лапин – мастер композиции










По словам Лапина, фотография хороша только тогда, когда она не производит впечатления законченности, поэтому его снимкам свойственно передавать ощущение незавершённости, возникающее от подчёркивания элементов случайного. Его принцип — находить необычное даже в самых простых будничных проявлениях жизни. Поэтому многие его фотографии посвящены быту 80-х и 90-х годов, с легко узнаваемой атмосферой того времени.

Самым важным для него было научить доверяться своим чувствам, не мыслить стереотипами и шаблонами. Лапин считал, что «любое творчество — это нарушение всяческих правил», однако только в том случае, если нарушение их оправдано. Правда, в то время как для начинающих эти постулаты служат точкой опоры, человек, уже владеющий мастерством, должен не бояться открывать для себя что-то новое.

Александр Лапин – мастер композицииНаглядным примером такого эксперимента стала его фотография «Лесенка», на которой нарушения перспективы создают своеобразную игру с пространством. Уменьшающиеся в размере ступеньки ведут нас в глубину кадра, в то время как ветки деревьев кажутся близким из-за контраста с однотонной поверхностью стены слева.

Лапин открывает глаза на то, что творчество фотографа не заканчивается в тот момент, когда он нажимает на кнопку, а самый трудный творческий процесс - осмысление того, что снято. «Многие фотографии, свои и чужие, носишь в голове десятки лет, прежде чем удаётся понять, в чем их секрет и как они работают», — признаётся мэтр.

Его учениками были Игорь Мухин, Геннадий Бодров, Александр Сорин, Павел Смертин, Дмитрий Костюков, а учебник «Фотография как..» стал настольной книгой для многих поколений фотографов.

Рассматривая снимки Александра Лапина, понимаешь, что фотография — это сама жизнь, а талант фотографа заключается в умении видеть и выбирать из жизненных ситуаций именно ту, которая представляет собой художественный интерес.

Ксения Мальцева
Фотографии автора

Категория: Искусство созерцать